А троллейбус - нужен!

Сообщения в местной прессе, появившиеся перед новым годом, взбудоражили многих томичей, особенно старшее поколение. «Полувековая история томского троллейбуса, - говорилось в одном из сообщений, - вскоре может подойти к концу: спикер Думы города Томска Сергей Панов и мэр Иван Кляйн сделали заявления, в которых прослеживаются планы городских властей отказаться от этого вида транспорта в пользу автобусов на газомоторном топливе…». Обсуждались и другие варианты стратегии развития муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ТТУ.


Эти намерения и стали предметом жаркого обсуждения на президиуме Томского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Главный вопрос повестки был обозначен так: «О планах городских властей заменить троллейбусную сеть автобусами на газе».

- Тот факт, что власти ищут альтернативу троллейбусу, надо полагать, не самое лучшее решение, потому что ничто сегодня не может заменить низкопольный, вместительный, экономически выгодный, социально ориентированный транспорт, - подчеркнула, выступая, заместитель председателя областного совета ветеранов Светлана Буланова. 

- В нем с определенным комфортом могут ехать инвалиды-колясочники, матери с детскими колясками. Это единственный в городе транспорт, отвечающий требованиям программы «Доступная среда». Представляется неубедительным аргумент, что он обременителен для городского бюджета. Кто готов сегодня сказать, как и на что расходуются дотационные суммы 200-250 млн рублей? Что конкретно сделано, чтобы работа электрического транспорта стала рентабельной и прибыльной? Границы города постоянно расширяются, растут новые микрорайоны, а схема движения не меняется, не построена дополнительная инфраструктура, не проложено ни одной новой контактной сети или трамвайной линии. Просто решили пойти по легкому пути замены троллейбусов? Это, на наш взгляд, категорически недопустимо…

Между тем, обсуждая будущие расходы, депутаты гордумы и администрация всегда подчеркивают: «Бюджет у нас социально ориентирован». Ну и как он будет ориентирован, если собираемся оставить без социального транспорта десятки тысяч пенсионеров, студенческую и учащуюся молодежь, активно пользующуюся электрическим транспортом? Не забывайте еще, что свыше трех тысяч городских пенсионеров покупают единые проездные билеты, возвращая муниципалитету в общей сложности более 10 млн рублей в год. 

Много еще было высказано убедительных аргументов в пользу троллейбусов и трамваев, и контраргументов против непродуманной и скороспешной попытки разрушить существующую транспортную инфраструктуру. На заседание президиума пришли те, кто «ставил» трамвай на рельсы, более 30 лет водил троллейбус, – участники Великой Отечественной войны А.И. Алтунин и А.А. Белькевич. Александр Иосифович 50 лет проработал в ТТУ мастером контактной сети и подстанции, инженером и главным инженером энергослужб. Он - живая история, свидетель и участник пуска первого трамвая в Томске 1 мая 1949 года, член штаба строительства первой троллейбусной линии, запущенной по участку площадь Ленина - Лагерный сад и пр. Фрунзе до депо, 7 ноября 1967 года. 

- Тогдашние руководители - председатель горисполкома Геннадий Калаба и первый секретарь горкома партии Юрий Литвинцев, - подчеркнул А. Алтунин, - всегда помнили о коллективе ТТУ, знали его нужды, присутствовали на общих собраниях, помогали в решении многих вопросов. Полагаю, есть надежда, что и нынешняя администрация города обратит подлинное внимание на состояние ТТУ, коллектив которого переживает далеко не лучшие времена. 

Поймите, троллейбус ничем не заменишь, а что у нас творится? Нет настоящей службы движения. Транспорт может простоять до полусуток, и никому нет дела. Мало внимания уделяется и трамваям. Энергослужбу передали «Горэлектросетям». Там, конечно, решают оперативные вопросы, а кто подумает о перспективе? Кто решит проблему блуждающих токов, которые со страшной силой разрушают подземные коммуникации, приносят огромный материальный ущерб городскому хозяйству? Об этом тоже никто всерьез не задумывается, не принимает конкретных мер. А все, я считаю, потому, что чиновников стало много, все они ездят на машинах и далеки от проблем общественного транспорта.

- Здесь тоже сидит один чиновник, - отозвался на критику заместитель мэра Владимир Брюханцев, - и он знает, сколько троллейбусов и трамваев выходит на линию, причины повреждений. Существует и служба пути, правда, малочисленная. Действует муниципальное учреждение – Центр организации перевозок, который работает со всеми перевозчиками, включая ТТУ. Через систему ГЛОНАСС, мы следим в режиме онлайн, с каким интервалом идет транспорт, видим, кто отстает, и почему…

Оппонент также сообщил, что острота проблемы возникла на согласительной комиссии при обсуждении бюджета г. Томска, где депутаты справедливо задали вопрос: «До каких пор мы будет давать дотации ТТУ, не получая отдачи? Следует досконально разобраться, сколько действительно требуется денег, чтобы обеспечить перевозки…». Перед новым руководителем А. Сосновским поставлена ответственная задача. В мэрии прорабатывается программа с окончательными параметрами стратегии, просчитывается финансовая схема. Однако вопрос о ликвидации троллейбусов не стоит. Напротив, будет пересмотрена схема маршрутной сети, чтобы разгрузить проспект Ленина для бесперебойного движения троллейбусов.

- Одна из проблем сегодня, - продолжал Владимир Брюханцев, - вернуть пассажиров на трамваи-троллейбусы, существенно сократив интервалы движения, пополнив парк, в том числе за счет московских трамваев. Надо увеличить долю перевозок электрическим транспортом с нынешних 20 (16,5 млн пассажиров) до 25-30 процентов. Ведь, ожидая на общих остановках, люди садятся в тот транспорт, который пришел первым…

Однако высказанные аргументы не успокоили участников дискуссии. Председатель Совета старейшин г. Томска Анатолий Чемерис напомнил, что год назад проблемы городского транспорта уже рассматривались на одном из заседаний. Продолжается интенсивное загрязнение территории города отработанным топливом и газами. Их содержание в воздухе уже в 8 раз превысило ПДК. Тяжелые элементы оседают вниз, что отражается, прежде всего, на здоровье наших детей. 

- Поток машин из Северска, - конкретизировал он сообщение, - с центрального КПП хлынул на пр. Ленина, увеличивая и без того запредельную нагрузку. А почему бы, используя возможности Минтранса, не запустить скоростной электропоезд Северск - Томск- I и Томск- II, с таким расчетом, чтобы изменить направление общего транспортного потока с севера на восток, что полностью соответствует интересам томичей и северчан. Надо убирать дизельный и бензиновый транспорт с наших центральных улиц, заменяя электрическим. Я внимательно слушал выступление В.Н. Брюханцева. Известный и опытный руководитель сделал верный анализ обстановки, а вот взгляд на перспективу развития транспорта высказал какой-то «туманный». Значит, работа «до ума» еще не доведена. Между тем, кроме электрического транспорта, за которым будущее, наши институты работают над использованием металловодородного топлива. Это направление развивается бурно. Мы должны сделать все, чтобы минимизировать, исключить вред, наносимый транспортом людям…

Оригинальный взгляд на проблему использования городского транспорта высказал доктор философских наук, профессор ТПУ, член президиума совета старейшин Николай Кириллов. Он поделился мировым опытом использования электрического транспорта. Вспоминал, как из Лондонского аэропорта ночью по ярко освещенной трассе   добирался до Ливерпуля через всю Англию на… троллейбусе. В Сент-Луисе США ездил по кольцу от гостиницы в город тоже на троллейбусе, но бесплатном. А в Шанхае в 2009 году сначала передвигался на машине, затем не устоял перед искушением прокатиться с «ветерком» на самом быстром в мире трамвае со скоростью… 380 км в час.

- В Китае, - высказал свое резюме профессор, - есть три отрасли, в том числе общественный транспорт, который государство не выпускает из своих рук. А кто мешает нам перевести электрический транспорт на бюджет государства? Давайте направим наше коллективное обращение в Государственную Думу РФ или в правительство с таким предложением. В бюджете города денег всегда будет не хватать. Если электрический транспорт перейдет в систему Минтранса РФ, легче будет решать многие проблемы, а с частником пусть воюет мэр.

Тревожную ноту внесла в обсуждение председатель обкома профсоюза работников транспорта Ольга Давыдова. Обстановка в коллективе, считает она, после встречи с новым руководителем 29 ноября 2017 года, особенно после его информации, что через 5 лет троллейбусов не будет, а водители должны будут пройти обучение на автобусах, остается напряженной.  

- Настроение работников коллектива ТТУ удручающее. Отработав на линии две сотни часов, водитель не получает вовремя свою более чем скромную зарплату. Ущемляются социальные гарантии, не выполняются пункты коллективного договора. Если права работников будут нарушать и дальше, обратимся в Трудовую инспекцию и прокуратуру.

А теперь скажите, может ли такое предприятие быть привлекательным для его работников? Основная задача ТТУ – перевозка пассажиров. Хотелось бы зримо ощутить внимание со стороны администрации города, знать объективную и реально обоснованную перспективу развития на долгие годы. Больше всего беспокоят разговоры вокруг пресловутой программы. Люди волнуются: вдруг предприятие закроют? Просим организовать самое широкое обсуждение проекта программы с участием всех работников.

Заканчивая обсуждение проекта решения, председатель областного совета ветеранов Николай Кобелев подчеркнул: «Пробный шар забросили, «троллейбус им надо ликвидировать». Вот к чему привела   частая замена заместителей мэра и начальников департаментов. Это, как пожар в доме. Андрей Сосновский стал девятым руководителем в ТТУ за 15 лет. Пришел и весь коллектив «маниловскими обещаниями» взбудоражил: «Я вас переучу!»

- Махир Рустамович! - обратился Н.В. Кобелев к участнику совещания, председателю комитета Думы города Томска Рустамову. – Спрашивайте с них построже.

Учитывая, что будущее мировых пассажирских перевозок за перспективным и выгодным электротранспортом, президиум Томского областного совета ветеранов решил:

«Считать ошибочным и непродуманным намерение руководства города планомерно сокращать троллейбусные маршруты с перспективой их полной ликвидации и заменой автобусами на газомоторном топливе. Такое намерение свидетельствует о безразличии к людям старшего поколения и инвалидам, активно пользующимся городским электротранспортом - единственным по программе «Доступная среда».

Просить руководителей города рассмотреть возможность не сокращать, а развивать троллейбусный парк и его сети с учетом изменения границ города, появления новых микрорайонов и присоединенных территорий, население которых нуждается в доступном, социально ориентированном, экологически чистом и альтернативном по отношению к маршрутным автобусам транспорте. При строительстве городских дорог предусмотреть оборудование их инфраструктурой для электротранспорта под пассажирские перевозки.

Просить губернатора Томской области С.А. Жвачкина рассмотреть вопрос о состоянии и перспективах развития пассажирского транспорта в областном центре и целесообразности намерения руководства города свертывать троллейбусное обслуживание населения Томска».

Владимир ФЕДОРОВ. 

 
По теме
Коллектив томского ТТУ просит мэра спасти предприятие от закрытия - VTomske.Ru ФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru Сотрудники муниципального Трамвайно-троллейбусного управления написали открытое обращение на имя мэра города Ивана Кляйна и председателя гордумы Сергея Панова.
01.03.2018
 
До 29 июня введено ограничение для большегрузов на двух участках в Каргасокском районе - ГТРК Томск До 29 июня на двух участках региональных дорог в Каргасокском районе Томской области действует ограничение движения для большегрузов с общей массой более пяти тонн (с грузом или без груза).
21.06.2018
 
До 29 июня на двух участках региональных дорог в Каргасокском районе действует ограничение движения для большегрузного автотранспорта с общей массой более пяти тонн (с грузом или без груза).
21.06.2018
 
Подрядчик по строительству транспортной развязки на 76-м километре железной дороги «Тайга-Томск» - ООО «Консалтингстройинвест» приступил к сносу деревьев, попадающих в зону строительства.
14.06.2018 Красное знамя
Неблагоприятные погодные условия повлияли на планы подрядчиков по ремонту автодорог Томской агломерации.
30.05.2018 Красное знамя
В Колпашевском районе Томской области вынесен обвинительный приговор по уголовному делу о заведомо ложном доносе, совершенном из мести - Прокуратура Томской области Колпашевский городской суд Томской области признал 30 - летнюю жительницу районного центра виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.306 УК РФ (заведомо ложный донос о совершенном преступления,
21.06.2018 Прокуратура Томской области
Следственный комитет устанавливает причины и условия, которые могли способствовать совершению преступлений в отношении детей в результате неудовлетворительной организации их отдыха в летний период - Следственный комитет В ряде субъектов Российской Федерации с начала летних каникул произошло значительное количество трагических происшествий с детьми, к расследованию обстоятельств которых незамедлительно подключился Следственный комитет.
22.06.2018 Следственный комитет
Конкурс «Вместе против коррупции!» - Музей истории Томска Генеральная прокуратура Российской Федерации выступает организатором Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы на тему «Вместе против коррупции!
22.06.2018 Музей истории Томска
Организаторами фестиваля-конкурса «Казачья звонница» стали педагоги Школы-студии народного танца «Русские забавы» муниципального учреждения дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи города Томска.
22.06.2018 Администрация г.Томск
Астрахань глазами артистов томского Драмтеатра Значительным событием этого сезона для всего театрального Томска стали обменные гастроли Томского и Астраханского драматических театров.
17.06.2018 Томская неделя
Юлия Астафурова: «Все мое творчество помимо церковной росписи – эксперименты» С 2006 г. и по настоящее время Юлия Викторовна Астафурова занимается монументальной церковной живописью.
16.06.2018 Томская неделя
Рубрика «Томскiй спортъ – эта неделя много лет назад» на SportUs.Pro - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту В Агентстве спортивных новостей Андрея и Леонтия Усовых SportUs.Pro читайте новый выпуск исторической рубрики «Томскiй спортъ - эта неделя много лет назад».
22.06.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Новые требования лиги к участникам и судьям! - Sport-Time.Ru  Уважаемые участники и представители команд!   Оргкомитет лиги напоминает о соблюдении основных требований регламента кубка ФК «Томь» по футболу среди любительских команд – сезон «Лето 2018».
22.06.2018 Sport-Time.Ru
Мастер спорта международного класса, чемпион России, призер чемпионата Европы Сергей Усов завоевал победу на Кубке России по жиму лежа в Гурьевске (Кемеровская область),
18.06.2018 Красное знамя
Работа общественного транспорта в дни открытых трансляций Чемпионата мира по футболу будет продлена.
15.06.2018 Красное знамя
Теперь можно признаться: волнения были большими. Но организаторы сделали все возможное (а местами и невозможное), чтобы Томский международный марафон, посвященный Дню города, прошел на уровне лучших марафонов России и мира.
14.06.2018 Красное знамя
Роспотребнадзор рассказал, где в Томске можно купаться - ГТРК Томск Региональное Управление Роспотребнадзора сообщило о результатах первых лабораторных исследований проб воды, отобранных специалистами Центра гигиены и эпидемиологии по Томской области в следующих точках:
22.06.2018 ГТРК Томск
В отношении шести собственников и арендаторов земель в Томской области, огонь с которых перешел на лесной фонд, возбуждены административные производства, предусматривающие штраф от 50 тысяч до одного миллиона рублей,
22.06.2018 Томский обзор