Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

БЕЗБОЖНИКИ ШЛИ «НА ТАРАН»

Политический компас редакции газеты «Красное знамя» всегда соответствовал линии партии, поэтому очередной редактор и сотрудники должны были публиковать соответствующие времени и этим требованиям материалы. В 1932 году план коллективизации, намеченный пятилеткой, был перевыполнен, как и нерушимая установка партии закончить переход на коллективное ведение сельского хозяйства. Но переделка народного хозяйства проходила в острой борьбе. Необходимо было решить несколько ключевых задач, причем политика ликвидации кулачества как класса объявлялась главной составной частью сплошной коллективизации. При этом параллельно усиливалось общественное давление на верующих всех конфессий, а религиозные взгляды трактовались как пособничество классовому врагу.

Яркий пример – подборка под названием «Разоблачим классовую сущность уразы-байрама», опубликованная 6 февраля 1930 года. В ней говорится, что 30 января начался месячный религиозный пост у мусульман, который окончится 1-3 марта праздником разговения – байрам. Этот пост продолжается весь месяц рамазан, причем характер его мало отличается от постов, имеющихся у других религий.

Далее автор памфлета Лев Безбожный дает комментарий и свое понимание сущности этого большого и важного для мусульман религиозного праздника:

- Этот праздник вреден для трудящихся и для производства приносит громадный ущерб. Если кулак и нэпман будут в этот месяц молиться и поститься днем, то они хорошо поедят после захода солнца, а рабочий истощит свой организм и сорвет работу, соцсоревнование.

Муллы стремятся в эти дни подчинить своему влиянию несознательных трудящихся. Эти праздничные дни дают возможность муллам развернуть узко-националистическую пропаганду, позволяют протащить наряду с религиозной проповедью о смирении и покорности Аллаху и Магомету, теорию об отсутствии среди мусульман классовых противоречий и классовой борьбы.

Мусульманской национальной буржуазии городской и сельской выгодно убеждать рабочих, бедняков и середняков, что нет классовых противоречий между приверженцами религии ислама. Это им нужно для срыва колхозного строительства, для срыва нашей классовой политики.

И журналист пытается взглянуть на проблему шире, приводит примеры из международной жизни, минувшей Гражданской войны:

- Трудящиеся-мусульмане должны ознакомиться и знать, к чему привела проповедь мулл и раввинов в Палестине. Эта агитация привела к междоусобной войне, когда трудящиеся арабы и евреи убивали друг друга – одни во имя Иеговы, другие во имя Аллаха. Но и та, и другая поповщина под предлогом религиозной и национальной борьбы, по заданию английского империализма, раскалывала единство трудящихся арабов и евреев.

Трудящиеся должны спросить мулл, почему они помогали басмачам, когда те разоряли декхан? Пусть спросят мулл, почему в глухих деревушках избивают женщин за то, что они снимают с лица ненавистную паранджу, которая должна напоминать, что «правоверный мусульманин осквернится при взгляде на лицо женщины». Спросите у мулл, как это они покрывают, а иногда и сами участвуют в растлении ребенка-девочки, действуя по законам ислама?

Автор считает возможным давать свои рецепты и советы, как необходимо по его разумению поступать, чтобы не попасть под влияние религиозной пропаганды:

- В дни уразы ни один сознательный рабочий не должен изнурять себя постом на потеху своим классовым врагам. Все сознательные трудящиеся должны начать подготовку к натиску на церковников в дни уразы-байрама… Татсекции надо заняться не только организацией традиционных спортивных праздников, но и организацией бесед по вопросам борьбы с религией, разоблачением классовой сути уразы-байрама. Организовать в эти дни киносеанс и постановки, провести специальные собрания рабочих-мусульман, где добиться сознательно вынесенных постановлений о недопущении постования и 100-процентой явки на работу в байрам.

Самое серьезное внимание надо уделить женщинам, поставив на специальных женских собраниях доклады на темы: «Женщина и ислам», «В чем вред уразы?»

И как это было принято в те суровые годы, автор памфлета заканчивает свою прямолинейную контрпропаганду следующими сентенциями: «Все силы советской общественности должны быть мобилизованы в дни уразы для атаки на религию. За классовое интернациональное единство против контрреволюционной поповщины всех наций!»

Еще продолжалась сплошная коллективизация, а значит, решительная борьба с кулачеством, как враждебным классом, и одновременно началось противодействие религиозному дурману, к помощи которого прибегали враждебные элементы, пользуясь как орудием эксплуатации трудящихся. Газета публикует в том же номере общественный запрос под заголовком «Почему Мариинский горсовет не дает ответа на вызов баимовских крестьян?» 

- Крестьяне села Благовещенки объявили войну попам и религии. На общем собрании в количестве 150 человек они постановили: «Закрыть церковь, отдать ее под клуб, а попа вместе с кулаками выслать из села и колокола сдать на индустриализацию страны».

Примеру благовещенских крестьян последовали крестьяне селения Баимского, которые также единогласно постановили закрыть церковь, отдать ее под школу, а колокола сдать на индустриализацию. Кроме того, они послали делегацию в Мариинск с вызовом горсовету и общественным организациям и всем трудящимся города на социалистическое соревнование. Они предъявили счет на закрытие Николаевского собора и передачу здания музею Октябрьской революции. А колокола, один из которых весил 62 тонны, сдать в фонд индустриализации страны.

Автор заметки Уралов задается вопросом: «Неизвестно почему, но Мариинский горсовет не считает нужным ответить на вызов баимских крестьян. Молчат также и общественные организации. Мариинцам нужно решительно взяться за ликвидацию поповских гнезд, в которых под видом благочестия ведется антисоветская, контрреволюционная работа! Пусть Мариинский горсовет поспешит с ответом баимским крестьянам…»

Завершает антирелигиозную подборку фотография неистовых безбожников, которые водрузили транспарант с призывом: «Даешь культуру!» на высокую гору обломков взорванной колокольни. «Взятие церковной Бастилии», - уточняется в подписи к снимку. И далее говорится: «За последние дни на территории Симоновского монастыря производили ряд взрывов строений. В ночь на 24 января была разрушена симоновская колокольня. Затем был организован субботник для разбора кирпича и обломков…».

И в последующие годы отношением к религии определялась классовая благонадежность человека, независимо от его социального статуса. Газета последовательно публикует критические статьи и заметки, разоблачающие тех, кто имел даже самое отдаленное участие в религиозных отправлениях. Характерна и типична острая заметка под заголовком «Лазутчики классового врага», опубликованная 24 июля 1934 года. Исполняющая обязанности парторга Карбышевской партийной организации Сгибнева делала отчет на открытом партийном собрании. Говорила, что не знает состояния дел ни на одном участке. Не знает, как прошла посевная, вспашка паров. Есть ли стенные газеты в колхозе? Как идет подготовка к уборочной кампании? Словом, ничего, как будто она слепая и глухая. 

И пошла «писать губерния». Выяснили, что Сгибнева – дочь псаломщика. Два родных брата – поп и псаломщик, так же, как и дед. В 1918-1919 годах она, по ее собственному признанию, состояла членом баптистской секты. «Из этих фактов биографии видно, - продолжает автор, - что Сгибнева принадлежит к категории классово-враждебных людей. А значит, ее преступное бездействие как парторга было сознательно направлено на то, чтобы ослабить работу партийной организации и ее борьбу за выполнение директив ХУII съезда партии о развитии сельского хозяйства…» 

Такой вот убийственный вывод. Далее автор К. Михайлов сообщает, что «Сгибнева безуспешно пыталась объяснить происходящее с ней отсутствием памяти и неспособностью объясняться с людьми по хозяйственно-политическим вопросам…»

«Удивительно, - сказал председатель колхоза Димаков, - как это у Сгибневой не оказалось памяти и желания работать в пользу социализма? А вот когда она, по ее признанию, дискутировала с братом попом вопрос о том, какая вера лучше, баптистская или христианская, тогда у нее была память и умение доказывать. Сгибнева – чужой для нас человек. Никто не видел от нее пользы. Оставлять ее дальше в партийной организации было бы преступлением. Многие из 85 беспартийных членов колхоза требовали ее исключения. Проходил чистку и муж Сгибнев, член партии с 1921 года. Он отличился только тем, что развалил работу кооперации, за что весной был исключен. В свое время Сгибнев имел бакалейную торговлю, а его родные братья – кулаки. Дочь замужем за кулаком…»

Завершая заметку, автор приводит слова Сгибнева в свою защиту: «Во всем, за что критикуют, у меня выразилась потеря классовой бдительности…Однако вопрос о лишении избирательных прав не ставили…». Последней фразой К. Михайлов окончательно добивает супружескую пару: «Для присутствующих было ясно, что перед ними лазутчики из враждебного лагеря».

И эти так называемые «лазутчики» многолики. О нескольких разновидностях вольных или невольных переселенцев рассказывает А. Рапопорт, автор нарымских очерков под названием «Край не принимает их»: «В Нарыме появился новый своеобразный бич края. Это кулак – самоссыльный переселенец. Он шныряет по краю в погоне за легкой эксплуататорской наживой и, не находя ее, возвращается обратно, оставив след хищника… Они наполняют пароходы, загромождают своими коваными сундуками обские пристани, проникают в поры края – они, как вода, насыщающая губку, чтобы быть из нее выжатой… Их лагеря на пристанях напоминают таборы погорельцев. Шалаши из экспортной бересты, ивовых прутьев, старой одежды; костры, разложенные неумелой рукой; помятые железные печи, горы сундуков, узлов, хлама… Кто они, эти самовольные переселенцы? По официальной терминологии, это «пересельга, язви их». По их словам, это «маломочные середняки», на которых в неурожайный год наложили по тысяче пудов хлеба, или бедняки, которых не приняли в колхоз и лишили права голоса. Они подтверждают свои слова справками из сельсовета. Но когда Каргасокский РИК стал наводить справки на эти «справки», все они оказались подложными. Присмотритесь внимательнее к этим «несчастным» и найдете «в загашнике» по 5-10 тысяч рублей денег, полтораста-двести пудов муки. У некоторых 30-40 мест багажа. Однажды, выгружая в Парабели 24 тяжелых кованых сундука барнаульского переселенца, матросы нечаянно уронили один – из него посыпалась мука. По приблизительному подсчету, в сундуках оказалось 400 пудов муки…»

А еще в Старицинском районе на площади 50 тысяч квадратных километров расположены 82 известных и, вероятно, сотня неизвестных населенных пунктов, где живут кержаки-староверы, «рабы божьи». Они ходят в холщовых рубахах, подпоясанных веревками, живут без документов, имени-фамилии не имеют. Изобретательные сельсоветчики так составляют поселенческие списки: раб божий № 1, раб божий № 2. странник Давыд № 1… Занимаются «рабы божьи» хлебопашеством, пчеловодством, добывают орех, собирают ягоды, поют псалмы. Но больше всего доходов им приносит эксплуатация остяков и немногочисленных тунгусов, изредка посещающих Старицу туземцев. «Рабы божьи» все грамотные, библию знают наизусть, у каждого в красном углу под чистым полотенцем большие древние книги с серебряными застежками.

Больше всего боятся «рабы божьи» кооперативной членской книжки – «антихристовой печати». «И не напрасно, - комментирует ситуацию автор, - недавно среди них был обнаружен колчаковский генерал, поймано несколько полковников и даже один бывший член Государственной Думы России. И, наверное, еще немало скрывается в Старицинской тайге от пролетарского суда странников Давыдов…»

И хотя переселенцев объединяет с кержаками общая злоба и ненависть к советскому сегодня, необходимость скрывать свое прошлое, переселенцы не оседают здесь. Кержаки молча закрывают двери перед «табашниками», а плодородные участки тайги и гари требуют упорного тяжелого труда. И не барнаульским и рубцовским кулакам, привыкшим обрабатывать чужими руками южно-сибирские пашни, разрабатывать старицинскую тайгу. Только мощные переселенческие колхозы способны поднять плодороднейшие массивы Старицы, использовать богатые и разнообразные естественные ресурсы Нарыма. 

Владимир ФЕДОРОВ.

Городской портал Tomsk.Ru. В томских колониях прошел конкурс иконописцев томск новости - Tomsk.RuВ рамках всероссийского смотра «Не числом, а смирением» в УФСИН России по Томской области подвели итоги регионального этапа конкурса православной иконописи «Канон», сообщила пресс-служба ведомства.
18.11.2017 Tomsk.Ru
Макариевские образовательные чтения торжественно открылись в г. Колпашево - Колпашевская епархия14 ноября в актовом зале Детской школы искусств г. Колпашево  состоялось торжественное открытие муниципальных Макариевских образовательных чтений в Колпашевском районе «Нравственные ценности и будущее человечества».
17.11.2017 Колпашевская епархия
Открыта запись на курс дистанционного обучения церковной социальной работе 2017-2018 - Колпашевская епархияС 21 ноября 2017 года по конец марта 2018 года Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви совместно с кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского
17.11.2017 Колпашевская епархия
В УФСИН подвели итоги православного конкурса иконописи - УФСИНВ рамках всероссийского смотра «Не числом, а смирением» в УФСИН России по Томской области подвели итоги регионального этапа конкурса православной иконописи «Канон».
17.11.2017 УФСИН
Митрополит Ростислав проведёт лекцию по истории архитектуры православного храма - Томская Епархия20 ноября в 15.00 в актовом зале Томской духовной семинарии состоится лекторий для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР по теме «История архитектуры православного храма».
17.11.2017 Томская Епархия
Благословение на добрые дела - Томское Предместье№87/17.11.2017 Впервые в истории деревни Кисловка богослужение в отремонтированном приходе храма иконы Божией Матери «Державная»   возглавил правящий архиерей митрополит Томский и Асиновский Ростислав.
17.11.2017 Томское Предместье
Подростки из Северска посетили Богородице – Алексиевский монастырь - Томская Епархия12 ноября юные прихожане северского храма Владимирской иконы Божией Матери стали гостями мужского монастыря в Томске.
16.11.2017 Томская Епархия
Открыта запись на курс дистанционного обучения церковной социальной работе 2017-2018 - Томская ЕпархияС 21 ноября 2017 года по конец марта 2018 года Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви совместно с кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского
16.11.2017 Томская Епархия
Представитель епархии принял участие во всесибирской «Молодёжной коллегии» - Колпашевская епархия8 и 9 ноября в Новосибирской духовной семинарии прошла ежегодная «Молодёжная коллегия» с участием председателя Синодального отдела по делам молодёжи епископа Люберецкого Серафима,
15.11.2017 Колпашевская епархия
Архиерейское служение в день памяти священноисповедника Агафангела (Преображенского) - Колпашевская епархия12 ноября, в день памяти священноисповедника Агафангела (Преображенского), епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе,
15.11.2017 Колпашевская епархия
Городской портал Tomsk.Ru.  Мужчина, пропавший в Мельниково, найден мертвым Томск. Новости - Tomsk.RuЖитель села Мельниково, 59-летний Николай Карабаев, который пропал 9 ноября, найден мертвым, сообщили волонтеры томского поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в официальной группе «Вконтакте».
17.11.2017 Tomsk.Ru
Водитель внедорожника погиб в ДТП на трассе Томск - Светлый - ГТРК ТомскКак сообщает региональное УМВД, сегодня, 17 ноября, в 19:33, на автодороге Томск - Светлый, произошло столкновение двух встречных транспортных средств - автобуса ПАЗ и автомобиля Ssang Young Kyron.
18.11.2017 ГТРК Томск
Городской портал Tomsk.Ru. Водитель иномарки погиб в ДТП с автобусом Томск. Новости - Tomsk.RuАвария произошла сегодня, 17 ноября, на автодороге поселок Светлый-Кузовлево.
18.11.2017 Tomsk.Ru
Маски-шоу на территории базы отдыха - Томская неделя
Сила ксивы
В попытке рейдерского захвата базы отдыха “Ивушка” принимало участие немало лиц, причем самых неожиданных… Поживиться слетелись и “коршуны в мундирах”.
Томская неделя
Ложный донос
В городе Кедровом 52-летняя местная жительница осуждена за заведомо ложный донос о совершении преступления сотрудником полиции.
Красное знамя
Приговор группе
Колпашевский городской суд вынес обвинительный приговор шести жителям района, которые являлись членами преступной группы  и совершили ряд преступлений.
Красное знамя
Храм в с. Турунтаево отметит свой престольный праздник - Томская Епархия21 ноября митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершит Божественную литургию в храме Архистратига Михаила в с. Турунтаево в честь его престольного праздника.
19.11.2017 Томская Епархия
В УФСИН подвели итоги православного конкурса иконописи - УФСИНВ рамках всероссийского смотра «Не числом, а смирением» в УФСИН России по Томской области подвели итоги регионального этапа конкурса православной иконописи «Канон».
17.11.2017 УФСИН
Благословение на добрые дела - Томское Предместье№87/17.11.2017 Впервые в истории деревни Кисловка богослужение в отремонтированном приходе храма иконы Божией Матери «Державная»   возглавил правящий архиерей митрополит Томский и Асиновский Ростислав.
17.11.2017 Томское Предместье
С приходом сотрудничает глава администрации Шегарского сельского поселения Юрий Матросов - Томская неделя
С божьей помощью
Попав в беду, предпринимателям Томской области приходится надеяться на Божью помощь больше,
Томская неделя
Не стоит торопиться
Акт передачи здания-памятника на ул. Никитина, 8, строение 4 и 5, Русской православной церкви пока не подписан.
Красное знамя
для сильной половины - Первый Музей Славянской МифологииВ Лавке представлен огромный ассортимент мужских украшений, которые могут послужить хорошим подарком, приятной мелочью или особенно необходимым оберегом!
19.11.2017 Первый Музей Славянской Мифологии
Студенты журфака ТГУ сделают сайт о малых коренных народах Томской области - Агентство новостей ТВ-2Проект факультета журналистики ТГУ «Томский репортер» стал лучшим в номинации «Межкультурное взаимодействие» конкурса молодежных социальных проектов Томской области.
19.11.2017 Агентство новостей ТВ-2
Пирография_В ожидании чудесной зимы_1 - Первый Музей Славянской МифологииПирография («рисование огнем») или выжигание по дереву – художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта.
19.11.2017 Первый Музей Славянской Мифологии
Мамонтова, 5 а - Томская неделя
Томский иллюзион…
Иллюзионизм — цирковой жанр, название которого происходит от французского слова “illusionner” — “вводить в заблуждение”.
Томская неделя
Книга обречена на вымирание? - Томская неделя
Книга обречена на вымирание?
С каждым годом все больше вымывается читатель в молодежной среде Чаще всего моих младших братьев и сестер (возраст 15 лет) можно увидеть с гаджетом в руках, книга теперь не пользуется у них большой популярностью.
Томская неделя
Актеры сказочной страны - Томское Предместье
Актеры сказочной страны
№86/15.11.2017 На минувшей неделе в Томске побывал Театр кошек Куклачева с шоу «Страна Кошландия».
Томское Предместье
Фото: "Химки" - "Томь" - ФК ТомьПредлагаем вашему вниманию фоторепортаж пресс-службы ФК "Химки" с матча 24-го тура ФОНБЕТ - Первенства России по футболу среди команд клубов ФНЛ 2017-2018 между ФК "Химки" и нашей "Томью", который завершился со счетом 3:1.
19.11.2017 ФК Томь
Городской портал Tomsk.Ru. Петраков: я не узнал свою команду томск новости - Tomsk.RuИгроки «Томи» вышли на поле с инфантильным настроем, из-за чего уступили «Химкам» в выездном матче со счетом 3:1, сказал журналистам на послематчевой пресс-конференции тренер «Томи» Валерий Петраков.
19.11.2017 Tomsk.Ru
«Химки» выиграли у «Томи» в матче 24-го тура Футбольной национальной лиги.
19.11.2017 Агентство новостей ТВ-2
Слово сыщика - Томская неделя
Слово сыщика
В честь дня сотрудника органов внутренних дел РФ в спорткомплексе “Юпитер” состоялось два важных события В этом году региональный юношеский турнир по греко-римской борьбе “Юный богатырь” был приурочен не только ко дню
Томская неделя
ПОД ЗАНАВЕС – ПОБЕДА, ДА ЕЩЕ КАКАЯ!
В последнем домашнем матче нынешнего года футболисты «Томи» проявили настоящий бойцовский характер и одержали очень важную и заслуженную победу над одним из главных фаворитов первенства ФНЛ – самарскими «Крыльями Советов».
Красное знамя
Опять без радости
Шанс выбраться из «трясины» зоны вылета имели футболисты «Томи» в минувшую субботу в Нижегородской области.
Красное знамя
«Химки» выиграли у «Томи» в матче 24-го тура Футбольной национальной лиги.
19.11.2017 Агентство новостей ТВ-2
Видео пульт экстренной связи «Гражданин-полиция» позволяет любому гражданину быстро сообщить о происшествии, чрезвычайной ситуации.
19.11.2017 УМВД Томской области
В Томской области пятилетний ребенок умер после удаления зубов - FlashSiberiaисточник: FlashSiberia Пятилетний мальчик, впавший в кому после стоматологической операции в Каргасокской районной больнице, скончался, сообщил источник в правоохранительных органах.
18.11.2017 FlashSiberia
В Томской области женщины на 30 % чаще мужчин вызывают «скорую», сообщает пресс-служба Администрации Томской области.
18.11.2017 Агентство новостей ТВ-2
новогодний подсвечник - Первый Музей Славянской МифологииУкрасьте свой дом к Новому году своими руками.  Распишите удивительный подсвечник,- и праздничное настроение мы Вам гарантируем!
18.11.2017 Первый Музей Славянской Мифологии