Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

БЕЗБОЖНИКИ ШЛИ «НА ТАРАН»

Политический компас редакции газеты «Красное знамя» всегда соответствовал линии партии, поэтому очередной редактор и сотрудники должны были публиковать соответствующие времени и этим требованиям материалы. В 1932 году план коллективизации, намеченный пятилеткой, был перевыполнен, как и нерушимая установка партии закончить переход на коллективное ведение сельского хозяйства. Но переделка народного хозяйства проходила в острой борьбе. Необходимо было решить несколько ключевых задач, причем политика ликвидации кулачества как класса объявлялась главной составной частью сплошной коллективизации. При этом параллельно усиливалось общественное давление на верующих всех конфессий, а религиозные взгляды трактовались как пособничество классовому врагу.

Яркий пример – подборка под названием «Разоблачим классовую сущность уразы-байрама», опубликованная 6 февраля 1930 года. В ней говорится, что 30 января начался месячный религиозный пост у мусульман, который окончится 1-3 марта праздником разговения – байрам. Этот пост продолжается весь месяц рамазан, причем характер его мало отличается от постов, имеющихся у других религий.

Далее автор памфлета Лев Безбожный дает комментарий и свое понимание сущности этого большого и важного для мусульман религиозного праздника:

- Этот праздник вреден для трудящихся и для производства приносит громадный ущерб. Если кулак и нэпман будут в этот месяц молиться и поститься днем, то они хорошо поедят после захода солнца, а рабочий истощит свой организм и сорвет работу, соцсоревнование.

Муллы стремятся в эти дни подчинить своему влиянию несознательных трудящихся. Эти праздничные дни дают возможность муллам развернуть узко-националистическую пропаганду, позволяют протащить наряду с религиозной проповедью о смирении и покорности Аллаху и Магомету, теорию об отсутствии среди мусульман классовых противоречий и классовой борьбы.

Мусульманской национальной буржуазии городской и сельской выгодно убеждать рабочих, бедняков и середняков, что нет классовых противоречий между приверженцами религии ислама. Это им нужно для срыва колхозного строительства, для срыва нашей классовой политики.

И журналист пытается взглянуть на проблему шире, приводит примеры из международной жизни, минувшей Гражданской войны:

- Трудящиеся-мусульмане должны ознакомиться и знать, к чему привела проповедь мулл и раввинов в Палестине. Эта агитация привела к междоусобной войне, когда трудящиеся арабы и евреи убивали друг друга – одни во имя Иеговы, другие во имя Аллаха. Но и та, и другая поповщина под предлогом религиозной и национальной борьбы, по заданию английского империализма, раскалывала единство трудящихся арабов и евреев.

Трудящиеся должны спросить мулл, почему они помогали басмачам, когда те разоряли декхан? Пусть спросят мулл, почему в глухих деревушках избивают женщин за то, что они снимают с лица ненавистную паранджу, которая должна напоминать, что «правоверный мусульманин осквернится при взгляде на лицо женщины». Спросите у мулл, как это они покрывают, а иногда и сами участвуют в растлении ребенка-девочки, действуя по законам ислама?

Автор считает возможным давать свои рецепты и советы, как необходимо по его разумению поступать, чтобы не попасть под влияние религиозной пропаганды:

- В дни уразы ни один сознательный рабочий не должен изнурять себя постом на потеху своим классовым врагам. Все сознательные трудящиеся должны начать подготовку к натиску на церковников в дни уразы-байрама… Татсекции надо заняться не только организацией традиционных спортивных праздников, но и организацией бесед по вопросам борьбы с религией, разоблачением классовой сути уразы-байрама. Организовать в эти дни киносеанс и постановки, провести специальные собрания рабочих-мусульман, где добиться сознательно вынесенных постановлений о недопущении постования и 100-процентой явки на работу в байрам.

Самое серьезное внимание надо уделить женщинам, поставив на специальных женских собраниях доклады на темы: «Женщина и ислам», «В чем вред уразы?»

И как это было принято в те суровые годы, автор памфлета заканчивает свою прямолинейную контрпропаганду следующими сентенциями: «Все силы советской общественности должны быть мобилизованы в дни уразы для атаки на религию. За классовое интернациональное единство против контрреволюционной поповщины всех наций!»

Еще продолжалась сплошная коллективизация, а значит, решительная борьба с кулачеством, как враждебным классом, и одновременно началось противодействие религиозному дурману, к помощи которого прибегали враждебные элементы, пользуясь как орудием эксплуатации трудящихся. Газета публикует в том же номере общественный запрос под заголовком «Почему Мариинский горсовет не дает ответа на вызов баимовских крестьян?» 

- Крестьяне села Благовещенки объявили войну попам и религии. На общем собрании в количестве 150 человек они постановили: «Закрыть церковь, отдать ее под клуб, а попа вместе с кулаками выслать из села и колокола сдать на индустриализацию страны».

Примеру благовещенских крестьян последовали крестьяне селения Баимского, которые также единогласно постановили закрыть церковь, отдать ее под школу, а колокола сдать на индустриализацию. Кроме того, они послали делегацию в Мариинск с вызовом горсовету и общественным организациям и всем трудящимся города на социалистическое соревнование. Они предъявили счет на закрытие Николаевского собора и передачу здания музею Октябрьской революции. А колокола, один из которых весил 62 тонны, сдать в фонд индустриализации страны.

Автор заметки Уралов задается вопросом: «Неизвестно почему, но Мариинский горсовет не считает нужным ответить на вызов баимских крестьян. Молчат также и общественные организации. Мариинцам нужно решительно взяться за ликвидацию поповских гнезд, в которых под видом благочестия ведется антисоветская, контрреволюционная работа! Пусть Мариинский горсовет поспешит с ответом баимским крестьянам…»

Завершает антирелигиозную подборку фотография неистовых безбожников, которые водрузили транспарант с призывом: «Даешь культуру!» на высокую гору обломков взорванной колокольни. «Взятие церковной Бастилии», - уточняется в подписи к снимку. И далее говорится: «За последние дни на территории Симоновского монастыря производили ряд взрывов строений. В ночь на 24 января была разрушена симоновская колокольня. Затем был организован субботник для разбора кирпича и обломков…».

И в последующие годы отношением к религии определялась классовая благонадежность человека, независимо от его социального статуса. Газета последовательно публикует критические статьи и заметки, разоблачающие тех, кто имел даже самое отдаленное участие в религиозных отправлениях. Характерна и типична острая заметка под заголовком «Лазутчики классового врага», опубликованная 24 июля 1934 года. Исполняющая обязанности парторга Карбышевской партийной организации Сгибнева делала отчет на открытом партийном собрании. Говорила, что не знает состояния дел ни на одном участке. Не знает, как прошла посевная, вспашка паров. Есть ли стенные газеты в колхозе? Как идет подготовка к уборочной кампании? Словом, ничего, как будто она слепая и глухая. 

И пошла «писать губерния». Выяснили, что Сгибнева – дочь псаломщика. Два родных брата – поп и псаломщик, так же, как и дед. В 1918-1919 годах она, по ее собственному признанию, состояла членом баптистской секты. «Из этих фактов биографии видно, - продолжает автор, - что Сгибнева принадлежит к категории классово-враждебных людей. А значит, ее преступное бездействие как парторга было сознательно направлено на то, чтобы ослабить работу партийной организации и ее борьбу за выполнение директив ХУII съезда партии о развитии сельского хозяйства…» 

Такой вот убийственный вывод. Далее автор К. Михайлов сообщает, что «Сгибнева безуспешно пыталась объяснить происходящее с ней отсутствием памяти и неспособностью объясняться с людьми по хозяйственно-политическим вопросам…»

«Удивительно, - сказал председатель колхоза Димаков, - как это у Сгибневой не оказалось памяти и желания работать в пользу социализма? А вот когда она, по ее признанию, дискутировала с братом попом вопрос о том, какая вера лучше, баптистская или христианская, тогда у нее была память и умение доказывать. Сгибнева – чужой для нас человек. Никто не видел от нее пользы. Оставлять ее дальше в партийной организации было бы преступлением. Многие из 85 беспартийных членов колхоза требовали ее исключения. Проходил чистку и муж Сгибнев, член партии с 1921 года. Он отличился только тем, что развалил работу кооперации, за что весной был исключен. В свое время Сгибнев имел бакалейную торговлю, а его родные братья – кулаки. Дочь замужем за кулаком…»

Завершая заметку, автор приводит слова Сгибнева в свою защиту: «Во всем, за что критикуют, у меня выразилась потеря классовой бдительности…Однако вопрос о лишении избирательных прав не ставили…». Последней фразой К. Михайлов окончательно добивает супружескую пару: «Для присутствующих было ясно, что перед ними лазутчики из враждебного лагеря».

И эти так называемые «лазутчики» многолики. О нескольких разновидностях вольных или невольных переселенцев рассказывает А. Рапопорт, автор нарымских очерков под названием «Край не принимает их»: «В Нарыме появился новый своеобразный бич края. Это кулак – самоссыльный переселенец. Он шныряет по краю в погоне за легкой эксплуататорской наживой и, не находя ее, возвращается обратно, оставив след хищника… Они наполняют пароходы, загромождают своими коваными сундуками обские пристани, проникают в поры края – они, как вода, насыщающая губку, чтобы быть из нее выжатой… Их лагеря на пристанях напоминают таборы погорельцев. Шалаши из экспортной бересты, ивовых прутьев, старой одежды; костры, разложенные неумелой рукой; помятые железные печи, горы сундуков, узлов, хлама… Кто они, эти самовольные переселенцы? По официальной терминологии, это «пересельга, язви их». По их словам, это «маломочные середняки», на которых в неурожайный год наложили по тысяче пудов хлеба, или бедняки, которых не приняли в колхоз и лишили права голоса. Они подтверждают свои слова справками из сельсовета. Но когда Каргасокский РИК стал наводить справки на эти «справки», все они оказались подложными. Присмотритесь внимательнее к этим «несчастным» и найдете «в загашнике» по 5-10 тысяч рублей денег, полтораста-двести пудов муки. У некоторых 30-40 мест багажа. Однажды, выгружая в Парабели 24 тяжелых кованых сундука барнаульского переселенца, матросы нечаянно уронили один – из него посыпалась мука. По приблизительному подсчету, в сундуках оказалось 400 пудов муки…»

А еще в Старицинском районе на площади 50 тысяч квадратных километров расположены 82 известных и, вероятно, сотня неизвестных населенных пунктов, где живут кержаки-староверы, «рабы божьи». Они ходят в холщовых рубахах, подпоясанных веревками, живут без документов, имени-фамилии не имеют. Изобретательные сельсоветчики так составляют поселенческие списки: раб божий № 1, раб божий № 2. странник Давыд № 1… Занимаются «рабы божьи» хлебопашеством, пчеловодством, добывают орех, собирают ягоды, поют псалмы. Но больше всего доходов им приносит эксплуатация остяков и немногочисленных тунгусов, изредка посещающих Старицу туземцев. «Рабы божьи» все грамотные, библию знают наизусть, у каждого в красном углу под чистым полотенцем большие древние книги с серебряными застежками.

Больше всего боятся «рабы божьи» кооперативной членской книжки – «антихристовой печати». «И не напрасно, - комментирует ситуацию автор, - недавно среди них был обнаружен колчаковский генерал, поймано несколько полковников и даже один бывший член Государственной Думы России. И, наверное, еще немало скрывается в Старицинской тайге от пролетарского суда странников Давыдов…»

И хотя переселенцев объединяет с кержаками общая злоба и ненависть к советскому сегодня, необходимость скрывать свое прошлое, переселенцы не оседают здесь. Кержаки молча закрывают двери перед «табашниками», а плодородные участки тайги и гари требуют упорного тяжелого труда. И не барнаульским и рубцовским кулакам, привыкшим обрабатывать чужими руками южно-сибирские пашни, разрабатывать старицинскую тайгу. Только мощные переселенческие колхозы способны поднять плодороднейшие массивы Старицы, использовать богатые и разнообразные естественные ресурсы Нарыма. 

Владимир ФЕДОРОВ.

Открытие Дома-музея цесаревича Николая в Томском районе началось с молебна - Томская Епархия22 июля в с. Семилужки Томского района открылся дом-музей «Дорожный павильон Цесаревича».
24.07.2017 Томская Епархия
Подростковый лагерь православных скаутов прошел в Тунгусовском детском доме-интернате - Колпашевская епархияВ середине июля по благословению епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана второй год подряд на базе ОГКСУ«Тунгусовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» был организован подростковый лагерь Братства
24.07.2017 Колпашевская епархия
Престольный праздник Богородице-Алексиевского монастыря - Томская Епархия21 июля, день чествования Казанской иконы Божией Матери, является престольным праздником томского мужского Богородице-Алексиевского монастыря.
22.07.2017 Томская Епархия
На строящийся храм святых князей Бориса и Глеба в с. Большая Саровка освящены и установлены купола - Колпашевская епархия15 июля в с. Большая Саровка Колпашевского района состоялось знаменательное событие.
22.07.2017 Колпашевская епархия
Священник напутствовал северских новобранцев - Томская Епархия15 июля настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери принял участие в торжественном митинге, посвященном принятию воинской присяги новобранцами северской дивизии внутренних войск.
20.07.2017 Томская Епархия
Священник поздравил пожарных с юбилеем - Томская ЕпархияВ Главном управлении МЧС России по Томской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное 90-летию со дня образования органов государственного пожарного надзора.
20.07.2017 Томская Епархия
В Томске молитвенно отпраздновали годовщину обретения мощей преподобного Сергия Радонежского - Томская Епархия18 июля Русская Православная Церковь совершает празднование в честь обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.
20.07.2017 Томская Епархия
У Камня скорби в Томске совершен молебен Царственным страстотерпцам - Томская Епархия17 июля по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Томске у Камня скорби в мемориальном сквере г. Томска был отслужен молебен святым Царственным страстотерпцам.
20.07.2017 Томская Епархия
IMG_0406 - Томская Епархия17 и 18 июля в Троице-Сергиевой Лавре традиционно прошли торжественные богослужения и другие праздничные мероприятия, приуроченные к празднованию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.
20.07.2017 Томская Епархия
Епископ Силуан принял участие в общецерковных торжествах в день памяти преподобного Сергия Радонежского - Колпашевская епархия17 и 18 июля в Троице-Сергиевой Лавре традиционно прошли торжественные богослужения и другие праздничные мероприятия, приуроченные к памяти прп.
19.07.2017 Колпашевская епархия
По ул. Р. Люксембург, 38, по заявке местной религиозной организации «Еврейская община г. Томска» согласован снос 15 кленов, трех елей, одной березы.
17.07.2017 Красное знамя
Cтена обрушилась в сталинской трёхэтажке в Томске - ГТРК ТомскСегодня утром в Томске на улице Новгородской, 48 частично обрушилась стена жилого дома.
24.07.2017 ГТРК Томск
В минувшую субботу, 22 июля, в Томской области под колеса ВАЗ-21074 попала 20-летняя девушка-пешеход, сообщает пресс-служба регионального УГИБДД.
24.07.2017 Томский обзор
Томский областной суд согласился с доводами прокуратуры Томской области о справедливости наказания, назначенного наркоторговцу - Прокуратура Томской областиКировский районный суд г.Томска признал 23-летнего томича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ (покушение на сбыт наркотического средства в крупном размере).
24.07.2017 Прокуратура Томской области
Очевидцев просят сообщить
ГИБДД требуется помощь очевидцев дорожно-транспортного происшествия 17 июля на Богашевской трассе, в котором погиб водитель мотоцикла, сообщается на сайте регионального управления ведомства.
Красное знамя
Почтили память курсантов
Вчера в 10.00 у мемориала, расположенного на перекрестке ул. Никитина и пер.
Красное знамя
Близнецы встретятся не скоро
Немало написано и рассказано о тесной связи близнецов не только в детстве, но и во взрослой жизни, когда приходит время вылетать из родительского гнезда и принимать самостоятельные решения.
Красное знамя
Подростковый лагерь православных скаутов прошел в Тунгусовском детском доме-интернате - Колпашевская епархияВ середине июля по благословению епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана второй год подряд на базе ОГКСУ«Тунгусовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» был организован подростковый лагерь Братства
24.07.2017 Колпашевская епархия
Открытие Дома-музея цесаревича Николая в Томском районе началось с молебна - Томская Епархия22 июля в с. Семилужки Томского района открылся дом-музей «Дорожный павильон Цесаревича».
24.07.2017 Томская Епархия
Престольный праздник Богородице-Алексиевского монастыря - Томская Епархия21 июля, день чествования Казанской иконы Божией Матери, является престольным праздником томского мужского Богородице-Алексиевского монастыря.
22.07.2017 Томская Епархия
Снесут деревья
По ул. Р. Люксембург, 38, по заявке местной религиозной организации «Еврейская община г. Томска» согласован снос 15 кленов, трех елей, одной березы.
Красное знамя
В честь старца Феодора
4-5 июля в нашей области отмечают 22-ю годовщину обретения мощей святого праведного старца Феодора Томского.
Красное знамя
БЕЗБОЖНИКИ ШЛИ «НА ТАРАН»
Политический компас редакции газеты «Красное знамя» всегда соответствовал линии партии, поэтому очередной редактор и сотрудники должны были публиковать соответствующие времени и этим требованиям материалы.
Красное знамя
Томские новости, Конкурсы и акции, краудфандинг купон на измену шведов кино в Томске съемки в Томске Томичей приглашают сняться в кино - Томский обзорСоздатели томской комедии «Купон на измену или как пережить кризис» с популярным актёром Денисом Шведовым в главной роли (Майор, Мажор, Метод, Измены) приглашают горожан принять участие в кастинге фильма.
24.07.2017 Томский обзор
Кто-то убегает в ее залы от суеты, чтобы ничего не отвлекало от любимых книг, а кто-то спешит сюда на лекции, праздники, квесты, где собирается много людей.
24.07.2017 Красное знамя
Городской портал Tomsk.Ru. - Tomsk.RuВ багетном салоне « Господин Оформитель » открыта выставка работ Людмилы Жуковой.
24.07.2017 Tomsk.Ru
Про казаков и ботаников
22 и 23 июля гости Музея истории Томска смогут познакомиться с  археологическими находками на новой выставке, узнают о хитростях томских казаков и научатся изготавливать бумагу из семян.
Красное знамя
Организатор и куратор выставки Александр Толкачев - Томская неделя
Казаки: история и судьбы
#выставка#музейистории#казаки Выставка с одноименным названием открылась в музее истории политических репрессий “Следственная тюрьма НКВД” В это здание входишь с чувством скорби и тревоги,
Томская неделя
Никас Сафронов и начальник департамента по культуре и туризму Томской области Павел Волк - Томская неделя
Встреча с художником
#выставкатомск#никассафронов#музейтомск#томскаянеделя В Томске открылась выставка знаменитого художника Никаса Сафронова Выставку заслуженного художника России под названием “Никас Сафронов:
Томская неделя
Триумф томичей на X Всемирных играх в Польше! - РОО ФПСТОС 21 по 22 июля в польском Вроцлаве состоялись соревнования по плаванию в ластах в рамках проходящих X Всемирных игр.
24.07.2017 РОО ФПСТО
Определены победители областного конкурса «Спортивная элита» в 2017 году - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуВ Томске подвели итоги областного конкурса "Спортивная элита - 2017". Согласно положению о проведении конкурса, лучших выбрали в номинациях: "Лучший спортсмен", "Лучшая спортивная команда года", "Лучший тренер",
24.07.2017 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Спасибо, Руслан Юрьевич! - ФК ТомьС сегодняшнего дня генеральный директор ФК «Томь» Руслан Киселев переходит на другую работу и покидает клуб.
24.07.2017 ФК Томь
Команда-подарок. Для соперников
«Томь» продолжает приносить болельщикам радость. Только, к сожалению, не своим, а тем, кто поддерживает ее соперников.
Красное знамя
Привезли серебро
Студенты-политехники Иван Синичкин и Анатолий Энс завоевали серебряные медали на первенстве России по альпинизму в скальном классе, которое на днях завершилось в Ингушетии.
Красное знамя
Славянские забавы на берегу реки - Томское Предместье
Славянские забавы на берегу реки
№50/30.06.2017 В Вершинине с утра уже стоит много машин. Это не только жители соседних сел, но и томичи, северчане, асиновцы.
Томское Предместье
Новым гендиректором футбольного клуба «Томь» стала Татьяна Смирнова - SportUs.proСовет директоров футбольного клуба «Томь» принял решение назначить новым генеральным директором ФК «Томь» Татьяну Смирнову.
24.07.2017 SportUs.pro
Триумф томичей на X Всемирных играх в Польше! - РОО ФПСТОС 21 по 22 июля в польском Вроцлаве состоялись соревнования по плаванию в ластах в рамках проходящих X Всемирных игр.
24.07.2017 РОО ФПСТО
На МКС начинаются подготовительные работы к запуску спутника «Томск-ТПУ-120» в открытый космос - ТПУВ понедельник, 24 июля, экипаж российского сегмента Международной космической станции (МКС) проверит работоспособность спутника «Томск-ТПУ-120» перед запуском аппарата в открытый космос.
24.07.2017 ТПУ
Пластические хирурги Томской областной клинической больницы вместе с детским хирургом областного перинатального центра удалили опухоль с лица маленькой пациентки.
24.07.2017 Департамент общего образования
Кандидаты на пост губернатора собрали неоходимые подписи - ГТРК ТомскСегодня еще два кандидата в губернаторы предоставили в избирком пакет подписей районных депутатов и глав муниципалитетов.
24.07.2017 ГТРК Томск