Больше, чем аксессуар!

Сумочки и кошельки – те аксессуары, к которым редкая дама останется равнодушной! Под настроение, под платье, под украшения, для праздников и для будней, элегантные и экстравагантные, модные и классические – сумок никогда не бывает много! А какими были любимые аксессуары в прежние эпохи, можно узнать этим летом в художественном музее на выставке «Дамская сумочка и кошелек», где представлено более 100 очаровательных экспонатов из коллекции Ярославского художественного музея.

Считается, что текстильные сумки были известны уже в давние эпохи. В Древнем Египте и в античности их было принято носить на поясе. Такой предмет, как женская сумочка, до XVIII века был доступен дамам из среднего класса. В Германии и скандинавских странах замужним женщинам было принято носить на поясе большую плоскую сумку на металлическом каркасе-рамке, часто эта полезная вещь передавалась по наследству. Материалы зависели от достатка семьи: в богатых домах предпочитали серебряный каркас и дорогие ткани, люди со скромными доходами делали рамку из меди или железа, а из материалов выбирали недорогое сукно или кожу.
Моду на сумочки в высшем обществе ввела в середине XVIII века маркиза Помпадур. Она убедила подруг и соперниц, что мешочек для рукоделия из бархата и кружев - аксессуар, жизненно необходимый для каждой стильной дамы. В то время сумочку называли reticule (по-латински reticulum означает «сеточка»). В начале XIX века аксессуар стал еще популярнее, возникли новые разновидности. В крошечных хранились только визитные карточки, а в более прагматичные версии можно было положить зеркальце, немного косметики, кошелек для мелочи. В свет выходили с вечерней сумкой, куда должны были поместиться веер и бальная записная книжка. Посещение театра требовало своего аксессуара, рассчитанного на лорнет или театральный бинокль.
В коллекции из Ярославля - сумки и кошельки XIX – начала ХХ века. Музей собирает сумки с 1980-х годов. Началось все с того момента, когда ярославцам удалось закупить большую частную коллекцию предметов искусства, на многие экспонаты которой претендовали ведущие российские музеи, Эрмитаж и другие. Но хозяин собрания завещал не разбивать его коллекцию. Если отдельные произведения хотели многие, то приобрести и частично держать в запасниках все предметы оказались не готовы. А Ярославский музей заинтересовался. В собрании было немало сумочек, с них новая коллекция и началась.
По старинным аксессуарам легко проследить, как менялась мода. Вот сумочки начала XIX века, эпохи сентиментализма. Тогда на аксессуарах обожали делать надписи в духе фразы «Кого люблю, тому дарю!». Популярен бисер. Поражает, какой он крохотный! Такие изделия очень трудно реставрировать, поскольку нужно искать специальные крошечные иголки. А вместо ниток мастерицы использовали конский волос. Некоторые вышитые бисером сумочки привлекают своим блеском. Это опаловый бисер, теперь такого не делают. Впрочем, в России его и не бывало, везли из Европы. У нас была другая фурнитура: тульский стальной граненый бисер.
Иногда коллекционеров ждут приятные сюрпризы. Например, про одну сумку, когда ее приобретали, думали, что она сшита из гобелена. А потом, при внимательном изучении, оказалось: это ручная вышивка, болгарский крест! Поразительно мелкая работа… Интересно, что бисером не только вышивали, из него и вязали, создавая полотно не из пряжи, а из крошечных бусин.  Мастерили сумки в ту эпоху часто крепостные девушки, но когда речь шла о вязаном аксессуаре, то основу, первый ряд, закладывали мужчины. Считалось, что для этого нужны сосредоточенность и сила. Но брались за иголку с ниткой и девушки из высшего общества.
- Умение рукодельничать, самой сделать в подарок для будущего супруга кисет, кошелек, бисерный чехол на зубочистку в девушках ценилось, - напоминает Мария Ситникова, лектор-экскурсовод художественного музея. – Считалось, что каждая должна уметь танцевать, рисовать, музицировать, поддерживать беседу, знать иностранные языки и хорошо вышивать.
Свои сумочки дамы меняли часто, поскольку этот аксессуар долгое время не считался самостоятельным, он непременно должен был гармонировать с определенным нарядом. Иногда платье надевалось всего лишь один раз, и гармонирующая с ним сумочка со сложной вышивкой тоже. В будущем ее никак не использовали, разве что удавалось срезать и использовать для другого аксессуара фермуар, пришивную застежку-рамку. Тем более что достать в России их было непросто, их не производили. Модницы заказывали фермуары по европейским журналам мод или просто привозили из-за границы.
Некоторые фермуары на выставке очень любопытные. Иногда сама сумка даже оказывается заметно проще своей застежки, где можно рассмотреть разные символы и образы.
Сюжеты для вышивок разнообразны и сегодня иногда навевают неожиданные мысли.
- Многие вышивки в духе пасторалей, но поскольку они из бисера, и картинка словно собрана из сегментов, то нам она напоминает визуально «картинку» из компьютерных игр, - считает Мария Ситникова. - Важный элемент в украшениях кошельков – это дубовые листья, символ скромности и расчетливости, умения экономить.
Можно увидеть и такой интересный экспонат, как сувенир из XIX века. На портмоне из телячьей кожи золотым шитьем надпись: «Привет из Москвы». Этот аксессуар можно было купить в Первопрестольной на память о своей поездке.
По сумочкам разных лет легко заметить, что всегда актуальны картинки, передающие изобилие. Корзины с фруктами, роскошные цветочные букеты – такие узоры всегда радовали глаз и привлекали девушек.
  В начале ХХ века сумки меняются, настает время модерна, декаданса. Уже другие фермуары, не такие витиеватые, вычурные, а тяготеющие к античной простоте. Виньетки на сумочках похожи на те узоры, которые можно увидеть в оформлении известных журналов тех времен, например, знаменитого «Мира искусства». В моде и совсем другие цвета, это темные, серые холодные тона. Исчезают веселые и жизнерадостные картинки, их заменяют более загадочные и лаконичные узоры. Некоторые сумочки эпохи модерн и в Европе, и в России украшали бахромой.
20-е годы ХХ века – это время, когда в моду вошли сумки-кольчуги. На выставке можно посмотреть и европейские, и российские варианты из такого необычного материала. Некоторые аксессуары заставляют вспомнить сумочки из «Великого Гэтсби».
Отдельная витрина посвящена необычным кошелькам. Их называют… «кошелек скряги»!
- Он стал моден в XIX веке, когда стал развиваться дендизм. Это мужской кошелек, он перекидывался через пояс, - объясняет Мария Ситникова. – Конструкция у кошелька такая, что больше одной монеты из него не вытащишь. Не удастся сорить деньгами. В начале ХХ века такие кошельки пришли и в женскую моду, как это случилось в тот период и со многими другими мужскими вещами.
Кошелечки из перламутра смотрятся загадочно. Такие крошечные, что больше похожи на табакерки или даже кокаинницы. Но этим версиям противоречит бархатная подкладка внутри у аксессуаров. Неудобно было бы использовать такие для порошков. Вероятно, все-таки в них носили мелкие монетки.
Одна из жемчужин ярославской коллекции - сумочка со свистком. Он был нужен даме не для красоты, а чтобы при необходимости отогнать хулиганов, привлечь внимание полицейского или подозвать экипаж. И это тоже примета времени: аксессуар создан в начале ХХ века, когда изменились нравы, началась эмансипация. Уже в порядке вещей, что дамы могут гулять без кавалеров или служанок, что прежде было просто немыслимо.
Коллекция дамских сумочек и кошельков – это и эстетические впечатления, и идеи для рукодельниц (раз уж бисер сегодня опять так популярен), и даже погружение в историю.
Мария СИМОНОВА.

 
По теме
28 июля в селе Моряковский Затон пройдет Третий районный фестиваль авторской песни «Я верю в нашу общую звезду», посвященный памяти и творчеству Владимира Высоцкого.
23.06.2018
 
Культурные мероприятия: В субботу, 23 июня в 10.30 в Творческой мастерской «Открытый Томск» (ул.
22.06.2018
В списке любимых зрителями актрис Томского театра драмы Олеся Казанцева уверенно занимает одну из лидирующих позиций.
22.06.2018
 
Томские новости, Культура в Томске, Музеи Томска, юбилей Асланян Рафаэль выставка В Томске открывается выставка к юбилею Рафаэля Асланяна - Томский обзор С 22 июня по 27 июля в томском областном художественном музее пройдет выставка художника-живописца Рафаэля Асланяна, приуроченная к его 70-летию, до которого сам Рафаэль Егорович не дожил всего год, сообщается на сайте музея.
22.06.2018
Акция "Чтобы помнили" - Томский областной краеведческий музей 22 июня  2018 года в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова состоялась ежегодная акция «Чтобы помнили», приуроченная ко Дню Памяти и Скорби.
22.06.2018
В Томской области возбуждено уголовное дело по факту смерти мужчины и женщины в результате пожара - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Томской области по факту смерти мужчины и женщины возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
23.06.2018 Следственный комитет
28 июля в селе Моряковский Затон пройдет Третий районный фестиваль авторской песни «Я верю в нашу общую звезду», посвященный памяти и творчеству Владимира Высоцкого.
23.06.2018 Агентство новостей ТВ-2
Акция "Чтобы помнили" - Томский областной краеведческий музей 22 июня  2018 года в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова состоялась ежегодная акция «Чтобы помнили», приуроченная ко Дню Памяти и Скорби.
22.06.2018 Томский областной краеведческий музей
В списке любимых зрителями актрис Томского театра драмы Олеся Казанцева уверенно занимает одну из лидирующих позиций.
22.06.2018 Красное знамя
Астрахань глазами артистов томского Драмтеатра Значительным событием этого сезона для всего театрального Томска стали обменные гастроли Томского и Астраханского драматических театров.
17.06.2018 Томская неделя
Юлия Астафурова: «Все мое творчество помимо церковной росписи – эксперименты» С 2006 г. и по настоящее время Юлия Викторовна Астафурова занимается монументальной церковной живописью.
16.06.2018 Томская неделя
Праздник на стадионе, который удался - Федерация Профсоюзов Томской области 21 июня на стадионе «Политехник» в Томске прошла XXIX областная летняя спартакиада работников здравоохранения, посвящённая Дню медицинского работника.
22.06.2018 Федерация Профсоюзов Томской области
Маршрут Всемирной факельной эстафеты пройдет по нашей области с 30 июня по 5 июля.
22.06.2018 Красное знамя
Мастер спорта международного класса, чемпион России, призер чемпионата Европы Сергей Усов завоевал победу на Кубке России по жиму лежа в Гурьевске (Кемеровская область),
18.06.2018 Красное знамя
Работа общественного транспорта в дни открытых трансляций Чемпионата мира по футболу будет продлена.
15.06.2018 Красное знамя
Губернатор Сергей Жвачкин открыл митинг, посвященный Дню памяти и скорби - Администрация Томской области Сегодня, в День памяти и скорби, в 8 утра губернатор Томской области Сергей Жвачкин возложил цветы к монументу боевой и трудовой славы томичей в Лагерном саду, а затем открыл митинг памяти на мемориальном Южном кладбище Томска.
22.06.2018 Администрация Томской области