В пространстве коллективной работы «Точка кипения – Томск» участники Школы лидеров в сфере исследований и разработок познакомились с компетенциями PI ( principal investigator ), или «ключевой исследователь».
Открывая мероприятие, заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов отметил, что сегодня на федеральном уровне поставлена задача развития человеческого капитала, науки и технологий, экспортных индустрий. «Развитие экономики сегодня все больше зависит от науки и технологий. В свою очередь развитие науки приобретает долгосрочную перспективу не только для ученых, но и для бизнеса, органов власти, институтов развития», — сказал вице-губернатор.
О роли ключевых исследователей в мировой повестке научно-технологического развития рассказала директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая. По ее словам, роль ученых в обществе постоянно переосмысляется. Сегодня главным драйвером продвижения исследований становится PI (principal investigator) — исследователь или ученый, который отвечает и за процесс, и за результат. В число компетенций PI входит поиск и выбор прорывных тем, развитие внешних связей, трансфер технологий в индустрию, способность организовать весь жизненный цикл проекта, а также быть лидером, который консолидирует вокруг себя команду.
Доцент Сколковского института науки и технологий Дмитрий Дылов прочитал для ученых томских университетов, институтов ФАНО и представителей томских высокотехнологичных компаний лекцию «Математические алгоритмы искусственного интеллекта в биомедицине». Он рассказал о своем профессиональном пути, который начался в МФТИ, продолжился в Принстонском университете и вывел его на позицию ключевого исследователя в лаборатории GE Healthcare. По словам лектора, ученым нельзя жертвовать прикладной наукой в пользу фундаментальной и наоборот, поскольку в научной деятельности важен баланс. «В то же время, — уверен эксперт, — прикладные исследования для улучшения конкретного процесса или качества жизни в целом есть прямая ответственность ученого перед обществом».
Особое внимание доцент Сколтеха обратил на систему финансирования и поддержки ученых. Как показывает мировая практика, если ученый уже занимается какой-то темой, значит, на нее уже кто-то нашел деньги. И наоборот: если ученый входит в новую повестку, то ему приходится искать деньги самостоятельно либо присоединиться к тому, кто уже нашел. В этой связи одна из основных задач современного исследователя — уметь выстраивать разговор с индустрией, что возможно только в прямом сотрудничестве и работе с компаниями.
В обсуждении новых требований к ученым, современной карьеры приняли участие более 100 молодых ученых и аспирантов томских университетов и научных организаций, а также высокотехнологичных компаний.
Цель школы — развитие компетенций ключевых исследователей вузов и руководителей научных исследований по четырем блокам: методология исследований, продвижение результатов исследований, soft-skills, форсайт и стратегия на рынке. Обучение предусмотрено для молодых исследователей (не старше 39 лет), представителей университетов и научных организаций Томской области, профессиональная деятельность которых сконцентрирована в области физики, химии, математики, биологии и биомедицины, информационных технологий, в частности, науки о данных (data science). В рамках школы для участников будет создана система тренингов, образовательных мероприятий, конкурсов, нацеленная на формирование нового человеческого капитала российской науки.