Парк испытательного оборудования ПАО «НИКИ г. Томск» (входит в «Холдинг Кабельный Альянс», объединяющий кабельные активы УГМК) пополнился уникальной установкой, имитирующей условия эксплуатации кабеля в шахте.
Новое оборудование предназначено для проведения испытаний образцов кабелей для питания самоходных вагонов, очистных комбайнов и горнопроходческой техники. В процессе испытаний в течение одного дня кабель получает эксплуатационные нагрузки (изгибы, натяжение), равные по интенсивности 20 рабочим сменам в шахте.
«Установка позволяет проводить два типа испытаний. Первый имитирует работу кабеля для самоходных вагонов. В этом случае кабель проложен по поверхности и в процессе эксплуатации волочится самоходным вагоном. Когда техника перемещается вперед-назад, образуются петли, и кабель подвергается растягивающим нагрузкам. Необходимо, чтобы он был гибким, стойким к истиранию и растяжению. Мы изучаем именно эти свойства образца: проверяем его на изгибы, растягиваем с определенным усилием. Во втором случае установка позволяет имитировать работу шахтного кабеля в кабелеукладчике (траковой цепи), с помощью которого запитан очистной комбайн. Здесь в первую очередь важна стойкость к изгибам», – рассказал начальник научно-технического отдела ПАО «НИКИ г.Томск» Сергей Окунев.
Новые виды испытаний позволят специалистам НИКИ усовершенствовать существующие конструкции шахтных кабелей, повысить их надежность и качество. «Мы будем формировать корректирующие и предупреждающие планы действий для завода «Сибкабель». Кроме того, наши специалисты совместно с производителем смогут разрабатывать и выпускать изделия с принципиально иными эксплуатационными характеристиками, учитывая самые жесткие требования заказчиков и непростые условия эксплуатации продукции для горнорудной отрасли», – пояснил директор ПАО «НИКИ г.Томск» Алексей Нор.
Стоит добавить, что конструкцию новой установки специалисты НИКИ разработали самостоятельно. Сегодня это единственная научная организация в России, где могут испытывать шахтный кабель в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации.