Честный разговор

№58/20.07.2016

Спикер Законодательной думы Томской области Оксана Козловская отвечает на вопросы жителей Томского района.                                      

У каждого района Томской области — свои проблемы, свои наиболее острые вопросы. Выявить эти «болевые точки» депутатам Законодательной думы Томской области помогают встречи с избирателями. Председатель Думы Оксана Козловская представляет в областном парламенте Асиновский район, но за время своей работы на этом посту объехала всю территорию области и, конечно, не раз встречалась с жителями областного центра.

Сегодня мы предлагаем нашим читателям ответы на вопросы, которые задали на недавней встрече с Оксаной Витальевной жители Томского района. Ведь поприсутствовать на таких мероприятиях удается не всем и не всегда, да и предоставить исчерпывающую информацию по каждой волнующей людей теме за те 2-2,5 часа, которые длится разговор, крайне сложно.

О заготовке дров

Один из участников встречи интересовался вопросом о выделении делян на землях сельхозназначения для обеспечения населения Томского района дровами.

Право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд установлено Лесным кодексом Российской Федерации. В Томской  области порядок и нормативы заготовки определены областным законом от 9 августа 2007 года № 165-ОЗ «Об установлении  порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Однако ситуация с обеспечением населения дровами на территории Томской области остаётся сложной. Отпуск  древесины для населения возможен только    на землях лесного фонда,  которые расположены на значительном расстоянии от населённых пунктов, а леса, расположенные вокруг населённых пунктов, как правило, относятся к землям сельхозназначения.  Согласно новому Лесному кодексу Российской Федерации заросшие древесно-кустарниковой растительностью земли сельхозназначения не являются лесным фондом, и регулирование заготовки древесины на них не предусмотрено. Единой юридической точки зрения по вопросу использования земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день нет, и это создаёт определенную социальную напряжённость. На рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации  вносился законопроект № 920575-6 «О внесении изменений в статьи 42 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации и Лесной кодекс Российской Федерации в части правового регулирования защиты лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», однако он был отклонен. По поручению Президента Российской Федерации Правительству Министерством природы России подготовлен проект Федерального закона № 00/03-24223/03-15/7-4-4 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы в части правового регулирования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий», но пока он на рассмотрение Государственной Думы не внесен.

Администрацией Томской области принимается ряд мер для решения этого вопроса. В их числе - рассмотрение перечня земельных участков, направленных в департамент лесного хозяйства Томской области от администрации Томского района, для определения принадлежности участков, покрытых лесом,
к землям лесного фонда, а также направление перечня таких участков для согласования изменения категории земель (с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда») с целью последующей передачи их в собственность Российской Федерации.

До 01.08.2016 совместно с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Росреестром и департаментом государственной собственности Томской области будет организовано расширенное совещание для проработки вопроса об изменении права собственности (с муниципальной на федеральную) на земельные участки, покрытые лесной растительностью и относящиеся, согласно государственному лесному реестру,
к землям лесного фонда

 

О налоге на недвижимое имущество

Волнует жителей района и расчет налога на недвижимое имущество. На основании каких данных и кто делает оценку стоимости каждой квартиры?

Решение о введении налога на недвижимое имущество, объединяющего налог на имущество и земельный налог, пока не принято. В настоящее время на территории Томской области налог на имущество физических лиц исчисляется в соответствии с Налоговым кодексом исходя из инвентаризационной стоимости объекта. Она в свою очередь  рассчитывается с учетом площади квартиры, перечня коммуникаций (наличия либо отсутствия коммунальных удобств), года постройки дома, в котором находится оцениваемая жилая недвижимость. Инвентаризационная стоимость жилья в большинстве случаев существенно ниже рыночной и кадастровой стоимости, поскольку фактически включает в себя только расценки на возведение конструкции, цены на материалы, работы и не учитывает такие важные факторы, как стоимость участка земли под зданием, расположение дома, комфортабельность жилья и иные важные характеристики жилой недвижимости.

С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнился главой 32 «Налог на недвижимое имущество физических лиц», предусматривающей переход на исчисление налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Сделать это регионам необходимо до 2020 года. В Томской области в настоящее время решение о переходе на новую систему исчисления налога не принято.

Государственная кадастровая оценка, в соответствии с действующим законодательством, проводится не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет по решению органа исполнительной власти субъекта или органа местного самоуправления. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки (утвержденных Приказом Минэкономразвития от 20 июля 2007 года № 256). В настоящее время в Томской области действует около 200 оценщиков - физических лиц и примерно 30 - юридических лиц. Предлагают свои услуги и оценщики из других регионов.

При переходе на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости расширится круг налогооблагаемых объектов недвижимости. Помимо находящихся в собственности жилых домов, квартир, комнат в жилых помещениях, обложению налогом будут подлежать гаражи и строения на дачных участках, машино-места, оформленные в собственность (место на парковке), незавершенное строительство, до настоящего времени налогом не облагаемое. Кадастровая оценка будет учитывать расположение, площадь и год постройки недвижимости, что приблизит ее к рыночной стоимости жилья. Однако в отдельных случаях налог на имущество можно будет платить еще в меньших размерах, чем прежде. Дело в том, что по данному налогу не подлежат налогообложению 20 кв.м для квартиры, 50 кв. м - для дома и 10 кв.м - для жилого помещения.

Существенная разница между инвентаризационной стоимостью и кадастровой оценкой состоит еще и в том, что инвентаризационную оценку оспорить невозможно, поскольку она делается на основе технических регламентов, СНИПов и ГОСТов, а кадастровую - вполне. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в специально созданной комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. Для этого потребуется предъявить определенный пакет документов, подтверждающих право заявителя на данное имущество.

Порядок исчисления земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка применяется на территории Томской области с 2006 года.

В настоящее время отработан механизм проведения государственной кадастровой оценки земель - от проведения электронных аукционов по определению исполнителя работ по кадастровой оценке и утверждению результатов кадастровой стоимости до выявления недостоверных сведений и технических ошибок, оспаривания и пересмотра кадастровой стоимости.

 

О чистой воде

Прозвучал на встрече и вопрос об обеспечении населения чистой питьевой водой, в частности, о финансировании готовых проектов по строительству станций обезжелезивания.

Государственная программа «Чистая вода Томской области» (утв. Постановлением Администрации Томской области от 21.03.2012 № 105а) действовала до  31.12.2014. В настоящее время вопросы обеспечения населения чистой водой решаются в рамках государственной программы «Развитие коммунальной и коммуникационной инфраструктуры в Томской области», утвержденной постановлением областной Администрации от 09.12.2014 № 474а. Решение о строительстве либо реконструкции конкретных объектов принимается по результатам рассмотрения заявок муниципальных образований. От Томского района заявок на софинансирование из областного бюджета в 2017 году работ по строительству новых либо модернизации существующих инженерных коммуникаций водоснабжения и водоотведения (канализации) не поступало.

Надо сказать, что в рамках реализации программы «Чистая вода Томской области» до 2015 года на территории Томского района с привлечением федеральных и областных средств были построены (реконструированы) станции водоподготовки в с. Межениновка, д. Нелюбино, с. Корнилово и с. Рыбалово. Однако станция водоподготовки в с. Межениновка выведена из строя из-за ненадлежащей эксплуатации и сегодня требует капитального ремонта. Средства на ее восстановление запланированы в консолидированном бюджете Томского района на 2016 год.

По мнению областного департамента ЖКХ, наиболее актуальными объектами для Томского района следует считать строительство (реконструкцию) котельных в д. Кисловка и с. Моряковский Затон, поскольку на котельную в Моряковке есть подготовленная ПСД, а ее текущее состояние внушает опасения за следующий отопительный сезон.

В рамках сотрудничества с «Фондом содействия реформированию ЖКХ» в 2016 году администрацией Томской области была подготовлена и подана заявка на строительство в д. Кисловка Заречного сельского поселения Томского района объекта «Газовая котельная мощностью 27 мВт и 4 км тепловых сетей, выполненных из предизолированной полимерно-композитной трубы». Это позволит обеспечить теплом 8-10 тыс. жителей мкр. Северный Парк, строящегося в рамках программы «Жилье для российской семьи». Планируемая стоимость реализации данного проекта составляет 336 млн руб. (предполагается, что 60% этой суммы выделит федеральный бюджет, 19,99% - областной, еще 20% - внебюджетные источники). Софинансирование из местного бюджета в размере 0,01% от стоимости проекта планируется заместить за счет внебюджетных средств. В случае одобрения данной заявки необходимо будет предусмотреть соответствующие денежные средства в областном бюджете уже в 2016 году, поскольку по условиям заявки 1-я очередь объекта должна быть введена в эксплуатацию до конца текущего года.

 

О плате за вывоз мусора

Вопрос звучал так: можно ли изменить законодательство в отношении сбора и вывоза мусора, привязав обязательную оплату к объекту собственности?

Существующая сегодня система платы за сбор и вывоз отходов «привязывает»  оплату к количеству квадратных метров жилья. В 2015 году в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие, в частности, формирование новой системы обращения с отходами и изменение структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Вместо платы за сбор и вывоз бытовых отходов, которая входит в состав жилищных услуг, вводится плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, входящая в состав коммунальных услуг. И если размер платы за сбор и вывоз бытовых отходов определяется исходя из площади помещения в многоквартирном доме, то размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, которое является коммунальной услугой, должен определяться в зависимости от количества проживающих лиц.

Однако для реализации изменений необходимы соответствующие постановления Правительства РФ, а они до настоящего времени не приняты. Конкретный механизм функционирования новой системы обращения с отходами до конца не ясен и не урегулирован. Так, действующим Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлено, что в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Указанная норма вносит разногласия в определение единого способа определения расчетной единицы норматива накопления ТКО («м3/м2» или «м3/чел.»). Минстрою России было поручено утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, не позднее июня 2016 года. И они были утверждены Приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. № 402/пр. Методическими рекомендациями установлены категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО, а также разработаны формы паспорта домовладения и паспорта объекта общественного назначения, предусматривающие пункт о наличии или отсутствии на данных объектах раздельного накопления определенных видов отходов в целях их утилизации. Для определения нормативов накопления ТКО органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется выбирать по 2 муниципальных образования, в которых:

n  преобладающей отраслью является сельское хозяйство;

n  преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;

n  большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

Установлены рекомендуемые сроки проведения замеров (по сезонам), определен  порядок проведения замеров объема и массы ТКО в контейнерах и полиэтиленовых мешках. Работы по определению нормативов накопления ТКО рекомендуется проводить каждые 5 лет.

 

О бюджетной обеспеченности поселений

Крайне серьезный вопрос, затронутый в ходе встречи, - бюджетная обеспеченность сельских поселений и соответствие численности муниципальных служащих (работников администраций поселения) исполняемым полномочиям.

Полномочия эти постоянно добавляются, а финансово и дополнительной численностью не подкрепляется, как следствие - текучка кадров, неэффективное исполнение полномочий, административные наказания и штрафы.

Неравномерное распределение налогооблагаемой базы по муниципальным образованиям требует большого объема средств областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности районов, городских округов и поселений - таким образом реализуется закрепленное в Конституции право граждан на равный уровень государственных и муниципальных услуг независимо от места проживания. Доля налоговых и неналоговых доходов  в бюджетах поселений Томского района по итогам 2015 года разнилась от 16,5% (Турунтаевское поселение) до 68,2% (Зоркальцевское поселение). Закрепление на постоянной основе за местными бюджетами дополнительных налоговых и неналоговых доходов или отчислений от них было бы неэффективным, так как львиная доля дополнительных доходов поступила бы в бюджеты наиболее развитых муниципалитетов. А увеличение бюджетной обеспеченности наиболее развитых муниципальных образований приведет к необходимости поднимать уровень бюджетной обеспеченности остальных муниципалитетов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместо этого Законодательной думой Томской области внесены на федеральный уровень следующие предложения:

n  о зачислении налога на добычу полезных общераспространенных ископаемых по месту добычи, а не по месту регистрации предприятия;

n  об отмене льгот по местным налогам (земельному и налогу на имущество физических лиц), установленные федеральным законодательством, для реализации этого права органами местного самоуправления на местах. Сейчас от уплаты НИФЛ освобождены физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность (творческие мастерские, ателье, студии),  от земельного налога – объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

n  о совершенствовании методики кадастровой стоимости объектов недвижимости, используемых в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу;

n  о наделении субъектов РФ полномочиями по передаче доходов от сумм денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов РФ, на уровень муниципальных образований (поселений, городских округов).

До настоящего времени не решена задача по определению компетенции местного самоуправления. Вопросы местного значения зачастую обозначаются фразами «создание условий…», «участие в…», «обеспечение условий…», «оказание содействия…», «содействие в развитии…». Это не позволяет провести четкой грани между вопросами местного значения муниципальных образований и полномочиями субъектов Российской Федерации. Немало проблем на практике связано и с тем, что на органы местного самоуправления нередко возлагаются не свойственные им задачи, имеющие подчас государственный характер. Это отмечается и в разрабатываемом в Совете Федерации докладе «Об основных направлениях государственной региональной политики в Российской Федерации». В частности, с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселений. В ряде поселений отсутствуют технические, финансовые, кадровые и интернет-ресурсы для осуществления указанных полномочий. При этом доходы от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, в соответствии с Бюджетным кодексом зачисляются в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 %.

По итогам XI Съезда Совета муниципальных образований Томской области, который прошел апреле 2016 года, Совету муниципальных образований дано поручение подготовить законодательное предложение о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части зачисления в бюджеты поселений доходов (части доходов) от продажи и передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков начиная с 1 января 2017 года.

Кроме того, было бы целесообразно дополнить действующее земельное законодательство нормами, допускающими возможность перераспределения законом субъекта РФ полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских и сельских поселений в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

О Южных Воротах

И, наконец, вопрос о перспективах развития инфраструктуры микрорайона «Южные Ворота».

Утвержденный проект планировки данной территории предусматривает строительство двух детских садов, школы, двух многоуровневых наземных парковок (в общей сложности в микрорайоне будет около 5000 парковочных мест). Между домами будет благоустроена территория, высажены деревья, установлены детские и спортивные площадки, спроектированы велосипедные и беговые дорожки. Вопрос о  включении объекта «Школа–сад на 1000 мест» в областной бюджет будет рассмотрен при формировании бюджета на 2017 год. Проектно-сметная документация для этого объекта разработана. 

Нужно сказать и о том,  что желающим стать жителями микрорайона стоит познакомиться с условиями Программы «Жилье для российской семьи». Вероятность стать ее участником высока, поскольку такая возможность предоставлена 18 категориям граждан. Стоимость кв. метра жилья для участников составляет 35 тыс. рублей.

 

— В течение последних месяцев я    провела около 180 встреч с избирателями, - подвела итог Оксана Козловская. –  Всего же областные депутаты получили от жителей Томской области более 20 тысяч предложений и идей. Это, прежде всего, показатель неравнодушия наших земляков. Это наше общее желание и стремление сделать жизнь в своих городах, районах, поселениях комфортной и безопасной. Вы спросите - что дальше? Мы детально проанализировали все поступившие предложения, а также все вопросы, которые были заданы в ходе встреч с избирателями и на личных приемах.  «Выстроили» их по рангу - от общих для всего региона до конкретных по каждому району, городу, селу.  Большая часть вошла в стратегии, программы или первоочередные планы по развитию городов, районов и отдельных населенных пунктов Томской области. Часть - станет основой для новых областных законов. Часть - вполне может быть решена «в рабочем порядке».     

  Конечно, на некоторые вопросы жителям района хотелось бы получить другие ответы. Председателю Законодательной думы Томской области ничуть не меньше хотелось бы решить все проблемы разом, но состояние бюджета, которое сегодня ни для кого не является тайной,  такой возможности не дает. Обманывать избирателей Оксана Козловская считает категорически неприемлемым. Ну а что лучше — честный разговор или сладость заведомо невыполнимых предвыборных обещаний — каждый решает сам. 

 
По теме
Прокуратура Советского района г. Томска утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее судимого 27-летнего жителя областного центра.
Томской межрайонной природоохранной прокуратурой 27 марта 2024 года в преддверии начала пожароопасного сезона проведено совещание с крупнейшими лесопользователями региона и представителями Департамента лесного хозяйства
Кировский районный суд г. Томска вынес приговор по уголовному делу в отношении 42-летней томички.
Верхнекетский районный суд Томской области вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее судимой 41-летней местной жительницы.
Опасный водитель попал за решетку. Кроме того, он может лишиться своего автомобиля.
В октябре 2023 года он был освобождён по УДО Источник: kp.ru Фото: Сиб.фм По данным оперативников, утром 15 марта 2024 года неизвестный, находясь в личном авто, напал на проходящую мимо девушку.
Все сладко спали, не ожидая беды - МЧС России 29 марта в 4:54 утра на центральный пункт пожарной связи поступил звонок о возгорании входа в тамбур второго подъезда 2-хэтажного брусового жилого дома по адресу: г. Томск, ул.
МЧС России
ПСС спасла 7-летнего ребенка, вытащив его из ямы на Мичурина в Томске - РИА Томск Голубев Михаил Валерьевич © телеграм-канал "Спасатели Томска" Семилетний ребенок упал в земляную яму на улице Мичурина в Томске накануне вечером; после того как очевидцы не смогли вытащить пострадавшего,
РИА Томск
1 апреля с 17:00 до 19:00 и. о. главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Светлана Сергеевна Станкевич проведет очный прием граждан в рамках реализации в Томской области проекта «Открытый прием».
Томский ЦМП
Томская область присоединится к всероссийской акции «Верни герою имя» - Департамент общего образования Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» запустило всероссийскую акцию «Верни герою имя», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Департамент общего образования
«Книжный марафон» - Детско-юношеская библиотека Возрастная категория: 6+ 27 марта в рамках Всероссийской Недели детской книги в библиотеке для ребят из Центра детского творчества «Луч» прошла весёлая познавательно-игровая программа «Книжный марафон».
Детско-юношеская библиотека