Комиссия Томского УФАС России в начале декабря 2017 года прекратила дело в отношении администрации Томска в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в ее действиях. В ходе антимонопольного расследования проведена всесторонняя проверка законности конкурсной процедуры на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведенной городскими властями.
Из обстоятельств дела: производство по делу возбуждалось по жалобе гражданина о нарушении законодательства при проведении электронных аукционов по приобретению благоустроенных жилых помещений. Извещение о проведении аукциона и его документация опубликованы на официальном сайте zakupki.gov.ru 22 августа 2017 года.
Заказчиком приобретались благоустроенные жилые помещения в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, а также лицам из их числа, специализированных жилых помещений в количестве 66 помещений, а также 5 благоустроенных жилых помещения в городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья».
Первоначально, при возбуждении дела антимонопольный орган исходил из того, что объединением в один лот 71 жилого помещения, Заказчиком созданы экономические барьеры, создающие ограничения для доступа к участию в торгах хозяйствующих субъектов и лиц, заинтересованных в продаже жилых помещений и, соответственно, к ограничению или устранению конкуренции.
Томское УФАС России усмотрело в описанных действиях признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, приводящие или способные привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела признаки нарушения антимонопольного законодательства не подтвердились, поскольку было установлено, что, ранее проведенные аукционы на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок (по итогам 55 аукционов было заключено всего 3 муниципальных контракта).
Объединение в один лот 71-ой квартиры обусловлено необходимостью реализации подпрограммы «Расселение аварийного жилья» на 2017-2020 годы», подпрограммы «Защита прав детей-сирот» государственной программы «Детство под защитой», а также необходимостью осуществления эффективного расходования бюджетных средств, выразившегося в покупке большого количества квартир у одного поставщика, позволившего тем самым снизить стоимость квадратного метра жилья в рамках конкретного контракта.
Кроме того, действия городских властей по формированию лота обусловлены необходимостью своевременного исполнения судебных актов по предоставлению жилья указанным категориям граждан, в целях предотвращения затрат бюджетных средств на уплату штрафов и исполнительских сборов за неисполнение судебных актов.
Кроме того, при формировании закупки администрацией проведен мониторинг рынка жилья, показавший, что многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию застройщиками, часть из которых являются субъектами малого предпринимательства. Такие субъекты имели возможность принять участия в аукционе, но не воспользовались этой возможностью.
УФАС учло правовую позиция Президиума ВАС РФ (постановление от 28 декабря 2010 по делу № А06-6611/2009) о том, что основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений.
Антимонопольный орган нашел действия администрации города Томска при проведении аукциона правомерными. Заказчик не ограничил доступ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций к участию в аукционе, первоначальный признак нарушения законодательства не подтвердился.