Сосульки над оживленным тротуаром по ул. Елизаровых
Каждый год приходится балансировать на скользких пешеходных дорожках и семенить гуськом, заранее выверяя место для следующего шага, или пробираться через снежную кашу, прилагая при этом немало усилий. Не легче живется и автолюбителям, даже приняв все меры по подготовке автомобиля к зиме и вовремя сменив резину, им приходится стоять в километровых пробках из-за увеличивающегося количества аварий, подвергать свою жизнь опасности из-за менее ответственных водителей. И без того небольшое количество мест на парковках сокращается из-за сугробов и наледи, нависающей с крыш, под которыми оставлять автомобиль просто опасно.
Оценивая инфраструктуру города в зимнее время года, невольно задаешься вопросом: неужели так везде? Неужели в европейских странах с похожим климатом людям так же год за годом приходится терпеть все неудобства, муниципальные работники делают вид, что зима пришла совершенно внезапно, а в автосервисах скапливаются очереди на кузовной ремонт на несколько месяцев вперед?
На самом деле, если взглянуть на опыт зарубежья и попытаться понять, в чем же принципиальное различие наших способов борьбы с проявлениями зимней непогоды, становится очевидно: секрет успеха кроется в скорости реагирования и отказе от неэффективных способов.
Сосульки над оживленным тротуаром по ул. Кирова
Что делать с тротуарами, которые поздней осенью от перепадов температур покрылись корочкой льда? Дождаться, пока их завалит снегом — именно так, кажется, решают проблему гололедицы на многих улицах нашего города, — в то время как наши коллеги по несчастью концентрируют все силы именно в первые проявления непогоды, чтобы затем было легче поддерживать чистоту тротуаров и улиц.
В Финляндии, например, с наступлением сезона коммунальные службы переходят в режим круглосуточного дежурства, чтобы при первом же снегопаде вывести всю технику и работников на улицы — от ночных снегопадов к утру на дорогах и тротуарах не остается и следа. При этом финны полностью отказались от использования песка для посыпания улиц — из-за его низкой эффективности. Песок легко разносится автомобилями и пешеходами, превращая снег в грязное месиво, а со своей основной задачей практически не справляется.
Вместо этого финны применяют мелкую гравийную крошку, которая практически полностью убирает скольжение, но при этом тяжелее песка, что позволяет собирать ее весной с помощью специального оборудования и использовать повторно в следующий сезон, уменьшая тем самым затраты бюджета.
Однако песок тоже может быть эффективен, если использовать его правильно, как это делают в Швеции: для создания долгосрочного эффекта там песок смешивают с горячей водой, что позволяет ему вплавляться в ледяную корку и создавать шероховатую поверхность, которая держится на тротуарах и дорогах до семи дней.
При этом во многих странах сохраняется тенденция к сокращению использования химических реагентов в борьбе со снегом, либо применению менее агрессивных составов. Обычная соль, которая повсеместно рассыпается по тротуарам в нашей стране, наносит большой вред обуви, покрышкам автомобилей, объектам инфраструктуры (соль, проникающая в почву, может разъедать кабели коммуникаций, вредит почве и деревьям), а также сильно влияет на экологическую обстановку. Обильному использованию реагентов зарубежные страны предпочитают более тщательную и частую уборку снега. Таким образом, первое, на что действительно стоить обратить внимание нашим коммунальным службам, — эффективность методов, которые они используют в своей работе и своевременность принимаемых мер.
Пока что эти сосульки выглядят милым украшением. Но во что они превратятся через пару месяцев?
На крышах многих зданий уже успели образоваться пока еще маленькие, но все же представляющие опасность сосульки, которые к весне превратятся в настоящие глыбы льда и начнут пикировать на головы прохожим. Если присмотреться к однотипным зданиям, например, к пятиэтажным хрущевкам, то можно заметить, что не на всех крышах появляются обледенения. Возникает вопрос: в чем принципиальное различие двух, с виду одинаковых крыш? Все дело в теплопотерях — некачественно произведенное утепление во время строительства дома или при капитальном ремонте приводит к локальным утечкам тепла, и именно в этих местах образуются сосульки.
С этой точки отсчета ведут борьбу с сосульками в Швеции, где за состояние жилых домов отвечают местные домоуправления, а за свисающую с крыш наледь выписываются огромные штрафы. Гораздо проще и выгоднее один раз озаботиться качественной теплоизоляцией крыши, чем каждый сезон нанимать промышленных альпинистов для сбивания сосулек. Стоит также отметить их щепетильный подход к данной проблеме: в 2002 г., после несчастного случая со смертью подростка от упавшей сосульки, была создана специальная служба и круглосуточная горячая линия, которая моментально реагирует на сообщения об опасных сосульках от граждан и связывается с управляющими компаниями.
Помимо пресловутого улучшения теплоизоляции домов существуют довольно действенные и современные способы борьбы с наледью, которые не раз предлагались общественниками в качестве альтернативы лому и лопате управляющим компаниям, но почему-то так и не нашли отклика. Например, установка греющих кабелей по периметру крыши здания — такой метод экспериментально используют в Исландии и США. В ответ на такие предложения муниципальщики, в основном, ссылаются на стоимость электричества и установки систем, однако не учитывают при этом ежегодные затраты на зарплату работникам, которые занимаются сбиванием сосулек, на последующий ремонт кровли, поврежденной наледью и т. д.
Наледь на въезде во двор, пробивающаяся из-под снежной каши
Получается, что весь этот лед на улицах и на крышах ведет не к особенностям нашего климата и даже не к отсутствию должного финансирования, а к простому нежеланию перенимать более эффективные способы облагораживания города в зимнее время и неумению вовремя реагировать на изменения погодных условий. Пока мы будем по старинке бороться с сосульками топорами и молотками, а тротуары и дороги щедро засыпать песком и солью, никаких качественных преобразований в зимней жизни города не предвидится. Пешеходы и автомобилисты будут по-прежнему подвергать себя опасности, грязная шуга из песка и снега будет по-прежнему хлюпать под ногами, а сосульки останутся дожидаться весенней оттепели, когда законы притяжения сбросят их куда придется.
Дмитрий Гулаков