Год спустя…

Рафаэль Егорович Асланян
Роман Чупин — художник, ученик Рафаэля Егоровича Асланяна
Рафаэль Егорович в своей мастерской
Мастер-класс от Рафо
Михаил Дронов — фотохудожник, друг Рафаэля Егоровича
Картина “Море”
Рафаэль Асланян восхищался красотой этого мира
Картина “Понты мимо”
Картина “Начало дня”
Работы Рафаэля Асланяна — это цвет, сложные колористические сочетания, композиция и глубокая философия образов
Фото: tomskw.ru
Вспоминая учителя и друга Рафаэля Асланяна

Рафаэль Егорович Асланян

Прошел год как нет с нами дорогого друга и любимого учителя — Рафаэля Егоровича Асланяна. Его уход стал большой утратой для всех, кто с ним общался и дружил. Рафаэль Егорович был добрым, необычайно щедрым, хлебосольным, открытым человеком. Он любил жизнь во всех ее проявлениях, любил людей, природу и животных, восхищался красотой этого мира. Он не оставался в стороне от несправедливости, всегда принимал сторону слабого, остро переживал как свою, так и чужую боль. Работы Рафаэля Асланяна — это цвет, сложные колористические сочетания, композиция и глубокая философия образов.

Мастерская-дом Рафаэля Егоровича всегда была открыта для друзей и учеников, он делился с ними всем, что имел, не жалея времени, сил и средств. Рафаэль Егорович был щедр на добрые слова и открыт для диалога.

Роман Чупин — художник, ученик Рафаэля Егоровича Асланяна

Роман Чупин — художник, ученик Рафаэля Егоровича Асланяна

— Заниматься живописью я начал в 2010 г., и сразу же возникла потребность в учителе, наставнике, который на профессиональном уровне мог бы показать мне, как следует работать и к чему стремиться. О Рафаэле Егоровиче на тот момент я слышал много прекрасных отзывов, видел его работы на выставках и учиться у него было моей мечтой. Обратиться к нему с просьбой взять меня в ученики, я долго не решался, но желание писать маслом и владеть всеми тонкостями художественной науки, пересилили страх. Так, набравшись смелости, я пошел в мастерскую к Рафо. Рафаэль Егорович посмотрел мои работы, выдержал паузу и сказал фразу, которую я помню до сих пор: “Я возьму тебя в ученики с одним условием: ты пойдешь со мной до конца”. Я согласился, и с тех пор начались наши занятия. Сначала они были очень интенсивными: я приезжал в мастерскую два раза в неделю, Рафаэль Егорович давал мне домашние задания, проводил теоретические курсы, посвященные цвету, свету, композиции и т. д. Через полтора года непрерывных занятий качество моих работ улучшилось, это чувствовал я и видел Рафаэль Егорович.

Рафаэль Егорович в своей мастерской

Для начинающего художника очень сложно бывает понять, в какой момент работа является законченной, на каком этапе нужно остановиться, и это очень важно, потому что полотно можно “записать”, как принято говорить, уйти в излишнюю детализацию, или же напротив, не дописать. Золотую середину найти сложно, и даже те художники, которые пишут уже значительное время, не всегда это чувствуют. Рафаэль Егорович помог мне отыскать эту золотую середину, объяснил и показал, что значит законченная работа. От него я получал огромное количество советов касающихся изобразительной грамотности, взаимодействия цветов, что, конечно, очень повлияло на мое становление. Как только Рафаэль Егорович заметил у меня становление собственного стиля, он начал подбирать мне работы художников, чья техника была схожа с моей, чтобы я знакомился с манерой их письма. И, безусловно, все это влияло на качество моей живописи: что-то я брал от одного, что-то от другого, что-то от самого Рафо, перерабатывал, пересматривал, и в итоге все это превратилось в некий коктейль, свою палитру. Спустя четыре года регулярных занятий живописью в мастерской у Рафаэля Егоровича, он сказал, что я могу писать самостоятельно, а к нему приезжать в случаях необходимости, за советом или экспертным мнением. Занятия у Рафаэля Егоровича вселили в меня уверенность в своих силах, я поверил в то, что смогу стать художником. Спустя еще время я пошел учиться дальше и поступил в МИСАО (Московский институт современного академического образования) факультет изобразительного искусства, на что Рафаэль Егорович меня благословил. Сейчас я так же учусь в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств) на кафедре живописи — все это благодаря Рафо.

Мастер-класс от Рафо

Помимо того, что я был учеником Рафаэля Егоровича, а он был Мэтром, Мастером, наши отношения имели так же дружеский характер. Я знал, что всегда могу приехать пообщаться к нему не только на темы касаемые искусства, но и на общечеловеческие, и даже просто попить чай. Иногда Рафаэль Егорович, учитывая мое юридическое образование, обращался ко мне за советом, как лучше поступить в той или иной ситуации, т. е. наше общение не ограничивалось одной лишь живописью.
После ухода Рафаэля Егоровича, он снился мне несколько раз, один из последних снов был таков, что он посмотрел мои новые работы, которые не видел и сказал: “Молодец! В молодости я так же экспериментировал, искал себя”. Даже после ухода Рафаэля Егоровича, как мне думается, наша метафизическая связь не теряется, чему я благодарен и рад. Думаю, что как художник и учитель Рафаэль Егорович продолжает жить в своих учениках.
На тот момент, когда я пришел к Рафаэлю Егоровичу, у него уже было много учеников, он был профессором, востребованным художником и в начале, как мне казалось, он был авторитарен. Например, он мог сделать жесткое замечание при неподготовленной палитре, но если он видел стремление человека к учебе, желание получить знания, талант и трудолюбие, постепенно его отношение менялось. Со временем из учителя Рафаэль Егорович стал моим другом, и, несмотря на нашу разницу в возрасте, мы понимали друг друга, и я всегда чувствовал его тепло, его расположенность, и даже незначительные его слова и жесты всегда создавали атмосферу тепла и комфортного общения.

Михаил Дронов — фотохудожник, друг Рафаэля Егоровича

Михаил Дронов — фотохудожник, друг Рафаэля Егоровича

Многие из учеников Рафо начиная свой творческий путь копируют его манеру письма. С одной стороны, это плохо, с другой стороны, в этом есть свои плюсы: в конце концов, во всех академиях живописи практикуют занятия, когда ученики копируют работы известных мастеров. Главное, чтобы ученик мог вовремя остановиться, начать поиски своего пути, своего стиля, своих методов выражения в живописи. Когда копируется работа — это одно, но когда стиль — это уже плагиат. Можно пользоваться живописными приемами художника, это не возбраняется. Кстати, Рафаэль Егорович часто давал мастер-классы, на которых рассказывал и показывал, как он работает и какими средствами добивается тех или иных результатов. Он мастерски владел мастихином и, конечно, кистью, иногда писал пальцами, растирал тряпкой — это все его наработки, его собственный опыт, к которому каждый из начинающих художников должен прийти сам.
В техническом понимании работы Рафаэля Егоровича скопировать можно, но в плане мироощущений, философии образов равных Рафо нет и, вероятно, очень долго не будет. Нам, томичам, крупно повезло, что однажды Рафаэль Егорович выбрал для жизни наш город.
С Рафо мы ездили к нему на родину в Армению. Мы проехали всю страну — с юга на север, с востока на запад. Свое путешествие мы начали с его родного города — Кировокана, родительского дома. К сожалению, дом был разрушен, осталось одно основание, фундамент, там Рафаэль Егорович нашел несколько вещей — гвозди, глиняные осколки, кувшин. Свои находки он привез с собой в Томск и трепетно хранил их.
В центре Кировакана у Рафо была большая мастерская, и пусть он давно уже не жил в Армении, приезжая каждый раз на родину, он открывал мастерскую и жизнь в ней начинала кипеть и бурлить: к нему также, как и в Томске приходили друзья и знакомые. Это были самые разные люди: художники, скульпторы, актеры, музыканты, бывшие ученики. Мы никогда не были там вдвоем. Наблюдая за происходящим со стороны, у меня складывалось впечатление, что он никуда не уезжал.
Мастерская Рафаэля Егоровича в Армении тоже располагалась в доме на первом этаже, огромные окна заливали все пространство солнечным светом. Я помню большую студию и множество маленьких комнат, керамические предметы, сувениры и посуды. Сотовый телефон Рафо и его странички в социальных сетях всегда принимали сообщения и звонки, его друзья по всему миру постоянно были с ним на связи, делились своими событиями и интересовались жизнью Рафо. Многочисленные друзья Рафаэля Егоровича по всему миру лишний раз доказывают, каким он был человеком…
Помню, что на момент нашего пребывания в Армении я снимал проект “Рыжие”. Поинтересовавшись у Рафо, есть ли рыжие в Армении, я получил ответ, что, конечно, есть, но мало. Через несколько дней мне нашли несколько рыжих армян, они были не просто рыжие, а огненные. Это было незабываемо!
Рафаэль Егорович показал мне свою родину с такой стороны, с которой я бы никогда не узнал ее сам, он открыл для меня Армению и я полюбил эту страну. К 70-летию Рафо я планирую открыть выставку “Армения”, где будут представлены фотографии нашего с ним путешествия. Рафо скучал по Армении, он любил свою землю всем сердцем, и практически каждый год ездил на родину. Как правило, с ним летали его друзья, и Рафо с гордостью показывал все красоты своей страны, знакомил с людьми, делился воспоминаниями.
Рафаэль Егорович был глубоким философом, замечательным и талантливейшим художником, отзывчивым другом. По его работам можно было читать его настроение, и оно всегда чередовалось, он переживал самые разные эмоции. Его жизнь была яркой и насыщенной, полной разнообразных событий и встреч, света и цвета, который передают его полотна.
Продолжение следует…

Картина “Море”

Ирина Лугачёва

Рафаэль Асланян восхищался красотой этого мира

Картина “Понты мимо”

 

Картина “Начало дня”

Работы Рафаэля Асланяна — это цвет, сложные колористические сочетания, композиция и глубокая философия образов

 
По теме
"Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль", - завещал нам Великий Бард в пьесе "Как вам это понравится" (As You Like It).
- Лауреат II степени - старший хор (рук. Е.В. Васильева); - Лауреат II степени - младший хор (рук.
Нехватка медиков сложилась в Стрежевом. Часть пациентов направляют в Томск и ХМАО - News.VTomske.Ru Дмитрий Кандинский / vtomske.ru В Стрежевом на севере Томской области не хватает медиков — приоритетная потребность во врачах в городской больнице составляет 13 специалистов, медицинских сестер и фельдшеров недостает 32,
News.VTomske.Ru
Увеличить - Законодательная Дума В Парабели при поддержке депутата Владислава Бородина состоялся областной этап фестиваля ветеранских хоровых и вокальных коллективов «Салют, Победа!», который посвящен приближающемуся Дню Победы.
Законодательная Дума
электронный каталог - МИБС г. Томска 31 марта в 11:30 муниципальная библиотека «Юность» приглашает всех желающих на заседание «Клуба любителей чтения хороших книг».
МИБС г. Томска