Удивительная выставка открылась в стенах Томского областного художественного музея: “Голоса камней. Археографика, эстампажи петроглифов Алтая”. Работы, представленные на ней, выполнены с разновременных наскальных рисунков, отражающих мифологические и религиозные представления древних народов Алтая в разные эпохи, с неолита до скифского периода. Большинство работ сопровождаются документальными фотографиями и пояснительными текстами. Открывшаяся выставка представляет эстампажи петрографов, выполненные на ткани и рисовой бумаге различного формата. Изучение петрографов Большого Алтая не теряет своей актуальности, т. к., занимая транспограничное положение между четырьмя государствами (Россия, Казахстан, Монголия и Китай), Алтай по-прежнему остается областью малоизученной и весьма привлекательной для совместных исследований.
На протяжении всей истории человечества искусство постепенно росло, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Изучение древних археологических памятников позволяет нам судить о жизни древнего человека, строе первобытного общества. Многие предметы, найденные археологами, нельзя назвать иначе, нежели художественными произведениями. Силуэты зверей, странные человеческие фигурки, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах, резьба и рельефы — все это искусство первобытной живописи и скульптуры.
На открытии выставки присутствовал и сам автор — новосибирский художник Эдуард Логинов, который поведал нам о своей работе.
Эдуард Логинов
— Идея создания данной экспозиции возникла не на пустом месте, этому способствовали мои путешествия в течение многих лет по Сибири и Средней Азии, наблюдения и исследования, — рассказывает Эдуард Логинов. — Основная часть эстампажей выполнена мною с различных наскальных рисунков Алтая. В своих картинах я стараюсь максимально точно передать оригинальные наскальные изображения, но не копировать их. Образы на моих работах уже переработанные, рассчитанные на восприятие современного человека.
Эстампаж в переводе с французского (estampages) означает “оттиснутые”. Техника переноса изображений на бумагу или ткань. Эту технику часто используют в своей работе археологи, она позволяет наиболее точно перенести рельефное изображение на ту или иную поверхность (ткань, бумага) путем заштриховывания (затирания) выпуклостей. Работы, представленные на выставке “Голоса камней”, выполнены мной в натуральную величину и являются абсолютно точным оттиском изображений.
Моя задача как художника — передать дух творчества древнего человека, те образы, которые вдохновляли наших далеких предков в том виде, в котором я это понимаю, — делится автор. — Безусловно, древние творцы вкладывали в изображения свои смыслы, свою символику, быть может, я и не передаю досконально их порывов, но, во всяком случае, я к этому стремлюсь, транслирую их изображения через свое художественное видение. На самом деле, камни с изображениями, над которыми я работаю, серые, заросшие мхом, но в моих работах присутствует цвет. Этому есть объяснение: я считаю, что образы в воображении древних художников были сочными.
Открытие выставки “Голоса камней” в Томском областном художественном музее
Выбить на камне какой-либо рисунок — очень тяжелый труд, — продолжает свой рассказ Эдуард. — Остается только восхищаться мастерством древних художников. Однажды я попытался нанести на камень изображение. Съездил на Обское водохранилище, выбрал камень (примерно 40*40 см) и попытался выбить на нем рисунок (15*20 см) — несколько изображений животных. Для своей работы я использовал современные инструменты, и у меня на это ушел целый день. Для сравнения, древние художники работали кремниевыми бойками, бронзовыми и железными инструментами собственного изобретения. И я представляю, насколько тяжело им было высечь эти изображения. Работали они, не сидя за столом в мастерской, а стоя на скалах, причем необходимо было как-то закрепиться, чтобы не упасть. Будучи на Алтае, я работал в таких условиях и, нужно сказать, это очень тяжело, учитывая, что при мне были современные инструменты и материалы, альпинистские страховки и т. д., а древний человек не был ничем оснащен и защищен, инструменты в его распоряжении были самые что ни на есть примитивные. Те изображения, которые дошли до нас, которыми мы сегодня восхищаемся — это, прежде всего, титанический труд древних художников. А уж сами рисунки — подлинные шедевры — лаконичные, смелые, удивительно пропорциональные. Вероятно, художники, высекающие изображения, живо воссоздавали в своем воображении сцены охоты и ритуалы перед ней. Все изображения, будь то сцены охоты, фигурки людей или животных, несут в себе глубокие сакральные смыслы, прорелигии.
Человек лишь часть природыВыставка “Голоса камней” в залах Томского областного художественного музея
В свое время Абрам Давыдович Столяр — выдающийся советский и российский историк, археолог, искусствовед, доктор исторических наук, профессор Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, почетный профессор СПбГУ, член международных обществ по истории первобытной культуры, сказал: “Мы живем в эпоху колоссального умножения знаний при катастрофической убыли мудрости”. И с этим высказыванием не поспоришь. Наша человеческая цивилизация пошла по пути технократического развития относительно недавно, можно сказать, что техническая революция произошла всего триста лет назад. Конечно, существовали какие-то орудия труда, средства передвижения, определенные достижения технического характера, но принципиально “царем природы” человек себя не считал. А в сознании большинства современных людей нет не то чтобы страха перед природой, но даже почитания, уважения. И своими действиями мы разрушаем природу, планету, свой дом. Мы наносим страшный ущерб окружающей среде, совершенно не думая о последствиях своих действий, о том, что останется после нас новым поколениям. Не задумываться о своих деяниях, не бояться их последствий глупо с нашей стороны.
Приведу такой пример, охотник (алтайских племен) в конце первого тысячелетия до н. э. и в первые века н. э. не имел права убивать больше трех моралов в год. Нарушение этого закона очень строго наказывалось. Древний человек, охотник, понимал природу, понимал, что он напрямую зависит от нее, от ее ресурсов и жил в гармонии с ней, относясь ко всему окружающему бережно и уважительно. Мы, возомнив себя выше природы, выше ее законов, утратили понимание и уважение к ней. Человек не должен стремиться победить или покорить себе природу, с ней нужно сотрудничать, учиться у нее, подражать, нас это только обогатит во всех смыслах. Человечество часть природы, без нее мы сами исчезнем.
Все мифы, дошедшие до нас: алтайские, монгольские, хакасские и т. д. — это все канва одной сложной культуры. Народы, населявшие обширные территории Сибири, Алтая, Казахстана, Китая мигрировали из одной области в другую, их вера и обычаи переплетались между собой, и поэтому информация, дошедшая до нас — легенды, мифы, сказания — перекликаются между собой. Соответственно, и древняя религия этих племен была более или менее едина. Но что характерно, все древние верования неизменно завязаны на почитании сил природы! И весь строй древнего общества основывается именно на этом законе. Выставка
Открытие выставки “Голоса камней”
Все, что представлено на выставке “Голоса камней” — графические изображения и предметы малой пластики — есть отражение культуры древних народов, их миропонимания, символика. Например, сцена охоты — волк гонится за козликом. Но это не просто волк, в культуре древних народов волк — это мощный символ храбрости, верности, мудрости, образ сильного охотника, добытчика, лучшего хранителя своей территории. Волков почитали, некоторые народности считали волка своим прародителем, так, например, на штандартах монгольского ханства была изображена голова волка. Перед охотой древние люди призывали дух волка помочь им. Но нужно заметить, что обожествлялся не только образ волка, но и многих других животных.
В древности не существовало таких огромных поселений как сейчас, не было городов с их огнями, и поэтому после заката солнца и наступления темноты люди наблюдали за небом. Они очень хорошо ориентировались по ночному небу. Кстати, небо, звезды, солнце и луна так же часто фигурируют в мифах древних народов. Небесные светила наделяли человеческими качествами, характерами.
Мною были найдены очень интересные наскальные изображения, повествующие о вере древних людей. Эти изображения представлены на выставке, к ним даны доступные в своем изложении повествования, которые, я надеюсь, будут интересны посетителям выставки.
Все мои работы направлены на то, чтобы напомнить современному человеку о том, что мы часть сложного, интересного и прекрасного мира. Многие из представленных работ были выполнены мною в одиночных экспедициях по Горному Алтаю, на левом берегу реки Чуя (Онгудайский р-н) и в районе Чаган-Узуна (Кош-Агачинский р-н). Человеческих поселений, дорог и прочих коммуникаций в этих краях нет. Так я жил примерно месяц, работал. За этот месяц я не встретил ни единого человека, и поэтому мне понятно, что значит зависеть от природы. Сентябрь прошлого года выдался холодным, и меня завалило снегом, тем не менее я две недели жил и работал, так сказать, под снегом, в октябре я вернулся домой.
Путешествую я с юных лет. Более 30 лет занимаюсь водным туризмом, опыт выживания в дикой природе у меня очень большой, и находиться одному в таких условиях мне не сложно. Я бы даже сказал, что я с удовольствием живу в диких местах, сливаюсь с природой, взаимодействую с ней. Для своих путешествий я целенаправленно выбираю более отдаленные места, они мне особенно интересны. Разыскивая и наблюдая древние петроглифы, я заметил, и те, кто с ними сталкивался, меня поддержат, что от них исходит очень сильная энергетика, которая буквально заполняет собой все внутреннее пространство человека. Древние знаки, рисунки на камнях — это ведь не просто изображения. Это духовный мир наших предков, и название выставки выбрано мною не случайно, потому что древние камни разговаривают с нами посредствам изображений на них. В этом нет никакой мистики, это энергетические посылы, то, что способен уловить каждый из нас.
В последние годы без должного ухода древние петроглифы быстро утрачиваются, разрушаются. В настоящее время многие петроглифы мы безвозвратно потеряли.
Буду очень рад, если кого-то моя выставка побудит более глубоко изучить искусство древних цивилизаций, потому как именно наскальные изображения являются прародителями всего изобразительного искусства.
Ирина Лугачёва