Хранительница народных традиций

Галина Ивановна Федяева
Владимир Михайлович Козловских за работой в худ. мастерской г. Северск 1982 г.
Окарина - народный музыкальный инструмент.
Роспись стены
Интрерьер крестьянской избы с урало-сибирской росписью.
Фото: tomskw.ru
Урало-сибирская роспись Галины Федяевой

Галина Ивановна Федяева

В наши дни стало популярным народное искусство, к нему обращаются многие художники, поэты, музыканты. Под эгидой возрождения народных традиций ежегодно проводится множество самых различных мероприятий, конкурсов и фестивалей. Но о тех, кто эти традиции хранит, собирает и передаёт, мы, как правило, знаем мало. Часто материалы народного творчества собирать приходится по крупицам.

Возрождение урало-сибирской росписи

В 70-х годах XX века началось возрождение урало-сибирской росписи. Организовывались поисковые экспедиции на Урал и в Сибирь, художники ездили по деревням, искали старые избы, в которых могли сохраниться росписи или же какие-то бытовые предметы с её элементами: мебель, кухонная утварь. Иногда урало-сибирская роспись встречалась на игрушках. Работу по поиску редких видов росписей в то время курировал Научно-исследовательский институт художественной промышленности Москвы и, в частности, профессор В. А. Барадулин. Он посвятил возрождению урало-сибирской росписи всю свою жизнь: собирал экспедиции, написал очень много трудов, посвящённых декоративно-прикладному искусству, и именно он открыл для широкого круга людей урало-сибирскую роспись. Согласно проведённым исследованиям, в Западной Сибири тоже были очаги урало-сибирской росписи, но встречалась она, конечно, значительно реже, нежели на Урале. По рассказам старожилов, существовали избы с похожими росписями в Тобольской и Томской областях.
Когда встал вопрос о создании экспериментальных мастерских, выбрали именно село Малиновка, про которое я уже упоминала. Видимо, повлияло то, что в этом селе был леспромхоз — производство различных деревянных изделий. На базе леспромхоза было организовано производство декоративно-прикладных предметов, набрали учеников, обучили росписи. К сожалению, производство просуществовало недолго.

Кармацкая (тюменская) и вятская школы урало-сибирской росписи

Владимир Михайлович Козловских за работой в худ. мастерской г. Северск 1982 г.

Урало-сибирская роспись интересна тем, что она очень подвижна, легко подчиняется тому человеку, который с ней работает. Среди всего многообразия домовых росписей можно выделить две школы, связанных с деятельностью вятских и кармацких народных живописцев. В Томске на курсах обучение шло по кармацкой школе, и мой муж — художник Владимир Михайлович Козловских больше тяготел именно к ней. В этой росписи довольно жёсткий, мужской мазок, но он тоже интересен, хотя и более графичен. В кармацкой школе контраст мазка более явный. А для вятской школы характерен более мягкий мазок, т. е. размыв между белым и основным цветом мягкий. В средней полосе России обу­чение урало-сибирской росписи тяготеет к вятской школе. Интересны технические приемы росписи, например, надерг — от слова надерать — это семантическое круговое изображение солнца, которое помещается в центр цветка. Художник кладёт в центр цветка белую краску и, начиная от краёв лепестков, плоской кистью с небольшой дугой наносит плоские мазки, при этом кисть захватывает часть цвета самого цветка, выходит очень живописно. В итоге внутри цветка получается изображение, похожее на астру. Оно как в деревянной резьбе очень напоминает круговое изображение розетки, которое означает солярный знак. Очень часто именно такой цветок помещали в центре композиции.
В композициях домовых росписей особо выделяются две: потолочная композиция — венок или розетка, в центре которой помещался цветок, и вторая композиция — вазон или древо жизни, которая изображалась на дверях, на простенках, часто расписывались стены, встречались изображения на голбце — пристенок у печи (вход в подполье).

Символы урало-сибирской росписи

Элементы урало-сибирской росписи.

Древо жизни в урало-сибирской росписи — это стилизованное дерево, составленное из цветов, на ветвях которого часто рисовали птиц. Традиционно древо жизни или куст изображался произрастающим из вазы, а в центре композиции размещался солярный знак или символ солнца. Известно, что с языческих времён человечество поклонялось солнцу, считая его центром вселенной, ведь именно от солнца зависел урожай, а значит и дальнейшая жизнь человека. Согласно древним поверьям, солнце не только греет и дарует жизнь, но и очищает. В традиционной русской культуре очень много переплетений языческих и христианских символов, и роспись не стала исключением. Рисуя на потолке и стенах своего дома солнце или солярные знаки, человек стремился защитить его, т. е. эти символы — своеобразные обереги. Также росписи встречались на дверях дома, ведь дверь — это вход в жилище и он тоже должен быть охраняем. На дверях часто изображали дерево или куст с птицами на ветвях, людьми и животными внизу. И это тоже имеет свое объяснение. Если вспомнить устройство деревенской усадьбы, то это, как правило, дом, огороженный забором или плетнём, и внутри этой ограды обязательно сажали дерево, т. к. считали, что дерево оберегает дом и его жителей, несёт в себе достаток.

Элементы урало-сибирской росписи.

В традиционных изображениях урало-сибирской росписи, существовали свои правила, например, потолочная розетка, она часто содержит около семи цветов, таким образом, учёные, занимающиеся изу­чением народной культуры, склонны считать, что числа тоже играли большую роль в жизни человека. Почему именно такое количество цветов изображали внутри розетки, сказать сложно, может быть, это зашифрованные знания о небесных светилах. Владимир Михайлович Козловских подробно делился с нами своими знаниями в области урало-сибирской росписи, он также поддерживал связь с учёными из Москвы, которые пытались изучить и возродить народные промыслы и традиции нашей страны. И, конечно, мы — ученики — тоже были увлечены этим, например, я всегда старалась найти дополнительную литературу, хотя в то время это было очень сложно. Владимир Михайлович всю свою жизнь посвятил возрождению урало-сибирской росписи, её пропаганде, выступал в творческих объединениях г. Северска, Томска, выставлял свои работы на выставках разного уровня, дарил свои произведения, которые ныне имеются в частных коллекциях нашей страны и за рубежом, в музеях Северска и Томска.

“Гамаюн”

Окарина — народный музыкальный инструмент.

В середине 90-х годов у нас был семейный кооператив “Гамаюн”, и в условиях нашего города — Северска — мы пытались возродить всё то, что было связанно с декоративно-прикладным искусством. Мы изготовляли элементы резьбы, сувениры, свистульки с росписью, кстати, сами освоили все секреты их изготовления. Свистулька — это музыкальный народный инструмент, а был ещё такой — окарина (глиняная флейта) — это тоже своеобразная свистулька, она довольно большая, в ней несколько отверстий, и она издаёт звук с многоголосьем. Окарина встречается не только в России, но и в культуре других славянских народов. Окарина выдаёт интересные звуки, но настроить этот музыкальный инструмент сложно, Владимир Михайлович настраивал его с помощью металлофона.
Мой муж был интересным и разносторонним человеком, он с большой любовью изучал традиции русского народа, а свои знания всегда старался реализовать на практике, и народные музыкальные инструменты не стали исключением — он умел играть на балалайке. Потом, кстати, и наш сын обучался в музыкальной школе игре на балалайке. Любовь к музыке и творчеству привитая в детстве, остается с человеком на всю жизнь.
Пришли 90 е годы, и, к сожалению, своё производство нам пришлось закрыть. В то время народу было не до искусства, в сложившейся обстановке, многие старались просто выжить.

Художественная школа

Роспись стены

Волей случая я попала в художественную школу, стала учителем, случилось то, чего я всегда боялась. Тем не менее, я любила и люблю свою работу. В моем характере есть такое качество — если мне что-то интересно, я с головой в это погружаюсь. Работа в художественной школе — это творческая работа и большое за это спасибо нашему руководству, всему коллективу школы. Мне всегда предоставляли возможность творческого подхода к профессии, помогали советом и делом. В первые годы своего становления как преподавателя я имела возможность написать авторскую программу по любому предмету. Итогом этой работы стало создание ряда авторских обучающих программ: по художественной росписи, по работе с детьми 6–7 лет. За годы работы в школе постоянно училась сама, прошла спецкурсы у преподавателя, художника А. И. Жогиной. Александра Ивановна очень многому меня научила. И я, конечно, старалась впитывать всё, что она мне давала. Она была соавтором нашей программы по цветоведению. Она передала в мои руки этот предмет. Вела я этот курс для учеников старших классов детской художественной школы, которые планировали продолжать художественное обучение после окончания школы. Цветоведение не везде преподавали, даже не во всех художественных училищах, не говоря уже о художественных школах. Сейчас время требует более глубоких знаний, и этот предмет знаком всем будущим художникам. На данный момент я работаю в ДХШ г. Северска, веду группы детей от шести до десяти лет. Конечно, не всегда бывает легко, но моя работа очень интересная, она меня увлекает, дает вдохновение и для собственного творчества. Откровенно сказать, для всех нас, преподавателей ДХШ, работа — это уже не просто работа в привычном её понимании, а образ жизни.

Дети

После смерти Владимира Михайловича хранительницей его материалов стала я. Наши дети тоже связали свою жизнь с искусством, и, я думаю, другого и быть не могло, потому что они видели, что и мама, и папа творили и рисовали и дома, и на работе. Наша дочь Даша закончила Омский институт сервиса, сейчас она дизайнер-модельер по трикотажным тканям, работает и живёт в Новосибирске, возглавляет группу дизайнеров в известной фирме по производству одежды. Также как и я, она погружена в работу. Наш сын Гриша стал графическим дизайнером, какое-то время работал в Москве, но потом решил вернуться обратно, работает дизайнером в международной фирме.

Размышления о профессии

Интрерьер крестьянской избы с урало-сибирской росписью.

Профессия художника предполагает, что человек разбирается во всём: в истории, географии, литературе, театре, музыке, медицине и т. д. Ведь он рисует, изображает мир вокруг себя, а значит, и всех нас. Это очень интересная профессия, и всем тем, кто планирует стать художником, я желаю, чтобы это погружение было не вскользь, не стало мимолётным увлечением. Хотя, даже если человек уйдёт от искусства, это увлечение тоже может оставить след на всю жизнь, ведь творчеством можно заниматься в любой профессии. Учиться, самообразовываться, получать новые знания всегда полезно. А уметь что-то сделать своими руками — полезно и приятно вдвойне. Сейчас очень многие молодые люди работают на компьютерах, но мы также наблюдаем синтез ручного труда и компьютерных технологий, и это не может не радовать.
Некоторые утверждают, что с приходом компьютера человечество многое утратило, но я думаю, что с приходом “умной” техники человечество и многое приобрело. У каждого времени свои тенденции, своё развитие того же декоративно-прикладного искусства, и нет смысла сопротивляться прогрессу, по-моему, гораздо правильнее постараться сделать так, чтобы народные традиции гармонично вошли в нашу современную жизнь, не стали пережитком прошлого, а адаптировались, трансформировались, продолжая жить дальше.
Я рада, что сейчас мы вновь наблюдаем интерес к традиционной русской культуре. Получайте художественное образование соответственно своим душевным пристрастиям. Сейчас в Сибирском регионе есть возможность учиться, и я желаю своим ученикам и всем тем, кто намерен получить высшее художественное образование — учиться и овладевать всеми навыками художественных профессий, потому что, во‑первых, это очень интересно, а, во‑вторых, любое образование всегда очень обогащает внутренний мир человека. Наблюдая за своей дочерью, которая с раннего возраста мечтала о своей нынешней профессии, которая осуществила свою мечту, и сейчас с большим интересом и удовольствием работает, могу сказать, что это, конечно, большое счастье для человека.
Автор Ирина Лугачёва

 
По теме
"Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль", - завещал нам Великий Бард в пьесе "Как вам это понравится" (As You Like It).
Все сладко спали, не ожидая беды - МЧС России 29 марта в 4:54 утра на центральный пункт пожарной связи поступил звонок о возгорании входа в тамбур второго подъезда 2-хэтажного брусового жилого дома по адресу: г. Томск, ул.
МЧС России
ПСС спасла 7-летнего ребенка, вытащив его из ямы на Мичурина в Томске - РИА Томск Голубев Михаил Валерьевич © телеграм-канал "Спасатели Томска" Семилетний ребенок упал в земляную яму на улице Мичурина в Томске накануне вечером; после того как очевидцы не смогли вытащить пострадавшего,
РИА Томск
1 апреля с 17:00 до 19:00 и. о. главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Светлана Сергеевна Станкевич проведет очный прием граждан в рамках реализации в Томской области проекта «Открытый прием».
Томский ЦМП
Томская область присоединится к всероссийской акции «Верни герою имя» - Департамент общего образования Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» запустило всероссийскую акцию «Верни герою имя», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Департамент общего образования