Историк по призванию

«Видимо, я учитель по призванию. Всегда чувствовал, что прожил день не зря, если читал в этот день лекцию», — говорит о себе почетный работник высшей школы, ветеран ТГУ Владимир Георгиевич Иванов.

Его судьба почти   60 лет была теснейшим образом связана с университетом, отмечающим в этом году 140-летие. Даже будучи на освобожденной партийной и профсоюзной работе, Владимир Иванов не оставлял преподавание и всегда старался быть студентам не только наставником, но и старшим товарищем. Почему? Потому что его самого так учили в свое время, и эту традицию хотелось передавать по эстафете поколений дальше.

 

Атмосфера единства

Он с детства мечтал быть учителем истории, и в 1954 году поступил на историко-филологический факультет ТГУ.   До сих пор вспоминает потрясающую атмосферу единства и взаимопонимания, царившую на истфаке. Время его студенчества оказалось переломным — на первом курсе изучали краткий курс истории ВКП(б), а на втором уже знакомились с материалами   XX съезда КПСС, вошедшего в историю осуждением культа личности Сталина и положившего начало «оттепели».

— Преподаватели относились к нам, как старшие товарищи, — вспоминает Владимир Георгиевич. — Старались индивидуально подходить к каждому, общались с нами не только в аудиториях, но и в неформальной обстановке. Но это отнюдь не умаляло их авторитета, спрос с нас был очень серьезным. Вспоминаются лекции Марии Ермолаевны Плотниковой, которые она   читала очень эмоционально, с полной самоотдачей. Александр Павлович Бородавкин вел спецкурс по декабристам, и с тех пор эпоха декабристов — моя привязанность и любовь. Израиль Менделевич Разгон фонтанировал идеями и очень сердился, если у нас не было вопросов, как теперь понимаю, он будил нашу мысль, заставлял постоянно думать, искать причинно-следственные связи, что очень важно для профессиональных историков.

Среди преподавателей были те, кого сегодня называют легендами. У историков латынь, а у филологов античную литературу читал Лев Тарасов, который в 1920 году вступил в партию большевиков, а затем по личному предложению Ленина был направлен на дипломатическую работу в Персию. Пострадал от репрессий, впрочем, довольно удачно, если можно так сказать, — его сослали в Томский университет. Из числа репрессированных, а затем реабилитированных, был и Константин Ярошевский. Блестящие лекторы, люди уникальной судьбы и энциклопедических знаний, профессора   умели создать на занятиях особую атмосферу, были доброжелательны и уважительны в общении со студентами.

— У нас была очень сплоченная группа, — продолжает рассказ Владимир Иванов. — Мы все были дети войны, многие, в том числе и я, росли без отцов, которых отняли война или репрессии. Студентам с тройками в зачетке стипендии не давали, и мы сдавали по нескольку рублей в общую кассу — в помощь тем, кто остался без поддержки. Жили коммуной, помогали друг другу. На будущий год исполнится 60 лет, как мы закончили ТГУ. Встречались на 50-летие выпуска, оказалось, что и спустя годы мы нужны друг другу.

 

Встречай студентов, целина!

Студенты старались расширять свой кругозор: Любовь Бекишева организовала для желающих лекторий по музыке. Владимир Георгиевич вспоминает, как приносил из дома патефон и пластинки. «Были разговоры о творчестве композиторов-классиков, пытались даже Шостаковича осмыслить, — улыбается он. — Никто не заставлял — сами хотели».

И еще один эпизод студенческой жизни. Факультет отставал от других   по спортивным показателям, и на комсомольском собрании было вынесено решение: каждый комсомолец должен посещать спортивную секцию.

— Я пошел на   легкую атлетику, — снова улыбается Владимир Георгиевич. —   Тренировал нас Василий Семенович Удод, серьезный спортсмен. Пять дней тренировки, на шестой — бежим кросс до Басандайки и назад. Однажды тренер говорит: «А слабо до Коларова?» И побежали. Результаты тренировок не замедлили сказаться: чувствовал я себя прекрасно, никакой усталости и весенней депрессии, впервые сдал сессию на отлично и влюбился в свою будущую жену. Вот такие последствия имело постановление комсомольского собрания факультета!

После второго курса студентов отправляли на целину в Казахстан. Ехали эшелонами, в   товарных вагонах с нарами. В Акмолинской области, совхозе «Комсомольском» будущие историки скирдовали солому, возили дрова, учились работать на тракторах и комбайнах. Убирали урожай и сразу брались за вспашку земель. Хозяйство только что создавалось, было много молодых переселенцев, царила атмосфера подъема и трудового энтузиазма. Целинная эпопея продлилась с первой декады июля до середины октября. «Денег подзаработали, меня дед с бабушкой убедили купить себе хороший костюм и плащ, — улыбается собеседник. – Через год была еще одна целина, на Алтае. Я писал деду письмо, что заняты мы на перевозке дров, работа тяжелая, зарабатываем мало. И дед мне ответил, что нас послали не на заработки, а помочь партии и правительству собрать урожай. Это я на всю жизнь запомнил». 

 

Партия, профсоюзы, рабфак

После защиты диплома была полуторагодовая разлука с университетом — молодого кандидата в члены КПСС в порядке партийной дисциплины направили на комсомольскую работу. А затем завкафедрой истории КПСС Василий Флеров пригласил Иванова к себе на работу, и с 1961 года началась его трудовая биография в ТГУ. Преподавал историю партии, читал студентам общий курс истории СССР и истории России. Поступил в аспирантуру, но до защиты диссертации дело не дошло: понял, что преподавать и заниматься общественной работой ему гораздо интереснее, а самообразовываться можно и   не имея ученых степеней и званий.

В 1972-73-й — ответственный секретарь приемной комиссии университета. С 1973-го по 1980-й   был на освобожденной работе   заместителя секретаря парткома университета. С 1983-го по 1985-й работал председателем профкома ТГУ.

— Чем запомнился этот период? Я узнал, какая это громадина — наш университет, какие удивительные люди в нем работают, — делится Владимир Георгиевич. —   Нам, партийным работникам, не   приходилось прибегать к строгим идеологическим указаниям или «накачкам», подобное практиковалось в других трудовых коллективах. Мы всегда встречали понимание: достаточно было попросить секретарей факультетских партбюро или деканов, и все вопросы решались, особенно это касалось воспитательной работы. Тогда я познакомился с очень многими людьми. Не могу не сказать о своих коллегах, друзьях. На факультете особенно сблизился с филологом Николаем Киселевым, надежным   товарищем и другом. Очень тесно общались с Петром Коптеловым, человеком большого юмора и доброты. Много дало общение с ректором А.П. Бычковым, юристом В.Д. Филимоновым, у них многому учился.

С 1969 года он, параллельно с другой работой, преподавал на рабфаке, а в 1988 году стал деканом подготовительного отделения и занимал эту должность до 2004 года, когда рабфак был преобразован в факультет довузовской подготовки. Затем еще десять лет оставался преподавателем.

— Выпускники подготовительного отделения   успешно учились, создавали особую атмосферу в группах, ведь наряду со вчерашними школьниками в студенческую среду вливались ребята с трудовым стажем, после армии, кто-то из них прошел Афганистан, - вспоминает Владимир Георгиевич. - Конечно, им было трудно, у нас была задача не только подготовить их к вступительным экзаменам, но и вовлечь в университетскую среду, чтобы они понимали, что такое система лекций и семинаров, работа в научной библиотеке. Водил их в отдел редких книг, в музей, приглашал представителей факультетов.

 

Капелла и другие

Постоянное стремление заниматься общественной работой привело к тому, что Владимиру Георгиевичу довелось поучаствовать в создании творческих коллективов, которые сегодня являются «визиткой» вуза. В начале 1960-х он был председателем худсовета и курировал концертную деятельность молодой тогда еще капеллы и других творческих коллективов. Организовывал первую зарубежную поездку коллектива в Польшу в 1964 году — на празднование 20-летия освобождения Польской республики. 

«Я помогал в организации концертов и спектаклей, содействовал их развитию», — ему была близка и понятна эта работа, ведь Владимир Георгиевич сам со школьных лет был занят в театре Дома ученых.

— Нужны ли творческие коллективы университету? Ведь университет в первую очередь – наука и образование, — задаю вопрос собеседнику.

— Первый ректор, физик Гезехус, создал в университете симфонический оркестр. Значит, это было нужно? В вузе есть талантливые люди, и они должны иметь возможность самореализовываться, участие в творческих коллективах — это другой уровень общения, которое не менее важно, чем общение в процессе работы или учебы.    

Кроме того, просветительская деятельность всегда была свойственна классическому университету. В 1980-е годы в ТГУ созрела идея создания факультета музыки,   а в середине 1990-х 

был создан институт искусств и культуры.   Хотя, возможно, ректор Гезехус о таком серьезном продолжении и не мечтал.

«Мне университет дал в жизни все, что я имею, за это благодарен университету и своим учителям, — подводит итог разговору   Владимир Иванов. — Может, звучит пафосно, но это так. Я бы хотел пожелать Томскому университету, чтобы он всегда оставался таким же молодым, сколько бы лет ему ни исполнилось».

Юлия КЛИМЫЧЕВА.

 
По теме
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС
«Весеннее танго» - Детско-юношеская библиотека Возрастная категория: 6+ 15 марта в библиотеке состоялся концерт «Весеннее танго», посвященный весенним праздникам.
Детско-юношеская библиотека