О том, каково это — ловить попутки, доверять интуиции и находить общий язык с незнакомцами, рассказывает автостопщик Игорь:
Первый шагАвтостоп — это кажущееся ощущение свободы
— Началось все, когда пару лет назад прогуливался по городу меня остановил человек и попросил показать ему, где находится трасса из города. Тогда это меня ничуть не удивило, об автостопе я знал по рассказам. С этим парнем мы быстро нашли общий язык, и мне захотелось составить ему компанию — он ехал в Новосибирск. Мы заночевали у озера на Сенной Курье, разбили костер, всю ночь болтали, а с рассветом двинулись в путь. На нескольких попутках я добрался до города, и в первый раз оказался в Новосибирске. Где и остался на какое-то время. С этого все и началось. А вообще, если честно, я и раньше задумывался об этом, еще когда школьником был. Но тогда твердо решил, что до 18 лет никаких экспериментов: чтобы семью никак не обременять, чтобы они не беспокоились лишний раз. А сейчас они спокойно к моему увлечению относятся, доверяют моему выбору и поддерживают.
— Сколько городов ты уже посетил? Сколько километров наездил?
— За моими плечами уже 42 тыс. км дороги. На данный момент я объездил около 15 городов, весь Кузбасс, был в Барнауле, Перми, Тюмени, Екатеринбурге, где я сейчас и живу. Так всегда со мной случается, понравилось где-то, там и остаюсь.
— Хорошо, теперь по порядку. С чего начинаются сборы в дорогу? Что принято с собой брать?
— Для начала стоит сказать, что бывают незапланированные поездки и запланированные. В первом случае особо я не готовлюсь, высыпаюсь, кушаю хорошо, беру немного вещей и вперед. Я так обычно до близлежащих городов добираюсь. А вот во втором случае подготовкой занимаюсь заранее, “по уму”, так сказать. Например, если путь мой лежит в новый город или же километраж большой. Тут свои правила, которые я для себя составил. С собой я беру одежду по сезону и несколько теплее, потому что на трассе очень холодно. Одежда — это вообще самое главное! И желательно, чтобы она была светоотражающей или просто яркой. Чтобы водителям легко было заметить тебя. Еду, сухари в герметичном пакете, что удобно, они почти ничего не весят, и перекусить в случае чего всегда можно, воду, предметы личной гигиены, хорошее настроение — обязательно. И желательно, чтобы интернет был, связь. Так, на всякий случай. Беру с собой некоторое количество денег, примерно в половину стоимости билета до того города, до которого собираюсь ехать.
— Почему именно такая сумма? Половина стоимости билета?
— Это просто. Бывает такое, что полпути, если у тебя есть опыт, ты точно проедешь, а остаток пути можно преодолеть, поймав автобус (они могут остановиться и подвезти за деньги). Или бывает еще, когда водители подбирают, но у них не хватает денег, чтобы заправиться. Тогда скидываемся.
— В дороге не бывает скучно?
— Я — человек, который любит порассуждать о чем-нибудь, помечтать, поэтому мне на трассе не скучно. Дорога — это вообще такое место, где тебя всегда найдут новые идеи и мысли, вдохновение. Очень часто во время путешествий приходят новые мелодии и слова для песен, я их потом дома записываю. Скучно бывает только тогда, когда водитель молчит. В автостопе вообще это главное — общение. Это наша волюта: нас везут, потому что мы рассказываем истории, болтаем, интересуемся, не даем водителю заснуть за рулем. А взамен добираемся до пункта назначения.
Девушки также занимаются автостопом. Хотя для них, судя по статистике, это смертельно опасно
— Какие опасности подстерегают автостопщика на дороге? Что самое страшное?
— Самое страшное, по моему мнению, — это то, что человека могут забрать в рабство. Это страшнее, чем смерть, я думаю. Я слышал такие истории во время своих поездок, от водителей, да и от других ребят тоже. Сам я с таким никогда не сталкивался, несмотря на то, что меня разные водители везли, всякое бывало. Но обычно интуиция срабатывает, сразу понимаешь, опасен человек или нет. Еще опасно обезвоживание, поэтому про воду вообще не стоит забывать. Переохлаждение. Зимой вообще редко кто ездит, хотя есть такое понятие “зимний автостоп”. А людям, которые боятся одиночества, вообще не рекомендую заниматься автостопом. Даже если с кем-то вдвоем. Такое хобби не для слабонервных, так скажем.
Стоит остерегаться агрессивно настроенных людей, конфликтных, которые останавливаются, чтобы обокрасть, например. Бандиты, они все еще есть. А самое главное — это знать и понимать правила дорожного движения. Если человек их не знает, ему вообще нечего на дороге делать. Автостопщик должен понимать, как и где стоять, чтобы водителю тебя было хорошо видно, было удобно остановиться на дороге и пр.
К сожалению, на трассах очень много безграмотных водителей, которые вообще не знают правил ПДД. Вот из-за таких товарищей по-настоящему страшно на дорогах. Не только на трассах, но и в принципе.
А девушкам (девушки-автостопщицы тоже встречаются) жизненно важно одеваться неприметно, не вызывающе, понимать, как себя вести.
— А когда до города добираешься, что тогда делаешь? Где останавливаешься на ночь?
— Ну, тут опять-таки по-разному. Если в гости к друзьям еду, то, естественно, у них. Бывает такое, что на пару часов в городе остаюсь, достопримечательности рассматриваю. Просто гуляю. Это очень здорово. Вот так, за бесплатно, только уповая на свой настрой, любопытство и свободу, иметь возможность смотреть города, знакомиться с жителями этих городов. Всегда все разное.
Иногда в хостеле ночь провожу, но самые интересные истории бывают, когда у новых знакомых остаешься. Вот, идешь ты по новому городу, видишь, ребята на набережной на гитаре играют, песни поют, веселая такая компания. Подходишь, знакомишься, и все — вот тебе и новые знакомые, друзья, которые и предлагают заночевать у них. Но я стараюсь не злоупотреблять их гостеприимством, мне интересней одному погулять, побродить по городу.
Иногда ночь застает на трассе, тогда разбиваю палатку.
— А какая самая смешная история с тобой произошла во время твоих поездок?
— Самая забавная — это про очередную мою поездку в Екатеринбург. Когда в какой-то момент на трассе у меня порвалась сумка. Хорошо так порвалась. И я очень долго стоял на трассе, пытаясь хоть как-то закрепить ее, чтобы элементарно не потерять вещи. Пока стоял, встретил еще двух парней-автостопщиков, которым по пути со мной было. Так, втроем мы добрались до стоянки дальнобойщиков, где еще встретили компанию ребят. Они было очень веселыми, чаем напоили. У них оказались нитки с иголкой, и я смог подлатать свою сумку. Эта поездка вообще была удачной, потому что остаток пути меня вез дальнобойщик, который как раз в Екатеринбург направлялся. Такое вообще большая редкость — чтобы на одной машине большую часть пути проделать.
Вообще автостопом заниматься крайне опасно, но интересно. Мне вот по большей части везет, но везет-то не всем, верно? Людям, которые в первый раз слышат об автостопе, вообще не советую сразу же выходить на трассу и куда-то ехать. Просто потому, что до таких поездок, таких путешествий надо “дорасти”, быть внутренне спокойным и готовым. Быть готовым ко всему: и к опасностям, и к приключениям, и к неурядицам.
Виктория Бутенец