За сто лет до Илона Маска: как в Томске изобрели поезд будущего

Илон Маск, человек, сделавший состояние на высоких технологиях и предлагающий все более смелые проекты, стал «иконой» технологического прогресса. «Железный человек» современности подарил миру электромобили «Тесла», космическую программу SpaceX.

Недавно Илон Маск заявил, что в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско современной дорогой, а точнее — трубой, по которой с короткими интервалами будут ходить суперскоростные поезда, способные за каких-то полчаса пройти 500 километров. Однако мало кто знает, что Маск сегодня успешно претворяет в жизнь идеи человека, жившего 100 лет назад в Российской Империи, профессора Томского технологического института Бориса Вейнберга.

Наука не для пиара

Если проследить биографию Бориса Вейнберга, то можно увидеть, насколько близок по духу этот человек со своим современником Николой Теслой из США, и с нашим современником Илоном Маском. Русский ученый был автором целого ряда проектов и разработок, носивших статус «первый в Сибири» или даже «первый в Азии». Он интересовался не только физикой, но и географией, историей и другими дисциплинами. Всего за 15 лет жизни в Томске ученый сделал столько выдающегося, что некоторые не успевают за всю жизнь. Однако слава обошла Вейнберга стороной — он не заработал на своих идеях ни состояния, ни всемирной известности.

  Вейнберг приехал в Сибирь из Петербурга в 1909 году, чтобы преподавать в недавно открытом институте. До этого он учился, занимался наукой и преподавал как в столице империи, так и в Одессе. На момент прибытия в Томск Борис Петрович уже был профессором в ранге статского советника. В Томском технологическом институте он возглавил кафедру физики, а в Императорском университете читал лекции.

Будучи инициатором открытия в Питере высших женских курсов, Вейнберг решил продолжить свое дело в Томске и выступил с инициативой открыть такие же курсы здесь. Сибирские высшие женские курсы открылись через год после прибытия ученого.

Буквально через несколько месяцев после переезда в Сибирь профессор создал кружок воздухоплавания при Томском технологическом институте. Для понимания: это было начало XX века, на заре авиации, в глубинке империи. В итоге Вейнберг и его ученики добились выдающихся результатов: в 1912 они собрали рабочий планер с амортизаторами. Он был способен поднять двух человек в воздух.

А через год на купленном планере «Блерио» будущие авиаторы совершали практические полеты и устраивали шоу для местной публики. Интересный факт — членами кружка Вейнберга были Михаил Миль и Николай Камов. Спустя полвека они прославятся как авторы вертолетов Ми и Ка.

 

Поез д, который улетел

Идея создания поездов, которые бы двигались на магнитной подушке, в начале прошлого века буквально витала в воздухе. В мировой науке есть немало случаев, когда разработкой схожих технологий одновременно и независимо друг от друга занимаются ученые из разных стран. Так случилось и в этот раз: одновременно созданием технологии суперскоростных поездов занимались в США и в России.

Первым идею создания поезда, который бы двигался за счет магнитных полей, предложил студент-первокурсник Роберт Годдард в 1904 году. Предложил, и благополучно забыл о ней, так как молодого ученого больше заинтересовали ракеты.

Выдвинутая идея была подхвачена американцем французского происхождения Эмилем Башеле, который собрал свою модель, назвав ее «Летающий поезд». В 1910 Башеле подал заявку, а в 1912 году получил патент на свою разработку.

Экспериментируя с электрическим прибором, направленным на борьбу с приступами астмы, Башеле обратил внимание, что электричество воздействует на определенные кровяные клетки. Ученый пришел к выводу, что электроволны могут также действовать на металл, поднимая его на высоту и отталкивая его.

«В нашем понимании электричества мы еще маленькие дети, — рассказывал в июне 1914 журналистам Башеле. — Но мы движемся уверенными темпами. Наступает время летающих железных дорог. Пассажиры пока не смогут летать через пространство. Но перевозка товаров на скорости 300 миль в час — 10 часов от Нью—Йорка до Лондона скоро станет прорывом в торговле и промышленности всего мира».

 

 

Вот как описывается принцип работы поезда Башеле на портале «Популярная механика»:

«Поезд Башеле» имел электродинамическую подвеску. Судя по фотографиям в июньском номере «Scientific American» 1914 года, он поддерживался алюминиевыми пластинами, парящими над катушками электромагнитов. Тянули модель вагона катушки соленоидов».

Установка, которую демонстрировал Башеле, была не очень большой: вагончик должен был перемещаться на открытой местности, как бы парить в воздухе. А еще он разгонялся до немыслимой для маленькой модели скорости. Отчасти по этим причинам западный «Летающий поезд» однажды разогнался и просто вылетел в окно.

Разработка Башеле так и не пошла в серию, хотя и была «распиарена» на весь мир. Со временем ученый занялся другими делами. Так что, его идея «летающего поезда», прогремев во всех СМИ, улетела вникуда.

«Движение без трения»

Почти одновременно с западным коллегой эксперименты с магнитным полем и созданием модели «летающего поезда» в томской лаборатории начал Борис Вейнберг. Исследователь и его ученик Александр Добровидов приступили к сборке своей модели, когда Башеле еще ждал патента на свой поезд. А свою тщательно разработанную концепцию «летающего поезда» Вейнберг описал в лекции «Движение без трения», которую прочитал в Петербурге в марте 1914 года, за полгода до того, как свой вариант «магнитного поезда» представил мировой общественности и СМИ Башеле.

Идея так же, как и западному коллеге, пришла Вейнбергу случайно. Однажды он показывал студентам, как металлический сердечник втягивается соленоидом. Заинтересовавшись принципами движения под воздействием электромагнитного поля, Борис Петрович сконструировал модель.

Модель вагона весом в десять килограммов была помещена в 20-метровую медную трубу диаметром. Труба была закольцована, в ней создавались магнитные поля, движущие поезд.

Вот, как описывает свой эксперимент сам Борис Вейнберг:

«Лабораторные опыты, которые я производил последние 2—3 года, показали полную возможность разогнать, при помощи соленоидов со сравнительно небольшим числом витков и пользуясь довольно слабыми токами вагон около десяти килограмм весом внутри медной трубы диаметром 25 сантиметров, подхватить его с полу электромагнитами во время движения и заставить двигаться далее, не касаясь стенок, а также сворачивать его с пути. Правда, опыты, эти пока, за недостатком средств, производились в воздухе, но при тех сравнительно небольших скоростях — порядка нескольких метров в секунду, — какие можно осуществлять при небольшом пространстве для разгона, около одного метра, сопротивление воздуха значения не имеет».

За два года экспериментов Вейнберг разогнал свою модель до шести километров в час, что при тогдашних технологиях и небольшими габаритами экспериментальной установки могло считаться впечатляющим результатом. 

Магнитоплан, как назвали разработку томича американские журналисты, должен был стать быстрее западного конкурента и разгоняться до 800—1000 километров в час. По расчетам Вейнберга, вагоны «обоймами» должны были подтягиваться к трубе, по которой потом бы двигались. Подтягивать помогали бы мощные электромагниты. Подтянутые к старту вагоны должны были «выстреливаться» в трубу соленоидными устройствами, так сказать, электромагнитным «орудиями». Вдоль трубы также располагались соленоиды. С их помощью вагоны бы останавливались и ускорялись, меняли траекторию движения. Благодаря создаваемому электромагнитному полю, вагоны бы не ударялись о пол, потолок и стенки трубы. Они бы левитировали в трубе. Также отсутствие воздуха внутри трубы гасило бы воздушное сопротивление и ускоряло вагоны. Вейнберг настолько тщательно продумал, как будут двигаться вагоны, что схемы, которые он показывал на лекциях, предусматривали движение вагонов даже по изогнутой трубе.

По ходу движения предусматривались остановки — промежуточные станции. О приближении вагонов на них сообщалось заранее. Предусматривались специальные камеры, куда вагоны бы загонялись для разгрузки. И каждое движение регулировали бы электромагниты.

Пассажиры вагонов должны были полулежать в вагоне. Возможно, это было сделано для безопасности людей и увеличения аэродинамики, ведь скорость реального магнитоплана должна была быть очень большой. Внутри вагонов планировалось создать все условия для удобного перемещения. Помимо подачи электричества, пассажирам должен был подаваться кислород, откачиваться углекислый газ.

Вейнберг считал, что одна такая установка будет пропускать 17 тысяч вагонов в сутки, то есть, на огромной скорости в день могли перемещаться несколько тысяч человек.

Взгляд сквозь года

В своих изысканиях Вейнберг как будто глядел в будущее. Лекцию «Движение без трения» ученый начал с прогнозов. За несколько месяцев до Первой мировой он предсказал, что через 300 — 400 лет загрязнение воздуха, ускоряющийся ритм жизни и рост населения приведет к страшным проблемам экологии. И придется сажать больше растений.

Предсказывал томский ученый и исчерпание ресурсов, например, угля и леса. Нехватка их в будущем, считал исследователь, заставит людей создавать технологии получения

энергии и солнца и ветра. Именно в использовании солнечной энергии Вейнберг видел путь дальнейшего развития технологий.

«Лет через 200 — 300 запас каменного угля будет почти исчерпан — и каменноугольный период жизни человечества с каменноугольными копями, с покрытыми угольною пылью углекопами и кочегарами, с коптящими небо трубами паровозов, пароходов и фабрик, с закопченными машинистами канет в вечность, и должен будет смениться лучисто-солнечным периодом в жизни человечества, периодом, когда человечество будет непосредственно утилизировать лучистую энергию солнца», — говорил Вейнберг 113 лет назад.

Даже сейчас, спустя век, лекция Вейнберга кажется современной и актуальной. Ученый, по сути, предсказал создание технологий, которые активно продвигает на рынке сейчас Илон Маск, электромобилей и проекта Solar city, с его солнечными батареями на крышах домов.

«Мечтал я и делал теоретические расчеты — и продолжаю мечтать и делать расчеты, — рассказывал столичным студентам Вейнберг. — О зданиях, сложенных на железной основе из сверх-пустотелых кирпичей, почти лишенных теплопроводности,— из стеклянных полых прямоугольных параллелепипедов, из которых выкачан воздух, как в сосудах Дьюара, — о светлых, прозрачных, легких зданиях, которые не пришлось бы отапливать, а только вентилировать, о зданиях в которых солнечный свет не будет давать жить зловредным микробам. В настоящее время, пока топливо дешево, и термоткань и даже мечты о зданиях типа Дьюара — роскошь, и, вероятно, все это и останется роскошью, так как на смену ныне дешевого топлива придет дешевая тепловая энергия, полученная от лучистой энергии солнца».



Наследие

Дальнейшая судьба сибирского Илона Маска, как и многих граждан Российском Империи того времени, была трагичной: сначала началась Первая Мировая война, потом грянула революция, научные проекты отошли для страны на второй план, и Вейнберга с его великими идеями никто, кроме студентов, не слушал.

В 1924 году ученый перебрался в Ленинград, где продолжил научную работу. Во время Великой Отечественной он жил в осажденном немцами Ленинграде, также как и все, терпел голод и лишения, и, как «специалист по льдам», участвовал в строительстве «Дороги жизни». К сожалению, до прорыва блокады Борис Вейнберг не дожил: ученый умер от истощения, и был похоронен в братской могиле в Ленинграде.

Идеи Вейнберга, записи его лекций и описания экспериментов были доступны широкой публике и широко разрекламированы в мировых СМИ. Поэтому неудивительно, что ими воспользовались специалисты из разных стран. Так, уже в 80-х годах прошлого века немецкая компания Transrapid построила в Германии две трассы, на которых курсировали «магнитные» поезда, испытательную и публичную. Испытательную закрыли в 2011 по истечении лицензии, публичную — в 1991 году, из-за решения властей восстановить метро. В Великобритании с 1984 по 1985 открывали нескоростной магнитный челнок. В СССР с 1970 по 1980 проводились эксперименты по созданию «магнитных» поездов. Первую линию железной дороги с вагонами на магнитном подвесе начали строить в 1987 году, она должна была открыться в 1991 в Армении. Но землетрясение и военные конфликты заставили свернуть строительство.

Единственная на сегодня линия поездов на магнитной подушке линия находится в Китае. Она построена компанией Siemens и использует вагоны Transrapid. Линия была построена в 2002 году. Длина магнитной трассы — 30 километров, максимальная скорость поезда — 430 километров в час, время в пути — около 10 минут.

И, наконец, грандиозный проект, представленный Илоном Маском — тоже прямое продолжение идей Вейнберга. Посмотрим, сможет ли Илон Маск улучшить то, что придумал русский ученый. И, главное, вспомнит ли мир имя Бориса Вейнберга. Пока его носит только гора в Антарктиде.

 

 

Владислав Пирогов

 
По теме
Получение услуги в электронном виде сокращает временные затраты, любой гражданин, зарегистрированный на портале государственных услуг, может своевременно получать SМS-уведомления об административных штрафах.
18.07.2018
В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждается информация о том, что на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации по инициативе Союза автошкол вынесен новый законопроект,
18.07.2018
Институт прикладных исследований геосистем (Сколково) предложил выявлять и пресекать незаконные рубки леса с помощью технологий дистанционного зондирования Земли.
18.07.2018
 
Двор на улице Олега Кошевого, 75 благоустроили по просьбе жителей - ГТРК Томск Накануне подрядчик администрации Советского района - ООО «Градстрой» - досрочно завершил ремонтные работы на придомовой территории в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
18.07.2018
По просьбе жителей в Советском районе благоустроили двор по ул. О Кошевого, 75 - Администрация г.Томск Накануне подрядчик администрации Советского района досрочно завершил ремонтные работы на придомовой территории в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
18.07.2018
 
«Единая Россия» призвала агрегаторов к ответственности при оказании услуг гражданам - Единая Россия С принятием поправок в закон «О защите прав потребителей» в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги через Интернет, будет сделан очередной шаг на пути к более цивилизованному рынку онлайн-торговли.
18.07.2018
Сколько миллионеров в нашей области? Среди подавших налоговые декларации трое указали доход более одного миллиарда рублей, в прошлом году таких было четверо.
18.07.2018
В этом году в Школе инженерного предпринимательства ТПУ открывается новый магистерский профиль — «Цифровой маркетинг».
18.07.2018
 
Уважаемые томичи! Существуют признаки, отличающие подделки от подлинных денег, на которые необходимо обращать внимание: -     герб города на фальшивых денежных билетах не меняет цвет при наклоне банкноты;
18.07.2018
 
Томские новости, Инновации и технологии, сколково геомониторинг черные лесорубы томская область Ученые из Сколково предложили ловить «черных лесорубов» в Томской области из космоса - Томский обзор Институт прикладных исследований геосистем (Сколково) предложил выявлять и пресекать незаконные рубки леса с помощью технологий дистанционного зондирования Земли, сообщает пресс-служба института.
17.07.2018
По заявлению прокурора г.Томска суд признал запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию об оказании платных интимных услуг, размещенную на семи интернет-сайтах - Прокуратура Томской области Прокуратура г.Томска проверила соблюдение требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
18.07.2018 Прокуратура Томской области
В ЗАТО Северск Томской области вынесен обвинительный приговор бывшей воспитательнице детского сада, насильно кормившей ребенка - Прокуратура Томской области Мировой судья судебного участка №4 Северского судебного района Томской области признал бывшую воспитательницу МБДОУ «Детский сад №40» виновной в совершении преступления,
18.07.2018 Прокуратура Томской области
В неполные 38 лет Михаил Ш. обзавелся длинным «хвостом» из девяти судимостей.
10.07.2018 Красное знамя
В рамках патриотического воспитания подрастающего поколения сотрудники томской полиции организовали для подростков находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей экскурсию в Томский об
18.07.2018 УМВД Томской области
О выставке к 70-тилетию Рафаэля Асланяна в Томском областном художественном музее Многие слышали о знаменитейшем армянском художнике Мартироосе Сергеевиче Сарьяне.
09.07.2018 Томская неделя
«Видимо, я учитель по призванию. Всегда чувствовал, что прожил день не зря, если читал в этот день лекцию», — говорит о себе почетный работник высшей школы, ветеран ТГУ Владимир Георгиевич Иванов.
04.07.2018 Красное знамя
Сегодня одна из главных партий его жизненного спектакля, если говорить на языке оперы, — ария директора Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова.
02.07.2018 Красное знамя
Без промаха - Томское Предместье №57/18.07.2018 Волонтер из Томского района отработала смену на ЧМ-2018 по футболу.
18.07.2018 Томское Предместье
Технические работы на сайте depms.ru - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Сообщаем, что в настоящее время на сайте depms.ru проводятся технические работы.
18.07.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Томские новости, Спорт в Томске, Праздники, бокс День бокса томск ново-Соборная праздник День бокса отпразднуют в Томске - Томский обзор 22 июля в Томске впервые отметят Международный день бокса. Начнется праздник в 14.00 часов с возложения цветов на Мемориале боевой и трудовой славы томичей и у памятника Герою Советского Союза Фёдору Зинченко.
18.07.2018 Томский обзор
Большие футбольные страсти близки к развязке, чемпионат мира скоро останется позади.
16.07.2018 Красное знамя
В Томске три раза в неделю на стадионе «Победа» будут проходить  бесплатные массовые тренировки по фитнесу, кроссфиту, стритворкауту и легкой атлетике, сообщают организаторы проекта «Здравый смысл».
29.06.2018 Красное знамя
В Томске по ходатайству следственных органов заключен под стражу местный житель, обвиняемый в совершении действий сексуального характера в отношении малолетнего ребенка - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Томской области возбуждено уголовное дело в отношении томича, подозреваемого в совершении преступления,
18.07.2018 Следственный комитет
Томские новости, Праздники, семилужки фестиваля исторической реконструкции «Семилуженское поле» На «Семилуженском поле» сразятся на шпагах и форсируют реку - Томский обзор Опубликована программа первого фестиваля исторической реконструкции «Семилуженское поле», который состоится в эту субботу, 21 июля, в 10 часов утра, сообщает пресс-служба областной администрации.
18.07.2018 Томский обзор
Структурное подразделение Тепловые сети АО «ТомскРТС» сообщает Вам, что для устранения дефекта ТМ № 2Г, будет отключен участок тепломагистрапи:
18.07.2018 Администрация г.Томск