Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

За сто лет до Илона Маска: как в Томске изобрели поезд будущего

Илон Маск, человек, сделавший состояние на высоких технологиях и предлагающий все более смелые проекты, стал «иконой» технологического прогресса. «Железный человек» современности подарил миру электромобили «Тесла», космическую программу SpaceX.

Недавно Илон Маск заявил, что в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско современной дорогой, а точнее — трубой, по которой с короткими интервалами будут ходить суперскоростные поезда, способные за каких-то полчаса пройти 500 километров. Однако мало кто знает, что Маск сегодня успешно претворяет в жизнь идеи человека, жившего 100 лет назад в Российской Империи, профессора Томского технологического института Бориса Вейнберга.

Наука не для пиара

Если проследить биографию Бориса Вейнберга, то можно увидеть, насколько близок по духу этот человек со своим современником Николой Теслой из США, и с нашим современником Илоном Маском. Русский ученый был автором целого ряда проектов и разработок, носивших статус «первый в Сибири» или даже «первый в Азии». Он интересовался не только физикой, но и географией, историей и другими дисциплинами. Всего за 15 лет жизни в Томске ученый сделал столько выдающегося, что некоторые не успевают за всю жизнь. Однако слава обошла Вейнберга стороной — он не заработал на своих идеях ни состояния, ни всемирной известности.

  Вейнберг приехал в Сибирь из Петербурга в 1909 году, чтобы преподавать в недавно открытом институте. До этого он учился, занимался наукой и преподавал как в столице империи, так и в Одессе. На момент прибытия в Томск Борис Петрович уже был профессором в ранге статского советника. В Томском технологическом институте он возглавил кафедру физики, а в Императорском университете читал лекции.

Будучи инициатором открытия в Питере высших женских курсов, Вейнберг решил продолжить свое дело в Томске и выступил с инициативой открыть такие же курсы здесь. Сибирские высшие женские курсы открылись через год после прибытия ученого.

Буквально через несколько месяцев после переезда в Сибирь профессор создал кружок воздухоплавания при Томском технологическом институте. Для понимания: это было начало XX века, на заре авиации, в глубинке империи. В итоге Вейнберг и его ученики добились выдающихся результатов: в 1912 они собрали рабочий планер с амортизаторами. Он был способен поднять двух человек в воздух.

А через год на купленном планере «Блерио» будущие авиаторы совершали практические полеты и устраивали шоу для местной публики. Интересный факт — членами кружка Вейнберга были Михаил Миль и Николай Камов. Спустя полвека они прославятся как авторы вертолетов Ми и Ка.

 

Поез д, который улетел

Идея создания поездов, которые бы двигались на магнитной подушке, в начале прошлого века буквально витала в воздухе. В мировой науке есть немало случаев, когда разработкой схожих технологий одновременно и независимо друг от друга занимаются ученые из разных стран. Так случилось и в этот раз: одновременно созданием технологии суперскоростных поездов занимались в США и в России.

Первым идею создания поезда, который бы двигался за счет магнитных полей, предложил студент-первокурсник Роберт Годдард в 1904 году. Предложил, и благополучно забыл о ней, так как молодого ученого больше заинтересовали ракеты.

Выдвинутая идея была подхвачена американцем французского происхождения Эмилем Башеле, который собрал свою модель, назвав ее «Летающий поезд». В 1910 Башеле подал заявку, а в 1912 году получил патент на свою разработку.

Экспериментируя с электрическим прибором, направленным на борьбу с приступами астмы, Башеле обратил внимание, что электричество воздействует на определенные кровяные клетки. Ученый пришел к выводу, что электроволны могут также действовать на металл, поднимая его на высоту и отталкивая его.

«В нашем понимании электричества мы еще маленькие дети, — рассказывал в июне 1914 журналистам Башеле. — Но мы движемся уверенными темпами. Наступает время летающих железных дорог. Пассажиры пока не смогут летать через пространство. Но перевозка товаров на скорости 300 миль в час — 10 часов от Нью—Йорка до Лондона скоро станет прорывом в торговле и промышленности всего мира».

 

 

Вот как описывается принцип работы поезда Башеле на портале «Популярная механика»:

«Поезд Башеле» имел электродинамическую подвеску. Судя по фотографиям в июньском номере «Scientific American» 1914 года, он поддерживался алюминиевыми пластинами, парящими над катушками электромагнитов. Тянули модель вагона катушки соленоидов».

Установка, которую демонстрировал Башеле, была не очень большой: вагончик должен был перемещаться на открытой местности, как бы парить в воздухе. А еще он разгонялся до немыслимой для маленькой модели скорости. Отчасти по этим причинам западный «Летающий поезд» однажды разогнался и просто вылетел в окно.

Разработка Башеле так и не пошла в серию, хотя и была «распиарена» на весь мир. Со временем ученый занялся другими делами. Так что, его идея «летающего поезда», прогремев во всех СМИ, улетела вникуда.

«Движение без трения»

Почти одновременно с западным коллегой эксперименты с магнитным полем и созданием модели «летающего поезда» в томской лаборатории начал Борис Вейнберг. Исследователь и его ученик Александр Добровидов приступили к сборке своей модели, когда Башеле еще ждал патента на свой поезд. А свою тщательно разработанную концепцию «летающего поезда» Вейнберг описал в лекции «Движение без трения», которую прочитал в Петербурге в марте 1914 года, за полгода до того, как свой вариант «магнитного поезда» представил мировой общественности и СМИ Башеле.

Идея так же, как и западному коллеге, пришла Вейнбергу случайно. Однажды он показывал студентам, как металлический сердечник втягивается соленоидом. Заинтересовавшись принципами движения под воздействием электромагнитного поля, Борис Петрович сконструировал модель.

Модель вагона весом в десять килограммов была помещена в 20-метровую медную трубу диаметром. Труба была закольцована, в ней создавались магнитные поля, движущие поезд.

Вот, как описывает свой эксперимент сам Борис Вейнберг:

«Лабораторные опыты, которые я производил последние 2—3 года, показали полную возможность разогнать, при помощи соленоидов со сравнительно небольшим числом витков и пользуясь довольно слабыми токами вагон около десяти килограмм весом внутри медной трубы диаметром 25 сантиметров, подхватить его с полу электромагнитами во время движения и заставить двигаться далее, не касаясь стенок, а также сворачивать его с пути. Правда, опыты, эти пока, за недостатком средств, производились в воздухе, но при тех сравнительно небольших скоростях — порядка нескольких метров в секунду, — какие можно осуществлять при небольшом пространстве для разгона, около одного метра, сопротивление воздуха значения не имеет».

За два года экспериментов Вейнберг разогнал свою модель до шести километров в час, что при тогдашних технологиях и небольшими габаритами экспериментальной установки могло считаться впечатляющим результатом. 

Магнитоплан, как назвали разработку томича американские журналисты, должен был стать быстрее западного конкурента и разгоняться до 800—1000 километров в час. По расчетам Вейнберга, вагоны «обоймами» должны были подтягиваться к трубе, по которой потом бы двигались. Подтягивать помогали бы мощные электромагниты. Подтянутые к старту вагоны должны были «выстреливаться» в трубу соленоидными устройствами, так сказать, электромагнитным «орудиями». Вдоль трубы также располагались соленоиды. С их помощью вагоны бы останавливались и ускорялись, меняли траекторию движения. Благодаря создаваемому электромагнитному полю, вагоны бы не ударялись о пол, потолок и стенки трубы. Они бы левитировали в трубе. Также отсутствие воздуха внутри трубы гасило бы воздушное сопротивление и ускоряло вагоны. Вейнберг настолько тщательно продумал, как будут двигаться вагоны, что схемы, которые он показывал на лекциях, предусматривали движение вагонов даже по изогнутой трубе.

По ходу движения предусматривались остановки — промежуточные станции. О приближении вагонов на них сообщалось заранее. Предусматривались специальные камеры, куда вагоны бы загонялись для разгрузки. И каждое движение регулировали бы электромагниты.

Пассажиры вагонов должны были полулежать в вагоне. Возможно, это было сделано для безопасности людей и увеличения аэродинамики, ведь скорость реального магнитоплана должна была быть очень большой. Внутри вагонов планировалось создать все условия для удобного перемещения. Помимо подачи электричества, пассажирам должен был подаваться кислород, откачиваться углекислый газ.

Вейнберг считал, что одна такая установка будет пропускать 17 тысяч вагонов в сутки, то есть, на огромной скорости в день могли перемещаться несколько тысяч человек.

Взгляд сквозь года

В своих изысканиях Вейнберг как будто глядел в будущее. Лекцию «Движение без трения» ученый начал с прогнозов. За несколько месяцев до Первой мировой он предсказал, что через 300 — 400 лет загрязнение воздуха, ускоряющийся ритм жизни и рост населения приведет к страшным проблемам экологии. И придется сажать больше растений.

Предсказывал томский ученый и исчерпание ресурсов, например, угля и леса. Нехватка их в будущем, считал исследователь, заставит людей создавать технологии получения

энергии и солнца и ветра. Именно в использовании солнечной энергии Вейнберг видел путь дальнейшего развития технологий.

«Лет через 200 — 300 запас каменного угля будет почти исчерпан — и каменноугольный период жизни человечества с каменноугольными копями, с покрытыми угольною пылью углекопами и кочегарами, с коптящими небо трубами паровозов, пароходов и фабрик, с закопченными машинистами канет в вечность, и должен будет смениться лучисто-солнечным периодом в жизни человечества, периодом, когда человечество будет непосредственно утилизировать лучистую энергию солнца», — говорил Вейнберг 113 лет назад.

Даже сейчас, спустя век, лекция Вейнберга кажется современной и актуальной. Ученый, по сути, предсказал создание технологий, которые активно продвигает на рынке сейчас Илон Маск, электромобилей и проекта Solar city, с его солнечными батареями на крышах домов.

«Мечтал я и делал теоретические расчеты — и продолжаю мечтать и делать расчеты, — рассказывал столичным студентам Вейнберг. — О зданиях, сложенных на железной основе из сверх-пустотелых кирпичей, почти лишенных теплопроводности,— из стеклянных полых прямоугольных параллелепипедов, из которых выкачан воздух, как в сосудах Дьюара, — о светлых, прозрачных, легких зданиях, которые не пришлось бы отапливать, а только вентилировать, о зданиях в которых солнечный свет не будет давать жить зловредным микробам. В настоящее время, пока топливо дешево, и термоткань и даже мечты о зданиях типа Дьюара — роскошь, и, вероятно, все это и останется роскошью, так как на смену ныне дешевого топлива придет дешевая тепловая энергия, полученная от лучистой энергии солнца».



Наследие

Дальнейшая судьба сибирского Илона Маска, как и многих граждан Российском Империи того времени, была трагичной: сначала началась Первая Мировая война, потом грянула революция, научные проекты отошли для страны на второй план, и Вейнберга с его великими идеями никто, кроме студентов, не слушал.

В 1924 году ученый перебрался в Ленинград, где продолжил научную работу. Во время Великой Отечественной он жил в осажденном немцами Ленинграде, также как и все, терпел голод и лишения, и, как «специалист по льдам», участвовал в строительстве «Дороги жизни». К сожалению, до прорыва блокады Борис Вейнберг не дожил: ученый умер от истощения, и был похоронен в братской могиле в Ленинграде.

Идеи Вейнберга, записи его лекций и описания экспериментов были доступны широкой публике и широко разрекламированы в мировых СМИ. Поэтому неудивительно, что ими воспользовались специалисты из разных стран. Так, уже в 80-х годах прошлого века немецкая компания Transrapid построила в Германии две трассы, на которых курсировали «магнитные» поезда, испытательную и публичную. Испытательную закрыли в 2011 по истечении лицензии, публичную — в 1991 году, из-за решения властей восстановить метро. В Великобритании с 1984 по 1985 открывали нескоростной магнитный челнок. В СССР с 1970 по 1980 проводились эксперименты по созданию «магнитных» поездов. Первую линию железной дороги с вагонами на магнитном подвесе начали строить в 1987 году, она должна была открыться в 1991 в Армении. Но землетрясение и военные конфликты заставили свернуть строительство.

Единственная на сегодня линия поездов на магнитной подушке линия находится в Китае. Она построена компанией Siemens и использует вагоны Transrapid. Линия была построена в 2002 году. Длина магнитной трассы — 30 километров, максимальная скорость поезда — 430 километров в час, время в пути — около 10 минут.

И, наконец, грандиозный проект, представленный Илоном Маском — тоже прямое продолжение идей Вейнберга. Посмотрим, сможет ли Илон Маск улучшить то, что придумал русский ученый. И, главное, вспомнит ли мир имя Бориса Вейнберга. Пока его носит только гора в Антарктиде.

 

 

Владислав Пирогов

В поисках троих человек в Колпашевском районе задействованы водолазы - МЧС РоссииГруппировка, задействованная в поисках троих жителей Новосибирска, пропавших на Оби в Колпашевском районе, усилена водолазами Томской областной поисково-спасательной службы.
20.09.2017 МЧС России
Победительнице розыгрыша вручили билет от Tomsk.ru на концерт Крида - Tomsk.RuПобедительница розыгрыша пригласительного на концерт Егора Крида среди подписчиков страницы Tomsk.ru в соцсети «ВКонтакте» Влада Скурихина сегодня вечером отправилась на концерт.
20.09.2017 Tomsk.Ru
Математика против гипертонии - Исследовательский медицинский центрЗдоровье жителей северных автономных округов, а также работников, приезжающих в эти края на работу вахтовым методом, исследователи Тюменского кардиологического научного центра изучают практически с момента своего основания.
20.09.2017 Исследовательский медицинский центр
Работа проектного офиса по созданию новых космических материалов стала темой круглого стола на Днях Роскосмоса в ТПУ - ТПУСегодня, в рамках «Дней Роскосмоса», в Томском политехническом университете состоялся круглый стол «Новые материалы и технологии для космоса».
20.09.2017 ТПУ
Городской портал Tomsk.Ru. - Tomsk.RuСбербанк продолжает развивать линейку небанковских сервисов и предлагает корпоративным клиентам воспользоваться новым сервисом для роста продаж – бесплатной CRM.
20.09.2017 Tomsk.Ru
Главное управление МЧС России по Томской области информирует граждан в социальных сетях - МЧС РоссииПриглашаем  жителей региона присоединяться к сообществу друзей и подписчиков официальных страниц Главного управления МЧС России по Томской области в сети Интернет!
20.09.2017 МЧС России
Городской портал Tomsk.Ru. - Tomsk.Ru24 сентября в Москве состоится масштабное беговое событие в России — Промсвязьбанк Московский Марафон.
20.09.2017 Tomsk.Ru
С камней на Новособорной исчезли благодарственные таблички - Агентство новостей ТВ-2Памятные таблички с благодарностью в адрес мэра Томска Ивана Кляйна и подрядчиков, которые  благоустраивали  площадь Новособорную, исчезли.
20.09.2017 Агентство новостей ТВ-2
ФНС России проверяет достоверность данных Единого государственного реестра юридических лиц с 2016 года.
20.09.2017 УФНС
35 компаний собрались на Форуме промпартнеров в ТГУ - ТГУВ Томском государственном университете проходит Форум промышленных партнеров.
20.09.2017 ТГУ
Несколько минут осталось до начала прямой трансляции четвертого - ГТРК ТомскВ 14.40 стартует прямая трансляция четвертого "Космического урока" . Посмотреть ее в режиме реального времени можно будет на сайте tvtomsk.ru, YouTube-канале ГТРК "Томск", в официальных группах VK и Facebook.
20.09.2017 ГТРК Томск
Администрация Томска объявляет новый набор в бесплатную «Школу успешного бизнеса».
20.09.2017 Красное знамя
Томская компания SibEDGE работает над мобильным мессенджером для корпоративного пользования, который будет хранить данные внутри периметра компании-заказчика.
20.09.2017 Томский обзор
Сегодня, около 14.50 часов, на 20 километре трассы Томск – Мариинск, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием трех грузопассажирских автомобилей.
19.09.2017 УМВД Томской области
В Ленинском районе г.Томска к лишению свободы осужден томич, разбивший голову своего знакомого обухом топора - Прокуратура Томской области    Ленинский районный суд г.Томска признал 42-летнего томича виновным в совершении преступления, предусмотренного  ч.4 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека,
19.09.2017 Прокуратура Томской области
Более двухсот рыболовных снастей конфисковано  в Томской области у браконьеров - УФССПС начала года судебными приставами Томской области наложен арест на 210 предметов, с помощью которых граждане занимались незаконной рыбалкой.
20.09.2017 УФССП
Поджигателя задержали
Утром 9 сентября в Ленинском районе произошло три пожара в жилом секторе, причиной которых предположительно стали поджоги.
Красное знамя
В составе ОПГ
В Северском городском суде оглашен приговор по уголовному делу в отношении группы  мошенников.
Красное знамя
Продолжим из классика: «…Значит, это кому-нибудь нужно!» И, кстати, в нашем случае можно сказать и о звездах.
20.09.2017 Красное знамя
"Вахта памяти" - ради детей - УФССПАкция судебных приставов «Вахта памяти - детям» стартовала в УФССП России по Томской области.
19.09.2017 УФССП
«Слово о чтении книг…» Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве.
19.09.2017 Томский областной краеведческий музей
Сто оттенков черного и белого
Работы черно-белые, но сколько в них силы и эмоций! Это Сибирь, это природа Принарымья, и те герои, кто осваивает суровые края, нефтяники и лесозаготовители.
Красное знамя
СКАЗКА ИЗ... МЕТАЛЛОЛОМА
Увидеть смешное лицо в отслужившем свой срок карбюраторе, а в водопроводном кране  будущий саксофон — это удается Владимиру Крюкову.
Красное знамя
Лучшие хиты и звуки джаза
Во время празднования Дня томичи горожане могут отдохнуть и пообщаться с друзьями в лаунж-зоне, которая будет расположена  пл.
Красное знамя
Городской портал Tomsk.Ru. «Томь» дома сыграет с «Краснодаром» в 1/16 финала Кубка России томск новости - Tomsk.RuКоманда «Томи» в среду проведет матч с «Краснодаром» на томском «Труде» в рамках 1/16 финала Кубка России, сообщается на сайте ФК «Томь».
20.09.2017 Tomsk.Ru
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуСтарший тренер сборной РФ по бочча, президент спортивной федерации бочча Зинаида Емлина посетила Томск и в рамках визита провела семинар, посвященный занятиям бочча для людей с поражениями опорно-двигательного аппарата,
20.09.2017 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуС 9 по 19 сентября в Евпатории (Крым) прошел кубок России по городошному спорту, на котором выступали сильнейшие спортсмены из 16 регионов страны.
19.09.2017 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
«С Томском у меня не сразу все сложилось»
Форварда «Томи» Александра Соболева сложно не заметить. Молодой (ему 20 лет), рослый (почти два метра) нападающий уже забил за нашу команду восемь мячей!
Красное знамя
Хоть гол забили
 Два клуба встречались впервые в истории, но лишь второй сезон выступающий в ФНЛ «Тамбов» настроен серьезно и ведет борьбу за верхние строчки турнирной таблицы.
Красное знамя
«Обещаем олимпийского чемпиона!» - Томское Предместье
«Обещаем олимпийского чемпиона!»
В августе в Томске прошел Международный культурно-спортивный рафтинг-форум «Белая вода Сибири - 2017».
Томское Предместье
Городской портал Tomsk.Ru. «Томь» дома сыграет с «Краснодаром» в 1/16 финала Кубка России томск новости - Tomsk.RuКоманда «Томи» в среду проведет матч с «Краснодаром» на томском «Труде» в рамках 1/16 финала Кубка России, сообщается на сайте ФК «Томь».
20.09.2017 Tomsk.Ru
Фото: "Томь" - "Краснодар" - ФК ТомьПредлагаем вашему вниманию фоторепортаж Дмитрия Шубы с матча 1/16 финала Олимп-Кубка России по футболу 2017-2018 между нашей "Томью" и ФК "Краснодар", который завершился со счетом 2:1.
20.09.2017 ФК Томь
Сегодня, в 14.18, в дежурную часть УМВД России по городу Томску поступило заявление о конфликте, произошедшем на улице Суворова.
20.09.2017 УМВД Томской области
Сегодня руководитель регионального УМВД  Александр Будник представил личному составу начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Томской области — полковника полиции Вяч
20.09.2017 УМВД Томской области
Двенадцатое. Торжественное - Законодательная ДумаСегодня, 18 сентября, в 16.
18.09.2017 Законодательная Дума