Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

За сто лет до Илона Маска: как в Томске изобрели поезд будущего

Илон Маск, человек, сделавший состояние на высоких технологиях и предлагающий все более смелые проекты, стал «иконой» технологического прогресса. «Железный человек» современности подарил миру электромобили «Тесла», космическую программу SpaceX.

Недавно Илон Маск заявил, что в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско современной дорогой, а точнее — трубой, по которой с короткими интервалами будут ходить суперскоростные поезда, способные за каких-то полчаса пройти 500 километров. Однако мало кто знает, что Маск сегодня успешно претворяет в жизнь идеи человека, жившего 100 лет назад в Российской Империи, профессора Томского технологического института Бориса Вейнберга.

Наука не для пиара

Если проследить биографию Бориса Вейнберга, то можно увидеть, насколько близок по духу этот человек со своим современником Николой Теслой из США, и с нашим современником Илоном Маском. Русский ученый был автором целого ряда проектов и разработок, носивших статус «первый в Сибири» или даже «первый в Азии». Он интересовался не только физикой, но и географией, историей и другими дисциплинами. Всего за 15 лет жизни в Томске ученый сделал столько выдающегося, что некоторые не успевают за всю жизнь. Однако слава обошла Вейнберга стороной — он не заработал на своих идеях ни состояния, ни всемирной известности.

  Вейнберг приехал в Сибирь из Петербурга в 1909 году, чтобы преподавать в недавно открытом институте. До этого он учился, занимался наукой и преподавал как в столице империи, так и в Одессе. На момент прибытия в Томск Борис Петрович уже был профессором в ранге статского советника. В Томском технологическом институте он возглавил кафедру физики, а в Императорском университете читал лекции.

Будучи инициатором открытия в Питере высших женских курсов, Вейнберг решил продолжить свое дело в Томске и выступил с инициативой открыть такие же курсы здесь. Сибирские высшие женские курсы открылись через год после прибытия ученого.

Буквально через несколько месяцев после переезда в Сибирь профессор создал кружок воздухоплавания при Томском технологическом институте. Для понимания: это было начало XX века, на заре авиации, в глубинке империи. В итоге Вейнберг и его ученики добились выдающихся результатов: в 1912 они собрали рабочий планер с амортизаторами. Он был способен поднять двух человек в воздух.

А через год на купленном планере «Блерио» будущие авиаторы совершали практические полеты и устраивали шоу для местной публики. Интересный факт — членами кружка Вейнберга были Михаил Миль и Николай Камов. Спустя полвека они прославятся как авторы вертолетов Ми и Ка.

 

Поез д, который улетел

Идея создания поездов, которые бы двигались на магнитной подушке, в начале прошлого века буквально витала в воздухе. В мировой науке есть немало случаев, когда разработкой схожих технологий одновременно и независимо друг от друга занимаются ученые из разных стран. Так случилось и в этот раз: одновременно созданием технологии суперскоростных поездов занимались в США и в России.

Первым идею создания поезда, который бы двигался за счет магнитных полей, предложил студент-первокурсник Роберт Годдард в 1904 году. Предложил, и благополучно забыл о ней, так как молодого ученого больше заинтересовали ракеты.

Выдвинутая идея была подхвачена американцем французского происхождения Эмилем Башеле, который собрал свою модель, назвав ее «Летающий поезд». В 1910 Башеле подал заявку, а в 1912 году получил патент на свою разработку.

Экспериментируя с электрическим прибором, направленным на борьбу с приступами астмы, Башеле обратил внимание, что электричество воздействует на определенные кровяные клетки. Ученый пришел к выводу, что электроволны могут также действовать на металл, поднимая его на высоту и отталкивая его.

«В нашем понимании электричества мы еще маленькие дети, — рассказывал в июне 1914 журналистам Башеле. — Но мы движемся уверенными темпами. Наступает время летающих железных дорог. Пассажиры пока не смогут летать через пространство. Но перевозка товаров на скорости 300 миль в час — 10 часов от Нью—Йорка до Лондона скоро станет прорывом в торговле и промышленности всего мира».

 

 

Вот как описывается принцип работы поезда Башеле на портале «Популярная механика»:

«Поезд Башеле» имел электродинамическую подвеску. Судя по фотографиям в июньском номере «Scientific American» 1914 года, он поддерживался алюминиевыми пластинами, парящими над катушками электромагнитов. Тянули модель вагона катушки соленоидов».

Установка, которую демонстрировал Башеле, была не очень большой: вагончик должен был перемещаться на открытой местности, как бы парить в воздухе. А еще он разгонялся до немыслимой для маленькой модели скорости. Отчасти по этим причинам западный «Летающий поезд» однажды разогнался и просто вылетел в окно.

Разработка Башеле так и не пошла в серию, хотя и была «распиарена» на весь мир. Со временем ученый занялся другими делами. Так что, его идея «летающего поезда», прогремев во всех СМИ, улетела вникуда.

«Движение без трения»

Почти одновременно с западным коллегой эксперименты с магнитным полем и созданием модели «летающего поезда» в томской лаборатории начал Борис Вейнберг. Исследователь и его ученик Александр Добровидов приступили к сборке своей модели, когда Башеле еще ждал патента на свой поезд. А свою тщательно разработанную концепцию «летающего поезда» Вейнберг описал в лекции «Движение без трения», которую прочитал в Петербурге в марте 1914 года, за полгода до того, как свой вариант «магнитного поезда» представил мировой общественности и СМИ Башеле.

Идея так же, как и западному коллеге, пришла Вейнбергу случайно. Однажды он показывал студентам, как металлический сердечник втягивается соленоидом. Заинтересовавшись принципами движения под воздействием электромагнитного поля, Борис Петрович сконструировал модель.

Модель вагона весом в десять килограммов была помещена в 20-метровую медную трубу диаметром. Труба была закольцована, в ней создавались магнитные поля, движущие поезд.

Вот, как описывает свой эксперимент сам Борис Вейнберг:

«Лабораторные опыты, которые я производил последние 2—3 года, показали полную возможность разогнать, при помощи соленоидов со сравнительно небольшим числом витков и пользуясь довольно слабыми токами вагон около десяти килограмм весом внутри медной трубы диаметром 25 сантиметров, подхватить его с полу электромагнитами во время движения и заставить двигаться далее, не касаясь стенок, а также сворачивать его с пути. Правда, опыты, эти пока, за недостатком средств, производились в воздухе, но при тех сравнительно небольших скоростях — порядка нескольких метров в секунду, — какие можно осуществлять при небольшом пространстве для разгона, около одного метра, сопротивление воздуха значения не имеет».

За два года экспериментов Вейнберг разогнал свою модель до шести километров в час, что при тогдашних технологиях и небольшими габаритами экспериментальной установки могло считаться впечатляющим результатом. 

Магнитоплан, как назвали разработку томича американские журналисты, должен был стать быстрее западного конкурента и разгоняться до 800—1000 километров в час. По расчетам Вейнберга, вагоны «обоймами» должны были подтягиваться к трубе, по которой потом бы двигались. Подтягивать помогали бы мощные электромагниты. Подтянутые к старту вагоны должны были «выстреливаться» в трубу соленоидными устройствами, так сказать, электромагнитным «орудиями». Вдоль трубы также располагались соленоиды. С их помощью вагоны бы останавливались и ускорялись, меняли траекторию движения. Благодаря создаваемому электромагнитному полю, вагоны бы не ударялись о пол, потолок и стенки трубы. Они бы левитировали в трубе. Также отсутствие воздуха внутри трубы гасило бы воздушное сопротивление и ускоряло вагоны. Вейнберг настолько тщательно продумал, как будут двигаться вагоны, что схемы, которые он показывал на лекциях, предусматривали движение вагонов даже по изогнутой трубе.

По ходу движения предусматривались остановки — промежуточные станции. О приближении вагонов на них сообщалось заранее. Предусматривались специальные камеры, куда вагоны бы загонялись для разгрузки. И каждое движение регулировали бы электромагниты.

Пассажиры вагонов должны были полулежать в вагоне. Возможно, это было сделано для безопасности людей и увеличения аэродинамики, ведь скорость реального магнитоплана должна была быть очень большой. Внутри вагонов планировалось создать все условия для удобного перемещения. Помимо подачи электричества, пассажирам должен был подаваться кислород, откачиваться углекислый газ.

Вейнберг считал, что одна такая установка будет пропускать 17 тысяч вагонов в сутки, то есть, на огромной скорости в день могли перемещаться несколько тысяч человек.

Взгляд сквозь года

В своих изысканиях Вейнберг как будто глядел в будущее. Лекцию «Движение без трения» ученый начал с прогнозов. За несколько месяцев до Первой мировой он предсказал, что через 300 — 400 лет загрязнение воздуха, ускоряющийся ритм жизни и рост населения приведет к страшным проблемам экологии. И придется сажать больше растений.

Предсказывал томский ученый и исчерпание ресурсов, например, угля и леса. Нехватка их в будущем, считал исследователь, заставит людей создавать технологии получения

энергии и солнца и ветра. Именно в использовании солнечной энергии Вейнберг видел путь дальнейшего развития технологий.

«Лет через 200 — 300 запас каменного угля будет почти исчерпан — и каменноугольный период жизни человечества с каменноугольными копями, с покрытыми угольною пылью углекопами и кочегарами, с коптящими небо трубами паровозов, пароходов и фабрик, с закопченными машинистами канет в вечность, и должен будет смениться лучисто-солнечным периодом в жизни человечества, периодом, когда человечество будет непосредственно утилизировать лучистую энергию солнца», — говорил Вейнберг 113 лет назад.

Даже сейчас, спустя век, лекция Вейнберга кажется современной и актуальной. Ученый, по сути, предсказал создание технологий, которые активно продвигает на рынке сейчас Илон Маск, электромобилей и проекта Solar city, с его солнечными батареями на крышах домов.

«Мечтал я и делал теоретические расчеты — и продолжаю мечтать и делать расчеты, — рассказывал столичным студентам Вейнберг. — О зданиях, сложенных на железной основе из сверх-пустотелых кирпичей, почти лишенных теплопроводности,— из стеклянных полых прямоугольных параллелепипедов, из которых выкачан воздух, как в сосудах Дьюара, — о светлых, прозрачных, легких зданиях, которые не пришлось бы отапливать, а только вентилировать, о зданиях в которых солнечный свет не будет давать жить зловредным микробам. В настоящее время, пока топливо дешево, и термоткань и даже мечты о зданиях типа Дьюара — роскошь, и, вероятно, все это и останется роскошью, так как на смену ныне дешевого топлива придет дешевая тепловая энергия, полученная от лучистой энергии солнца».



Наследие

Дальнейшая судьба сибирского Илона Маска, как и многих граждан Российском Империи того времени, была трагичной: сначала началась Первая Мировая война, потом грянула революция, научные проекты отошли для страны на второй план, и Вейнберга с его великими идеями никто, кроме студентов, не слушал.

В 1924 году ученый перебрался в Ленинград, где продолжил научную работу. Во время Великой Отечественной он жил в осажденном немцами Ленинграде, также как и все, терпел голод и лишения, и, как «специалист по льдам», участвовал в строительстве «Дороги жизни». К сожалению, до прорыва блокады Борис Вейнберг не дожил: ученый умер от истощения, и был похоронен в братской могиле в Ленинграде.

Идеи Вейнберга, записи его лекций и описания экспериментов были доступны широкой публике и широко разрекламированы в мировых СМИ. Поэтому неудивительно, что ими воспользовались специалисты из разных стран. Так, уже в 80-х годах прошлого века немецкая компания Transrapid построила в Германии две трассы, на которых курсировали «магнитные» поезда, испытательную и публичную. Испытательную закрыли в 2011 по истечении лицензии, публичную — в 1991 году, из-за решения властей восстановить метро. В Великобритании с 1984 по 1985 открывали нескоростной магнитный челнок. В СССР с 1970 по 1980 проводились эксперименты по созданию «магнитных» поездов. Первую линию железной дороги с вагонами на магнитном подвесе начали строить в 1987 году, она должна была открыться в 1991 в Армении. Но землетрясение и военные конфликты заставили свернуть строительство.

Единственная на сегодня линия поездов на магнитной подушке линия находится в Китае. Она построена компанией Siemens и использует вагоны Transrapid. Линия была построена в 2002 году. Длина магнитной трассы — 30 километров, максимальная скорость поезда — 430 километров в час, время в пути — около 10 минут.

И, наконец, грандиозный проект, представленный Илоном Маском — тоже прямое продолжение идей Вейнберга. Посмотрим, сможет ли Илон Маск улучшить то, что придумал русский ученый. И, главное, вспомнит ли мир имя Бориса Вейнберга. Пока его носит только гора в Антарктиде.

 

 

Владислав Пирогов

Городской портал Tomsk.Ru. Арендаторы с «Праздника топора» собираются подать в суд иск томск новости - Tomsk.RuПредприниматели, арендовавшие места на фестивале «Праздник топора» собираются подавать коллективный иск в суд на администрацию «Околицы» и, возможно, организаторов фестиваля,
20.08.2017 Tomsk.Ru
Городской портал Tomsk.Ru. УФАС оштрафовало томский магазин за рекламу пива возле детского сада томск - Tomsk.RuОбластное управление ФАС оштрафовало на 50 тысяч рублей ООО «Винмастер» за распространение рекламы алкоголя в окне магазина в одном из спальных районов города Томска, сообщила пресс-служба ведомства.
20.08.2017 Tomsk.Ru
Городской портал Tomsk.Ru. Пропавшая пожилая женщина найдена живой.томск. новости - Tomsk.RuПожилая дезориентированная жительница Томска, пропавшая вчера, найдена живой, сообщается на странице поискового отряда «Лиза Алерт» во «ВКонтакте».
19.08.2017 Tomsk.Ru
Главное управление МЧС России по Томской области информирует граждан в социальных сетях - МЧС РоссииПриглашаем  жителей региона присоединяться к сообществу друзей и подписчиков официальных страниц Главного управления МЧС России по Томской области в сети Интернет!
19.08.2017 МЧС России
Городской портал Tomsk.Ru. Девушка требовала сдачи с несуществующей 1000 рублей в магазине. томск. новости - Tomsk.RuСегодня в одном из магазинов Томска девушка попыталась получить сдачи с несуществующей суммы денег, написала в группе «Жесть Томска» соцсети «ВКонтакте» пользователь Дарья Куклина.
19.08.2017 Tomsk.Ru
Ночное ДТП в центре Томска, есть пострадавшие - ГТРК ТомскС 18 на 19 августа на площади Новособорной в центре Томска произошло ДТП.
19.08.2017 ГТРК Томск
Томичей просят помочь в поисках пропавшего мужчины - Tomsk.RuЖитель Томска Владимир Михалкин вчера ушел на работу и не вернулся, сообщила в группе «Регион-70» во «ВКонтакте» его жена Лета Михалкина.
19.08.2017 Tomsk.Ru
В ДТП на Новособорной пострадали люди - Tomsk.RuВ ночь с пятницы на субботу в центре города произошло ДТП, сообщают участники группы «Регион-70» соцсети «ВКонтакте».
19.08.2017 Tomsk.Ru
Волонтеры разыскивают пропавшую 75-летнюю женщину - ГТРК ТомскВолонтеры разыскивают пропавшую 75-летнюю женщину. Об этом сообщает поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт Томск".
19.08.2017 ГТРК Томск
Волонтеры просят помочь в поисках пропавшей пожилой томички - Tomsk.RuПоисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» разыскивает 75-летнюю Лидию Лосеву, которая 18 августа вышла из дома по улице Мокрушина в неизвестном направлении, сообщается в официальной группе поисковиков во «ВКонтакте».
19.08.2017 Tomsk.Ru
Водители, покидая транспортное средство, забывают закрывать двери и окна автомобиля.
19.08.2017 УМВД Томской области
Томич едва не утонул на полуспущенной лодке на Байкале - ГТРК ТомскКак сообщается на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области, в минувший четверг сотрудниками Сахюртинского поисково-спасательного подразделения был спасен 33-летний житель Томской области.
18.08.2017 ГТРК Томск
За два месяца благодаря ФНС России ограничен доступ к более чем 4 тысячам сайтам с азартными играми, из которых на шести сайтах были организованы азартные игры с помощью известных онлайн игр.
18.08.2017 УФНС
Томичей просят помочь в поисках пропавшего мужчины - Tomsk.RuЖитель Томска Владимир Михалкин вчера ушел на работу и не вернулся, сообщила в группе «Регион-70» во «ВКонтакте» его жена Лета Михалкина.
19.08.2017 Tomsk.Ru
В Томске проводница поезда украла кошелек у коллеги - ГТРК ТомскВ дежурную часть Томского линейного отдела МВД России обратилась 55-летняя проводница пассажирского поезда с заявлением о краже ее кошелька с денежными средствами в размере 20 тысяч рублей,
19.08.2017 ГТРК Томск
Фонарный столб спас молодую пару от падения на тепломагистраль - ГТРК ТомскВ субботу 19 августа на улице Красноармейской произошло ДТП. Легковой автомобиль, двигаясь со стороны мокрушинского переезда, потерял управление и врезался в фонарный столб.
20.08.2017 ГТРК Томск
За ложные показания
Прокуратура Октябрьского района проанализировала материалы уголовного дела по обвинению томича в совершении преступления (покушение на грабеж).
Красное знамя
Утонули пять человек
В выходные в водоемах Томска по информации городской «Оперативно-дежурной службы».
Красное знамя
Этот документ разрабатывается по поручению главы региона Сергея Жвачкина и соотносится с концепцией создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск».
18.08.2017 Департамент общего образования
Музей пожарной охраны Томской области приглашает гостей - МЧС РоссииСвоя история есть у каждого предмета, человека и даже отрасли промышленности.
19.08.2017 МЧС России
Сегодня в Лагерном саду пройдет фестиваль живой музыки «Muz-Online» - Агентство новостей ТВ-2В субботу, 19 августа, в 19 часов на сценической площадке нижней террасы Лагерного сада пройдет гала-концерт участников Х Регионального музыкального фестиваля «Muz-Online».
19.08.2017 Агентство новостей ТВ-2
В парке «Околица»
Заявки на участие в Х международном фестивале-конкурсе «Праздник топора» подали 199 плотников и резчиков по дереву, в том числе 37 иностранных.
Красное знамя
Выставка деревянных наличников в Томске - Томская неделя
НаЛичная история
Выставка деревянных наличников в Томске Когда говорят о деревянных наличниках, каждый из нас вспоминает или представляет что-то свое, особенное.
Томская неделя
Открываем для себя Сибирь
Сегодня не все семьи могут позволить себе отпуск в дальних краях, да и пресловутый курортный сбор, который начнут взимать будущим летом, оптимизма в этом плане не добавляет.
Красное знамя
Юные альпинисты провели сборы в Крыму - SportUs.proУ юных томичей из команды «Искра» Дома детства и юношества «Кедр» состоялись выездные учебно-тренировочные сборы.
21.08.2017 SportUs.pro
Шахматы. Томичи на фестивале в Абу-Даби - SportUs.proВ объединенных Арабских Эмиратах проходит крупный шахматный фестиваль «24th Abu Dhabi International Chess Festival».
20.08.2017 SportUs.pro
"Томь" проиграла питерскому "Динамо" на выезде - ГТРК ТомскФК "Томь" на выезде проиграл питерскому "Динамо" со счетом 2:0 в рамках девятого тура ФНЛ.
20.08.2017 ГТРК Томск
Награды тренерам
Мэр Томска вручил почетные грамоты администрации тренерам и активистам физкультурного движения накануне Дня российского физкультурника.
Красное знамя
Спортинструктор подает пример - Томское Предместье
Спортинструктор подает пример
№61/11.08.2017 Кто такие физкультурники? Это люди, которые идут со спортом по жизни и привлекают к этому увлекательному здоровому занятию других.
Томское Предместье
ЛЕГКАЯ ВОДА «ЗВЕЗДНОГО»
15-е первенство мира по плаванию в ластах среди юниоров проходит в Томске с 31 июля по 7 августа в центре водных видов спорта «Звездный».
Красное знамя
На конкурсах народных ремесел наградили гончаров, керамистов, кузнецов и печников - Департамент общего образованияМастеров – участников конкурсов народных ремесел поздравил и наградил вице-губернатор Андрей Кнорр.
20.08.2017 Департамент общего образования
_______thumb_main - САН ТомскПарк «Околица» в селе Зоркальцево под Томском, где проходил фестиваль «Праздник топора», будет закрыт как минимум до конца недели.
18.08.2017 САН Томск
Предприниматели готовят иск к организаторам «Праздника топора» - Агентство новостей ТВ-2Около 40 предпринимателей готовят коллективный иск к организаторам отмененного из-за дизентерии «Праздника топора».
20.08.2017 Агентство новостей ТВ-2
Рисунок1 - УМВД Томской областиВ дежурную часть УМВД России по ЗАТО Северск обратился мужчина и сообщил об угоне принадлежащего ему легкового автомобиля.
20.08.2017 УМВД Томской области
Средняя продолжительность жизни выросла в Томской области - ГТРК ТомскВременно исполняющий обязанности губернатора Томской области Сергей Жвачкин встретился с медиками по итогам совещания главных врачей медицинских организаций региона.
18.08.2017 ГТРК Томск