Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

За сто лет до Илона Маска: как в Томске изобрели поезд будущего

Илон Маск, человек, сделавший состояние на высоких технологиях и предлагающий все более смелые проекты, стал «иконой» технологического прогресса. «Железный человек» современности подарил миру электромобили «Тесла», космическую программу SpaceX.

Недавно Илон Маск заявил, что в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско современной дорогой, а точнее — трубой, по которой с короткими интервалами будут ходить суперскоростные поезда, способные за каких-то полчаса пройти 500 километров. Однако мало кто знает, что Маск сегодня успешно претворяет в жизнь идеи человека, жившего 100 лет назад в Российской Империи, профессора Томского технологического института Бориса Вейнберга.

Наука не для пиара

Если проследить биографию Бориса Вейнберга, то можно увидеть, насколько близок по духу этот человек со своим современником Николой Теслой из США, и с нашим современником Илоном Маском. Русский ученый был автором целого ряда проектов и разработок, носивших статус «первый в Сибири» или даже «первый в Азии». Он интересовался не только физикой, но и географией, историей и другими дисциплинами. Всего за 15 лет жизни в Томске ученый сделал столько выдающегося, что некоторые не успевают за всю жизнь. Однако слава обошла Вейнберга стороной — он не заработал на своих идеях ни состояния, ни всемирной известности.

  Вейнберг приехал в Сибирь из Петербурга в 1909 году, чтобы преподавать в недавно открытом институте. До этого он учился, занимался наукой и преподавал как в столице империи, так и в Одессе. На момент прибытия в Томск Борис Петрович уже был профессором в ранге статского советника. В Томском технологическом институте он возглавил кафедру физики, а в Императорском университете читал лекции.

Будучи инициатором открытия в Питере высших женских курсов, Вейнберг решил продолжить свое дело в Томске и выступил с инициативой открыть такие же курсы здесь. Сибирские высшие женские курсы открылись через год после прибытия ученого.

Буквально через несколько месяцев после переезда в Сибирь профессор создал кружок воздухоплавания при Томском технологическом институте. Для понимания: это было начало XX века, на заре авиации, в глубинке империи. В итоге Вейнберг и его ученики добились выдающихся результатов: в 1912 они собрали рабочий планер с амортизаторами. Он был способен поднять двух человек в воздух.

А через год на купленном планере «Блерио» будущие авиаторы совершали практические полеты и устраивали шоу для местной публики. Интересный факт — членами кружка Вейнберга были Михаил Миль и Николай Камов. Спустя полвека они прославятся как авторы вертолетов Ми и Ка.

 

Поез д, который улетел

Идея создания поездов, которые бы двигались на магнитной подушке, в начале прошлого века буквально витала в воздухе. В мировой науке есть немало случаев, когда разработкой схожих технологий одновременно и независимо друг от друга занимаются ученые из разных стран. Так случилось и в этот раз: одновременно созданием технологии суперскоростных поездов занимались в США и в России.

Первым идею создания поезда, который бы двигался за счет магнитных полей, предложил студент-первокурсник Роберт Годдард в 1904 году. Предложил, и благополучно забыл о ней, так как молодого ученого больше заинтересовали ракеты.

Выдвинутая идея была подхвачена американцем французского происхождения Эмилем Башеле, который собрал свою модель, назвав ее «Летающий поезд». В 1910 Башеле подал заявку, а в 1912 году получил патент на свою разработку.

Экспериментируя с электрическим прибором, направленным на борьбу с приступами астмы, Башеле обратил внимание, что электричество воздействует на определенные кровяные клетки. Ученый пришел к выводу, что электроволны могут также действовать на металл, поднимая его на высоту и отталкивая его.

«В нашем понимании электричества мы еще маленькие дети, — рассказывал в июне 1914 журналистам Башеле. — Но мы движемся уверенными темпами. Наступает время летающих железных дорог. Пассажиры пока не смогут летать через пространство. Но перевозка товаров на скорости 300 миль в час — 10 часов от Нью—Йорка до Лондона скоро станет прорывом в торговле и промышленности всего мира».

 

 

Вот как описывается принцип работы поезда Башеле на портале «Популярная механика»:

«Поезд Башеле» имел электродинамическую подвеску. Судя по фотографиям в июньском номере «Scientific American» 1914 года, он поддерживался алюминиевыми пластинами, парящими над катушками электромагнитов. Тянули модель вагона катушки соленоидов».

Установка, которую демонстрировал Башеле, была не очень большой: вагончик должен был перемещаться на открытой местности, как бы парить в воздухе. А еще он разгонялся до немыслимой для маленькой модели скорости. Отчасти по этим причинам западный «Летающий поезд» однажды разогнался и просто вылетел в окно.

Разработка Башеле так и не пошла в серию, хотя и была «распиарена» на весь мир. Со временем ученый занялся другими делами. Так что, его идея «летающего поезда», прогремев во всех СМИ, улетела вникуда.

«Движение без трения»

Почти одновременно с западным коллегой эксперименты с магнитным полем и созданием модели «летающего поезда» в томской лаборатории начал Борис Вейнберг. Исследователь и его ученик Александр Добровидов приступили к сборке своей модели, когда Башеле еще ждал патента на свой поезд. А свою тщательно разработанную концепцию «летающего поезда» Вейнберг описал в лекции «Движение без трения», которую прочитал в Петербурге в марте 1914 года, за полгода до того, как свой вариант «магнитного поезда» представил мировой общественности и СМИ Башеле.

Идея так же, как и западному коллеге, пришла Вейнбергу случайно. Однажды он показывал студентам, как металлический сердечник втягивается соленоидом. Заинтересовавшись принципами движения под воздействием электромагнитного поля, Борис Петрович сконструировал модель.

Модель вагона весом в десять килограммов была помещена в 20-метровую медную трубу диаметром. Труба была закольцована, в ней создавались магнитные поля, движущие поезд.

Вот, как описывает свой эксперимент сам Борис Вейнберг:

«Лабораторные опыты, которые я производил последние 2—3 года, показали полную возможность разогнать, при помощи соленоидов со сравнительно небольшим числом витков и пользуясь довольно слабыми токами вагон около десяти килограмм весом внутри медной трубы диаметром 25 сантиметров, подхватить его с полу электромагнитами во время движения и заставить двигаться далее, не касаясь стенок, а также сворачивать его с пути. Правда, опыты, эти пока, за недостатком средств, производились в воздухе, но при тех сравнительно небольших скоростях — порядка нескольких метров в секунду, — какие можно осуществлять при небольшом пространстве для разгона, около одного метра, сопротивление воздуха значения не имеет».

За два года экспериментов Вейнберг разогнал свою модель до шести километров в час, что при тогдашних технологиях и небольшими габаритами экспериментальной установки могло считаться впечатляющим результатом. 

Магнитоплан, как назвали разработку томича американские журналисты, должен был стать быстрее западного конкурента и разгоняться до 800—1000 километров в час. По расчетам Вейнберга, вагоны «обоймами» должны были подтягиваться к трубе, по которой потом бы двигались. Подтягивать помогали бы мощные электромагниты. Подтянутые к старту вагоны должны были «выстреливаться» в трубу соленоидными устройствами, так сказать, электромагнитным «орудиями». Вдоль трубы также располагались соленоиды. С их помощью вагоны бы останавливались и ускорялись, меняли траекторию движения. Благодаря создаваемому электромагнитному полю, вагоны бы не ударялись о пол, потолок и стенки трубы. Они бы левитировали в трубе. Также отсутствие воздуха внутри трубы гасило бы воздушное сопротивление и ускоряло вагоны. Вейнберг настолько тщательно продумал, как будут двигаться вагоны, что схемы, которые он показывал на лекциях, предусматривали движение вагонов даже по изогнутой трубе.

По ходу движения предусматривались остановки — промежуточные станции. О приближении вагонов на них сообщалось заранее. Предусматривались специальные камеры, куда вагоны бы загонялись для разгрузки. И каждое движение регулировали бы электромагниты.

Пассажиры вагонов должны были полулежать в вагоне. Возможно, это было сделано для безопасности людей и увеличения аэродинамики, ведь скорость реального магнитоплана должна была быть очень большой. Внутри вагонов планировалось создать все условия для удобного перемещения. Помимо подачи электричества, пассажирам должен был подаваться кислород, откачиваться углекислый газ.

Вейнберг считал, что одна такая установка будет пропускать 17 тысяч вагонов в сутки, то есть, на огромной скорости в день могли перемещаться несколько тысяч человек.

Взгляд сквозь года

В своих изысканиях Вейнберг как будто глядел в будущее. Лекцию «Движение без трения» ученый начал с прогнозов. За несколько месяцев до Первой мировой он предсказал, что через 300 — 400 лет загрязнение воздуха, ускоряющийся ритм жизни и рост населения приведет к страшным проблемам экологии. И придется сажать больше растений.

Предсказывал томский ученый и исчерпание ресурсов, например, угля и леса. Нехватка их в будущем, считал исследователь, заставит людей создавать технологии получения

энергии и солнца и ветра. Именно в использовании солнечной энергии Вейнберг видел путь дальнейшего развития технологий.

«Лет через 200 — 300 запас каменного угля будет почти исчерпан — и каменноугольный период жизни человечества с каменноугольными копями, с покрытыми угольною пылью углекопами и кочегарами, с коптящими небо трубами паровозов, пароходов и фабрик, с закопченными машинистами канет в вечность, и должен будет смениться лучисто-солнечным периодом в жизни человечества, периодом, когда человечество будет непосредственно утилизировать лучистую энергию солнца», — говорил Вейнберг 113 лет назад.

Даже сейчас, спустя век, лекция Вейнберга кажется современной и актуальной. Ученый, по сути, предсказал создание технологий, которые активно продвигает на рынке сейчас Илон Маск, электромобилей и проекта Solar city, с его солнечными батареями на крышах домов.

«Мечтал я и делал теоретические расчеты — и продолжаю мечтать и делать расчеты, — рассказывал столичным студентам Вейнберг. — О зданиях, сложенных на железной основе из сверх-пустотелых кирпичей, почти лишенных теплопроводности,— из стеклянных полых прямоугольных параллелепипедов, из которых выкачан воздух, как в сосудах Дьюара, — о светлых, прозрачных, легких зданиях, которые не пришлось бы отапливать, а только вентилировать, о зданиях в которых солнечный свет не будет давать жить зловредным микробам. В настоящее время, пока топливо дешево, и термоткань и даже мечты о зданиях типа Дьюара — роскошь, и, вероятно, все это и останется роскошью, так как на смену ныне дешевого топлива придет дешевая тепловая энергия, полученная от лучистой энергии солнца».



Наследие

Дальнейшая судьба сибирского Илона Маска, как и многих граждан Российском Империи того времени, была трагичной: сначала началась Первая Мировая война, потом грянула революция, научные проекты отошли для страны на второй план, и Вейнберга с его великими идеями никто, кроме студентов, не слушал.

В 1924 году ученый перебрался в Ленинград, где продолжил научную работу. Во время Великой Отечественной он жил в осажденном немцами Ленинграде, также как и все, терпел голод и лишения, и, как «специалист по льдам», участвовал в строительстве «Дороги жизни». К сожалению, до прорыва блокады Борис Вейнберг не дожил: ученый умер от истощения, и был похоронен в братской могиле в Ленинграде.

Идеи Вейнберга, записи его лекций и описания экспериментов были доступны широкой публике и широко разрекламированы в мировых СМИ. Поэтому неудивительно, что ими воспользовались специалисты из разных стран. Так, уже в 80-х годах прошлого века немецкая компания Transrapid построила в Германии две трассы, на которых курсировали «магнитные» поезда, испытательную и публичную. Испытательную закрыли в 2011 по истечении лицензии, публичную — в 1991 году, из-за решения властей восстановить метро. В Великобритании с 1984 по 1985 открывали нескоростной магнитный челнок. В СССР с 1970 по 1980 проводились эксперименты по созданию «магнитных» поездов. Первую линию железной дороги с вагонами на магнитном подвесе начали строить в 1987 году, она должна была открыться в 1991 в Армении. Но землетрясение и военные конфликты заставили свернуть строительство.

Единственная на сегодня линия поездов на магнитной подушке линия находится в Китае. Она построена компанией Siemens и использует вагоны Transrapid. Линия была построена в 2002 году. Длина магнитной трассы — 30 километров, максимальная скорость поезда — 430 километров в час, время в пути — около 10 минут.

И, наконец, грандиозный проект, представленный Илоном Маском — тоже прямое продолжение идей Вейнберга. Посмотрим, сможет ли Илон Маск улучшить то, что придумал русский ученый. И, главное, вспомнит ли мир имя Бориса Вейнберга. Пока его носит только гора в Антарктиде.

 

 

Владислав Пирогов

Баннер с головоломкой про мэра Шамина появился на высотке в Северске - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru На самом высоком здании Северска появился баннер с загадкой про мэра города Григория Шамина, рассказал vtomske.ru председатель ТСЖ «Высотка» Владимир Петров.
19.01.2018 VTomske.Ru
19 января канал «Культура» и Ассоциация Science Slam Russia запускают совместный телепроект «Научный стендап», в котором слэмеры из разных городов презентуют зрителям свои научные исследования в формате стендап.
19.01.2018 Агентство новостей ТВ-2
Прокуратура Томска не нашла нарушений в показе фильма с ЛГБТ-фестиваля - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru Прокуратура Томска не обнаружила нарушений закона в показе фильма «Мэтт Шепард — мой друг», сообщается в официальном ответе ведомства на запрос редакции vtomske.ru.
19.01.2018 VTomske.Ru
Канал «Культура» и ассоциация Science Slam Russia запускают совместный телепроект «Научный стендап».
19.01.2018 Администрация Томской области
  При расчете рейтинга учитывались охват поддержки экспорта в регионе, количество «историй успеха» и новых экспортеров, география и объемы экспортных поставок и т.д.
19.01.2018 Томская ТПП
Вчера вечером, 17 января, на Гайдаровском форуме в Москве губернатор Томской области Сергей Жвачкин встретился с топ-менеджерами компании Cisco, с которыми обсудил перспективы технологического сотрудничества.
19.01.2018 Администрация Томской области
Вчера вечером, 17 января, на Гайдаровском форуме в Москве губернатор Томской области Сергей Жвачкин встретился с топ-менеджерами компании Cisco, с которыми обсудил перспективы технологического сотрудничества.
19.01.2018 Администрация Томской области
С 1 января 2017 года оплачивать пошлины на государственные услуги можно со «скидкой» 30%.
19.01.2018 УМВД Томской области
Преподавателей и сотрудников ТПУ приглашают посетить необычное интерактивное мероприятие в стенах комплекса музеев вуза, сообщает пресс-служба ТПУ.
19.01.2018 Агентство новостей ТВ-2
Губернатор Сергей Жвачкин наградил медалью «За достижения» ветерана районной печати Томской области Николая Кучереносова, который почти 30 лет из своих 66 возглавлял молчановскую газету «Знамя».
19.01.2018 Губернатор
С 1 января 2018 года с целью улучшения качества обслуживания в Отделении по вопросам миграции УМВД России по ЗАТО Северск Томской области (г.Северск, ул.
19.01.2018 УМВД Томской области
Из-за мороза автовокзал отменил вечерние рейсы до Красноярска, Мариинска и Новокузнецка - ГТРК ТомскАвтовокзал продолжает отменять часть вечерних рейсов из-за сильных морозов.
19.01.2018 ГТРК Томск
Губернатор Сергей Жвачкин наградил медалью «За достижения» ветерана районной печати Томской области Николая Кучереносова, который почти 30 лет из своих 66 возглавлял молчановскую газету «Знамя».
19.01.2018 Администрация Томской области
Водитель лесовоза погиб на трассе Томск — Мариинск - Агентство новостей ТВ-2Водитель КамАЗа с полуприцепом не справился с управлением, наехал на ограждение и опрокинулся в кювет на загородной трассе.
19.01.2018 Агентство новостей ТВ-2
JPG Файл - УМВД Томской области19 января около 12 часов 45 минут на проспекте Ленина, 281, произошло столкновение 5 автомобилей.
19.01.2018 УМВД Томской области
На трассе Томск-Асино погиб водитель лесовоза - ГТРК ТомскСегодня ночью на трассе Томск-Асино опрокинулся груженый лесовоз. В 03.15 оперативному дежурному ТО ПСС поступил вызов от службы 01 о том, что на 9 километре трассы Томск-Асино произошло ДТП.
19.01.2018 ГТРК Томск
 20 января и 25 января спектакль-эскиз "Яшка" - Томский областной краеведческий музейВ Томском областном краеведческом музее приступили к финальной части реализации уникального проекта «#Мария /Анна...17» Ближайшие показы спектакля 20 и 25 января Документальный спектакль,
19.01.2018 Томский областной краеведческий музей
Джаз-оркестру «ТГУ-62» исполнилось 55 лет - Tomsk.RuДжаз-оркестр «ТГУ-62» был создан на базе Томского государственного университета в 1962 году.
19.01.2018 Tomsk.Ru
Хор ветеранов села Комсомольск отпразднует 35-летний юбилей - ГТРК Томск28 января в поселке Комсомольск Первомайского района Томской области хор ветеранов "Лейся, песня" отметит 35-летний юбилей.
19.01.2018 ГТРК Томск
Весело, весело встретим Новый год! - Томская неделя
Весело, весело встретим Новый год!
Первый благотворительный бал в танцевальном клубе “Диамант — ТПУ” 23 декабря 2017 г. танцевальный клуб “Диамант — ТПУ” (Томск) провел новогодний бал в паркетном зале учебного корпуса № 8 Томского политехнического университета.
Томская неделя
Контрастные танцы
Началась эта красивая история 20 лет назад, в 1998 году, когда две подруги-хореографа, выпускницы Кемеровского института культуры Елена Весельева и Наталия Наумова, решили открыть собственную студию.
Красное знамя
Рождение литературной гостиной - Томское Предместье
Рождение литературной гостиной
№12/5.01.2018 В декабре в зоркальцевской библиотеке состоялась встреча любителей поэзии Анны Ахматовой.
Томское Предместье
Фигурное катание. Александр Лебедев – призер зонального первенства России! - SportUs.proВ Искитиме Новосибирской области состоялись зональные соревнования первенства России среди девушек и юношей старшего возраста по фигурному катанию.
20.01.2018 SportUs.pro
Лыжные трассы не пустуют - Томское Предместье№5/19.01.2018 13 января в с. Моряковский Затон состоялось личное первенство ДЮСШ № 1 Томского района по лыжным гонкам.
19.01.2018 Томское Предместье
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуВ городе Миасс Челябинской области завершились Кубок и Первенство России по слоупстайлу.
19.01.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Свет для лыжников
В Томске работают три освещенные лыжные трассы: на стадионах «Метелица» (ул.
Красное знамя
Собчак показали в Томске общежитие, где полвека не было ремонта - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru Кандидат в президенты РФ от партии «Гражданская инициатива» Ксения Собчак в ходе своего визита в Томск посетила ветхое общежитие на улице Железнодорожной,
19.01.2018 VTomske.Ru
В 2017 году правом на льготные лекарства воспользовались 74 206 человек. Они бесплатно получили медикаменты на сумму 881,6 млн рублей из бюджета.
19.01.2018 Администрация Томской области
Из-за мороза автовокзал отменил вечерние рейсы до Красноярска, Мариинска и Новокузнецка - ГТРК ТомскАвтовокзал продолжает отменять часть вечерних рейсов из-за сильных морозов.
19.01.2018 ГТРК Томск
Томичи окунаются в крещенские купели, несмотря на мороз - Tomsk.RuЖители Томска отмечают Крещение купанием в проруби. Как сообщает корреспондент портала Tomsk.ru, окунуться в купель на Белом озере пришли сотни томичей, их не испугал даже 30-градусный мороз.
19.01.2018 Tomsk.Ru
Спортивные мероприятия на 20 и 21 января - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуСуббота, 20 января В спортивном комплексе "Юпитер" состоятся игры школьной баскетбольной лиги Томской области КЭС-Баскет.
19.01.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту