Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

За сто лет до Илона Маска: как в Томске изобрели поезд будущего

Илон Маск, человек, сделавший состояние на высоких технологиях и предлагающий все более смелые проекты, стал «иконой» технологического прогресса. «Железный человек» современности подарил миру электромобили «Тесла», космическую программу SpaceX.

Недавно Илон Маск заявил, что в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско современной дорогой, а точнее — трубой, по которой с короткими интервалами будут ходить суперскоростные поезда, способные за каких-то полчаса пройти 500 километров. Однако мало кто знает, что Маск сегодня успешно претворяет в жизнь идеи человека, жившего 100 лет назад в Российской Империи, профессора Томского технологического института Бориса Вейнберга.

Наука не для пиара

Если проследить биографию Бориса Вейнберга, то можно увидеть, насколько близок по духу этот человек со своим современником Николой Теслой из США, и с нашим современником Илоном Маском. Русский ученый был автором целого ряда проектов и разработок, носивших статус «первый в Сибири» или даже «первый в Азии». Он интересовался не только физикой, но и географией, историей и другими дисциплинами. Всего за 15 лет жизни в Томске ученый сделал столько выдающегося, что некоторые не успевают за всю жизнь. Однако слава обошла Вейнберга стороной — он не заработал на своих идеях ни состояния, ни всемирной известности.

  Вейнберг приехал в Сибирь из Петербурга в 1909 году, чтобы преподавать в недавно открытом институте. До этого он учился, занимался наукой и преподавал как в столице империи, так и в Одессе. На момент прибытия в Томск Борис Петрович уже был профессором в ранге статского советника. В Томском технологическом институте он возглавил кафедру физики, а в Императорском университете читал лекции.

Будучи инициатором открытия в Питере высших женских курсов, Вейнберг решил продолжить свое дело в Томске и выступил с инициативой открыть такие же курсы здесь. Сибирские высшие женские курсы открылись через год после прибытия ученого.

Буквально через несколько месяцев после переезда в Сибирь профессор создал кружок воздухоплавания при Томском технологическом институте. Для понимания: это было начало XX века, на заре авиации, в глубинке империи. В итоге Вейнберг и его ученики добились выдающихся результатов: в 1912 они собрали рабочий планер с амортизаторами. Он был способен поднять двух человек в воздух.

А через год на купленном планере «Блерио» будущие авиаторы совершали практические полеты и устраивали шоу для местной публики. Интересный факт — членами кружка Вейнберга были Михаил Миль и Николай Камов. Спустя полвека они прославятся как авторы вертолетов Ми и Ка.

 

Поез д, который улетел

Идея создания поездов, которые бы двигались на магнитной подушке, в начале прошлого века буквально витала в воздухе. В мировой науке есть немало случаев, когда разработкой схожих технологий одновременно и независимо друг от друга занимаются ученые из разных стран. Так случилось и в этот раз: одновременно созданием технологии суперскоростных поездов занимались в США и в России.

Первым идею создания поезда, который бы двигался за счет магнитных полей, предложил студент-первокурсник Роберт Годдард в 1904 году. Предложил, и благополучно забыл о ней, так как молодого ученого больше заинтересовали ракеты.

Выдвинутая идея была подхвачена американцем французского происхождения Эмилем Башеле, который собрал свою модель, назвав ее «Летающий поезд». В 1910 Башеле подал заявку, а в 1912 году получил патент на свою разработку.

Экспериментируя с электрическим прибором, направленным на борьбу с приступами астмы, Башеле обратил внимание, что электричество воздействует на определенные кровяные клетки. Ученый пришел к выводу, что электроволны могут также действовать на металл, поднимая его на высоту и отталкивая его.

«В нашем понимании электричества мы еще маленькие дети, — рассказывал в июне 1914 журналистам Башеле. — Но мы движемся уверенными темпами. Наступает время летающих железных дорог. Пассажиры пока не смогут летать через пространство. Но перевозка товаров на скорости 300 миль в час — 10 часов от Нью—Йорка до Лондона скоро станет прорывом в торговле и промышленности всего мира».

 

 

Вот как описывается принцип работы поезда Башеле на портале «Популярная механика»:

«Поезд Башеле» имел электродинамическую подвеску. Судя по фотографиям в июньском номере «Scientific American» 1914 года, он поддерживался алюминиевыми пластинами, парящими над катушками электромагнитов. Тянули модель вагона катушки соленоидов».

Установка, которую демонстрировал Башеле, была не очень большой: вагончик должен был перемещаться на открытой местности, как бы парить в воздухе. А еще он разгонялся до немыслимой для маленькой модели скорости. Отчасти по этим причинам западный «Летающий поезд» однажды разогнался и просто вылетел в окно.

Разработка Башеле так и не пошла в серию, хотя и была «распиарена» на весь мир. Со временем ученый занялся другими делами. Так что, его идея «летающего поезда», прогремев во всех СМИ, улетела вникуда.

«Движение без трения»

Почти одновременно с западным коллегой эксперименты с магнитным полем и созданием модели «летающего поезда» в томской лаборатории начал Борис Вейнберг. Исследователь и его ученик Александр Добровидов приступили к сборке своей модели, когда Башеле еще ждал патента на свой поезд. А свою тщательно разработанную концепцию «летающего поезда» Вейнберг описал в лекции «Движение без трения», которую прочитал в Петербурге в марте 1914 года, за полгода до того, как свой вариант «магнитного поезда» представил мировой общественности и СМИ Башеле.

Идея так же, как и западному коллеге, пришла Вейнбергу случайно. Однажды он показывал студентам, как металлический сердечник втягивается соленоидом. Заинтересовавшись принципами движения под воздействием электромагнитного поля, Борис Петрович сконструировал модель.

Модель вагона весом в десять килограммов была помещена в 20-метровую медную трубу диаметром. Труба была закольцована, в ней создавались магнитные поля, движущие поезд.

Вот, как описывает свой эксперимент сам Борис Вейнберг:

«Лабораторные опыты, которые я производил последние 2—3 года, показали полную возможность разогнать, при помощи соленоидов со сравнительно небольшим числом витков и пользуясь довольно слабыми токами вагон около десяти килограмм весом внутри медной трубы диаметром 25 сантиметров, подхватить его с полу электромагнитами во время движения и заставить двигаться далее, не касаясь стенок, а также сворачивать его с пути. Правда, опыты, эти пока, за недостатком средств, производились в воздухе, но при тех сравнительно небольших скоростях — порядка нескольких метров в секунду, — какие можно осуществлять при небольшом пространстве для разгона, около одного метра, сопротивление воздуха значения не имеет».

За два года экспериментов Вейнберг разогнал свою модель до шести километров в час, что при тогдашних технологиях и небольшими габаритами экспериментальной установки могло считаться впечатляющим результатом. 

Магнитоплан, как назвали разработку томича американские журналисты, должен был стать быстрее западного конкурента и разгоняться до 800—1000 километров в час. По расчетам Вейнберга, вагоны «обоймами» должны были подтягиваться к трубе, по которой потом бы двигались. Подтягивать помогали бы мощные электромагниты. Подтянутые к старту вагоны должны были «выстреливаться» в трубу соленоидными устройствами, так сказать, электромагнитным «орудиями». Вдоль трубы также располагались соленоиды. С их помощью вагоны бы останавливались и ускорялись, меняли траекторию движения. Благодаря создаваемому электромагнитному полю, вагоны бы не ударялись о пол, потолок и стенки трубы. Они бы левитировали в трубе. Также отсутствие воздуха внутри трубы гасило бы воздушное сопротивление и ускоряло вагоны. Вейнберг настолько тщательно продумал, как будут двигаться вагоны, что схемы, которые он показывал на лекциях, предусматривали движение вагонов даже по изогнутой трубе.

По ходу движения предусматривались остановки — промежуточные станции. О приближении вагонов на них сообщалось заранее. Предусматривались специальные камеры, куда вагоны бы загонялись для разгрузки. И каждое движение регулировали бы электромагниты.

Пассажиры вагонов должны были полулежать в вагоне. Возможно, это было сделано для безопасности людей и увеличения аэродинамики, ведь скорость реального магнитоплана должна была быть очень большой. Внутри вагонов планировалось создать все условия для удобного перемещения. Помимо подачи электричества, пассажирам должен был подаваться кислород, откачиваться углекислый газ.

Вейнберг считал, что одна такая установка будет пропускать 17 тысяч вагонов в сутки, то есть, на огромной скорости в день могли перемещаться несколько тысяч человек.

Взгляд сквозь года

В своих изысканиях Вейнберг как будто глядел в будущее. Лекцию «Движение без трения» ученый начал с прогнозов. За несколько месяцев до Первой мировой он предсказал, что через 300 — 400 лет загрязнение воздуха, ускоряющийся ритм жизни и рост населения приведет к страшным проблемам экологии. И придется сажать больше растений.

Предсказывал томский ученый и исчерпание ресурсов, например, угля и леса. Нехватка их в будущем, считал исследователь, заставит людей создавать технологии получения

энергии и солнца и ветра. Именно в использовании солнечной энергии Вейнберг видел путь дальнейшего развития технологий.

«Лет через 200 — 300 запас каменного угля будет почти исчерпан — и каменноугольный период жизни человечества с каменноугольными копями, с покрытыми угольною пылью углекопами и кочегарами, с коптящими небо трубами паровозов, пароходов и фабрик, с закопченными машинистами канет в вечность, и должен будет смениться лучисто-солнечным периодом в жизни человечества, периодом, когда человечество будет непосредственно утилизировать лучистую энергию солнца», — говорил Вейнберг 113 лет назад.

Даже сейчас, спустя век, лекция Вейнберга кажется современной и актуальной. Ученый, по сути, предсказал создание технологий, которые активно продвигает на рынке сейчас Илон Маск, электромобилей и проекта Solar city, с его солнечными батареями на крышах домов.

«Мечтал я и делал теоретические расчеты — и продолжаю мечтать и делать расчеты, — рассказывал столичным студентам Вейнберг. — О зданиях, сложенных на железной основе из сверх-пустотелых кирпичей, почти лишенных теплопроводности,— из стеклянных полых прямоугольных параллелепипедов, из которых выкачан воздух, как в сосудах Дьюара, — о светлых, прозрачных, легких зданиях, которые не пришлось бы отапливать, а только вентилировать, о зданиях в которых солнечный свет не будет давать жить зловредным микробам. В настоящее время, пока топливо дешево, и термоткань и даже мечты о зданиях типа Дьюара — роскошь, и, вероятно, все это и останется роскошью, так как на смену ныне дешевого топлива придет дешевая тепловая энергия, полученная от лучистой энергии солнца».



Наследие

Дальнейшая судьба сибирского Илона Маска, как и многих граждан Российском Империи того времени, была трагичной: сначала началась Первая Мировая война, потом грянула революция, научные проекты отошли для страны на второй план, и Вейнберга с его великими идеями никто, кроме студентов, не слушал.

В 1924 году ученый перебрался в Ленинград, где продолжил научную работу. Во время Великой Отечественной он жил в осажденном немцами Ленинграде, также как и все, терпел голод и лишения, и, как «специалист по льдам», участвовал в строительстве «Дороги жизни». К сожалению, до прорыва блокады Борис Вейнберг не дожил: ученый умер от истощения, и был похоронен в братской могиле в Ленинграде.

Идеи Вейнберга, записи его лекций и описания экспериментов были доступны широкой публике и широко разрекламированы в мировых СМИ. Поэтому неудивительно, что ими воспользовались специалисты из разных стран. Так, уже в 80-х годах прошлого века немецкая компания Transrapid построила в Германии две трассы, на которых курсировали «магнитные» поезда, испытательную и публичную. Испытательную закрыли в 2011 по истечении лицензии, публичную — в 1991 году, из-за решения властей восстановить метро. В Великобритании с 1984 по 1985 открывали нескоростной магнитный челнок. В СССР с 1970 по 1980 проводились эксперименты по созданию «магнитных» поездов. Первую линию железной дороги с вагонами на магнитном подвесе начали строить в 1987 году, она должна была открыться в 1991 в Армении. Но землетрясение и военные конфликты заставили свернуть строительство.

Единственная на сегодня линия поездов на магнитной подушке линия находится в Китае. Она построена компанией Siemens и использует вагоны Transrapid. Линия была построена в 2002 году. Длина магнитной трассы — 30 километров, максимальная скорость поезда — 430 километров в час, время в пути — около 10 минут.

И, наконец, грандиозный проект, представленный Илоном Маском — тоже прямое продолжение идей Вейнберга. Посмотрим, сможет ли Илон Маск улучшить то, что придумал русский ученый. И, главное, вспомнит ли мир имя Бориса Вейнберга. Пока его носит только гора в Антарктиде.

 

 

Владислав Пирогов

Школьник из Первомайского района собирает информацию об односельчанах, воевавших в Первую мировую войну - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту«Пусть безвестные станут известны!» - так называется социальный проект Владимира Мартыненко, ученика первомайской средней школы.
22.11.2017 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Как сообщают в пресс-службе администрации Томской области, чтобы принять участие в соревновании лучших слэмеров страны в сфере Nano 4 декабря в Москве, Николай должен войти в пятерку финалистов в онлайн-голосовании.
21.11.2017 Агентство новостей ТВ-2
Акция «Безопасный лед» стартовала в Томской области - ГТРК ТомскВ рамках I этапа акции «Безопасный лед», проводимой в период с 20 по 26 ноября, будет организовано проведение профилактических мероприятий по 870 маршрутам, на которых находятся 44 образовательных учреждения,
21.11.2017 ГТРК Томск
Чемпионат Сибири по кудо прошёл в Томске - ГТРК ТомскКудо - это один из видов восточных единоборств, сочетающий в себе различные техники ведения боя.
21.11.2017 ГТРК Томск
В этом году на обеспечение жильем молодых семей в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» регион направил 59,1 млн рублей, в том числе 21,7 млн рублей — из федерального бюджета,
21.11.2017 Красное знамя
Власти планируют отказаться от долевого участия при строительстве жилых домов.
21.11.2017 Красное знамя
В галерее «Орнамент»  пройдет выставка работ детей с аутизмом - Tomsk.RuДетство обычно связывают с творчеством. А для многих детей с  аутистическими расстройствами творчество – это один из способов общения с людьми, этим они выражают то, что не могут сказать.
21.11.2017 Tomsk.Ru
Администрация городского округа Стрежевой информирует население о передаче в собственность по договору купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства,
21.11.2017 Администрация г.о. Стрежевой
Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области признало ненадлежащей рекламу пивоварни, размещенную в сентябрьском номере журнала «Дорогое удовольствие».
21.11.2017 УФАС России
5-й ежегодный европейский конгресс по клиническим и трансляционным наукам (EUSTM-2017) состоялся в Берлине - Исследовательский медицинский центрС 20 по 22 октября в Берлине состоялся 5-й ежегодный Европейский конгресс по клиническим и трансляционным наукам (EUSTM-2017), организованный Европейским обществом трансляционной медицины.
21.11.2017 Исследовательский медицинский центр
И.о. декана ФИТ Станислав Шидловский - ТГУ22-25 ноября на базе Томского государственного университета пройдет Международный форум «Интеллектуальные системы 4-й промышленной революции».
21.11.2017 ТГУ
2 декабря состоится SMM-meeting PRO SMM! - Малый и средний бизнесКак продвигать бизнес в сети, почему соц.сети не продают? Какие ошибки мы делаем ежедневно, почему «красивый контент» не панацея?
21.11.2017 Малый и средний бизнес
Команда из ТПУ вошла в число лучших на всероссийском конкурсе дронов - ТПУНа базе Московского физико-технического института прошел первый этап открытого всероссийского конкурса «Аэробот» Фонда перспективных исследований на лучшее решение в области программно-аппаратного обеспечения для автоном
21.11.2017 ТПУ
Городской портал Tomsk.Ru. СК выясняет, было ли превышении самообороны в деле о покушении томск новости - Tomsk.RuСотрудники регионального управления СК, в рамках расследования уголовного дела о покушении на убийство , дадут правовую оценку действиям мужчины, ставшего жертвой нападения,
22.11.2017 Tomsk.Ru
В Ленинском районе г.Томска вынесен обвинительный приговор томичке, обманом похитившей у малолетнего ребенка сотовый телефон - Прокуратура Томской области  Ленинский районный суд г.Томска признал жительницу областного центра виновной в совершении преступления,  предусмотренного ч.2 ст.159 УК РФ (мошенничество, т.е.
21.11.2017 Прокуратура Томской области
Городской портал Tomsk.Ru. Татьяна Домнич выступила с последним словом на суде по делу о растрате томск новости - Tomsk.RuЭкс-заммэра Томска по социальной политике Татьяна Домнич произнесла последнее слово на судебном заседании по уголовному делу о растрате бюджетных средств в стоматологической поликлинике,
21.11.2017 Tomsk.Ru
Маски-шоу на территории базы отдыха - Томская неделя
Сила ксивы
В попытке рейдерского захвата базы отдыха “Ивушка” принимало участие немало лиц, причем самых неожиданных… Поживиться слетелись и “коршуны в мундирах”.
Томская неделя
Ложный донос
В городе Кедровом 52-летняя местная жительница осуждена за заведомо ложный донос о совершении преступления сотрудником полиции.
Красное знамя
Приговор группе
Колпашевский городской суд вынес обвинительный приговор шести жителям района, которые являлись членами преступной группы  и совершили ряд преступлений.
Красное знамя
В Зырянском состоялась презентация нового оборудования - Единая РоссияВ минувшую пятницу,17 ноября,  в селе Зырянском, в концертном зале «Радуга», состоялась презентация нового светового оборудования,
21.11.2017 Единая Россия
Игральными картами Вячеслав увлекся в студенчестве. И, что называется, попал в масть.
21.11.2017 Красное знамя
Лучшие танцевальные коллективы Томска сегодня дадут благотворительный концерт - ГТРК ТомскПомощь требуется семнадцатилетнему Амиру Вадилову. Несмотря на диагноз ДЦП, юноша является участником народного ансамбля горского танца "Даймохк".
21.11.2017 ГТРК Томск
Тринадцать призов
Воспитанники муниципальной детской школы искусств № 4 завоевали 13 призовых наград на Международном конкурсе инструментального и вокально-хорового исполнительства «Серебряный камертон» в Санкт-Петербурге.
Красное знамя
Сибирский тур
18 и 19 ноября на сцене Органного и Большого концертного залов состоится XXI отборочный тур международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада».
Красное знамя
Мамонтова, 5 а - Томская неделя
Томский иллюзион…
Иллюзионизм — цирковой жанр, название которого происходит от французского слова “illusionner” — “вводить в заблуждение”.
Томская неделя
С юбилеем, Игорь Владимирович! - ФК ТомьСегодня – серьезный 50-летний юбилей у спортивного директора ФК «Томь» Игоря Владимировича Кудряшова, с чем мы его от души и поздравляем!
22.11.2017 ФК Томь
Скалолазание. От мала до велика! - SportUs.proНа скалодроме 9 корпуса ТПУ прошли крупнейшие городские соревнования по скалолазанию.
22.11.2017 SportUs.pro
Сегодня пройдет итоговый оргкомитет первенства мира по плаванию в ластах - Администрация Томской областиСегодня, 21 ноября, в 16 часов в малом зале обладминистрации (4-й этаж) заместитель губернатора по внутренней политике Сергей Ильиных по поручению главы региона проведет итоговый оргкомитет первенства мира по плаванию в ластах.
21.11.2017 Администрация Томской области
ПОДМОСКОВНОЕ КРУШЕНИЕ НАДЕЖД
В субботу наша «Томь» играла очередной матч первенства ФНЛ в подмосковных Химках, куда зима еще толком не добралась.
Красное знамя
ЧЕМПИОНСКИЙ ХАРАКТЕР
В ноябре были подведены итоги футбольного сезона, и главный большой красивый кубок чемпионов области вручен команде «Томское пиво».
Красное знамя
Cобрали болельщики
Во время домашних матчей ФК «Томь»  болельщики пожертвовали 230 тысяч рублей на лечение       и реабилитацию тяжелобольных детей.
Красное знамя
В Томске возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство мужчины - Следственный комитетСледственными органами Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство мужчины в г.Томске (ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ).
21.11.2017 Следственный комитет
Городской портал Tomsk.Ru. Татьяна Домнич выступила с последним словом на суде по делу о растрате томск новости - Tomsk.RuЭкс-заммэра Томска по социальной политике Татьяна Домнич произнесла последнее слово на судебном заседании по уголовному делу о растрате бюджетных средств в стоматологической поликлинике,
21.11.2017 Tomsk.Ru
По результатам вмешательства прокуратуры Зырянского района Томской области детским социальным центром прекращены трудовые отношения с педагогическим работником, имевшим судимость за тяжкое преступление против жизни и здоровья человека - Прокуратура Томской областиПрокуратура Зырянского района Томской области проверила соблюдение трудового законодательства в ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Родник».
21.11.2017 Прокуратура Томской области
IV Открытый фестиваль ледовой скульптуры «Хрустальный Томск» пройдет в Томске с 10 по 17 декабря 2017 года на площади Ново-Cоборной.
21.11.2017 Администрация г.Томск
Эксперты выбрали для очного этапа 25 лучших российских практик профориентации молодежи.
21.11.2017 Администрация Томской области