На местном уровне необходимо проводить более активную информационную работу с населением по программам капремонта и расселения аварийного жилья. Нельзя подходить к планированию программы капремонта формально и тратить деньги на фактически аварийные дома, которые вскоре будут снесены. Такое мнение высказал эксперт Общероссийского народного фронта, председатель Томского союза собственников жилья, руководитель проекта «ЖКХ-Контроль» в Томской области Чингис Цыренжапов.
«В ходе проверок работ по капремонту многоквартирных домов в муниципальных образованиях региона, с одной стороны, мы видим, что требования к подрядным организациям постоянно растут, ведется предварительный отбор подрядчиков. Повышается качество выполняемых работ, меньше вопросов возникает по срокам. С другой, по-прежнему сталкиваемся с фактами нерачительного подхода к выполнению программы капремонта домов. У всех без исключения участников процесса капремонта должно быть понимание, что региональный фонд капремонта домов – это фактически народный бюджет», – сказал Чингис Цыренжапов.
По мнению эксперта ОНФ, органы местного самоуправления не всегда чувствуют себя полноправными участниками региональной системы капремонта и не играют в должной мере роль ключевой фигуры в процессе планирования при включении многоквартирных домов в краткосрочные планы капремонта.
«Местная власть и региональный оператор должны очень ответственно проводить работу по формированию этих планов. Муниципалитетам важно не смешивать проблему ликвидации аварийного жилья с реализацией программы капремонта. И оператору, и муниципалитетам необходимо знать техническое состояние «предремонтного» жилищного фонда, быть в постоянном диалоге с жителями этих домов, искать компромиссные решения. Не должно быть ситуаций, когда по рекомендации местных администраций дома включаются в планы капремонта, на них оформляется проектно-сметная документация, а затем эти дома официально признаются аварийными», – пояснил Цыренжапов.
По словам эксперта ОНФ, местные власти, не имея средств на работу с аварийным жильем, вынуждены запускать механизм расходования денег «народного бюджета» на латание дыр, на капремонт полуаварийных, обветшалых домов, допуская, что через несколько лет их придется сносить и расселять.
«И оператору, и муниципалитетам нужно вести информационно-разъяснительную работу с населением на местах. Ведь после детальных разъяснений сами жители фактически аварийных домов отказываются от проведения капремонта дома в пользу его расселения. Тем более что новая федеральная программа по расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 г., в настоящее время разрабатывается. Кроме того, надо рассказывать жителям определенных категорий домов о возможности собирать и вкладывать собственные средства в техническое обследование ветхих и предаварийных конструкций (там, где просматриваются признаки угрозы безопасности жизни или здоровью граждан) для того, чтобы дом как можно скорее включили в краткосрочный план капремонта. Подобные обследования производят экспертные проектные организации по заявкам собственников жилья. В таком случае у местных администраций будет законное обоснование включить данный дом в план капитального ремонта на ближайшие годы», – подчеркнул Чингис Цыренжапов.
Озвученные проблемы представитель Народного фронта планирует поднять на «Форуме Действий» ОНФ «Россия устремленная в будущее», который пройдет 18-19 декабря в Москве.