Учитель г. Северска Куренкова В. А. будет представлять Сибирский федеральный округ на финальном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в г. Москве.

28 сентября 2018 г. в Иркутской женской православной гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы подвели итоги II межрегионального этапа XIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя».

В 2018 году на региональный этап Сибирского федерального округа поступило 39 работ от 65 участников из шести сибирских регионов. В финал прошли 9 работ и 21 участник из Красноярского края, Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, которые представили наибольшее количество работ. Конкурс проводился при поддержке министерства просвещения Российской Федерации и аппарата полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе под патронатом епархии Русской Православной Церкви.

С благословения Митрополита Томского и Асиновского Ростислава, при активном содействии руководителя отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии протоиерея Александра Атаманова, при поддержке настоятелей северских храмов протоиерея Дионисия Степанова и протоиерея Димитрия Сергеева честь представить Томскую епархию была предоставлена Виктории Александровне Куренковой, учителю русского языка и литературы МАОУ «Северский физико-математический лицей» (директор И. А. Дроздова).

В. А. Куренкова представила перед педагогическим сообществом опыт сотворчества, соработничества Департамента общего образования Томской области с Томской митрополией в организации помощи педагогам в деле просвещения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Томская область, как одна из немногих, первой вступила в апробацию курса «Основы религиозных культур и светской этики». С 2011 по 2013 годы дважды томские педагоги и муниципальные методические службы были награждены Владыкой Ростиславом поездкой в Иерусалим за свой подвижнический труд.

В 2017 году координатором Межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» был Томск. И сегодня все участники-гости из других городов Сибирского федерального округа, кто ежегодно посещают данное мероприятие, отмечают уникальность опыта Томской епархии в создании музея при Томской Духовной семинарии, с благодарностью вспоминают экскурсию, проведённую митрополитом Ростиславом. Самое главное в этом опыте, что музей всегда открыт для школьников Томской области, а экскурсии в нём проводят семинаристы. Разработанная Татьяной Александровной Тужиковой модель музейной педагогики признана экспертами конкурсов прошлых лет. И опыт проведения экскурсий в Музей духовной семинарии востребован педагогами Томской области.

Уникальность опыта Томской области в деле воспитания подрастающего поколения отражается и в сфере медиаобразования на основе духовности и нравственности. Детским пресс-центром за 6 последних лет создана летопись Дней славянской письменности и культуры, ежегодно проводится олимпиада по журналистике «Информационная этика» в рамках Макариевских образовательных чтений. Все тексты участников этих событий публикуются в культурно-просветительском журнале «Воскресные чтения».

Все участники события с радостью делились своим опытом сотрудничества с Русской Православной Церковью, рассказывали о методах и приёмах, используемых в благом деле образования подрастающего поколения, анализировали и выявляли ресурсы в достижении общей цели: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка.

Зачем педагогам нужны такие встречи?

Это не только обмен опытом, выявление лучших практик духовно-нравственного воспитания молодёжи, но и поиски ответов на волнующие всех вопросы:

— Почему часто мы слышим, что церковь отделена от государства?

— Почему родители предпочитают выбирать «Светскую этику», которая делает акцент на свободе выбора между добром и злом? Что может выбрать ребёнок, в ком не заложены духовно-нравственные скрепы, кто не воспитан в традициях истинных ценностей? Конечно, зло. Ведь плохим быть легко.

— Как научить родителей не бояться выбирать модуль «Основы православной культуры», потому что православная культура рассказывает о том, как душа обязана трудиться, чтобы победить в себе зло, а дети росли на утешение и радость родителям? Ответы на волнующие вопросы прозвучали в выступлениях на пленарном заседании.

Со словами приветствия и благодарности к собравшимся обратился Абрусевич Андрей Михайлович, главный Федеральный инспектор по Иркутской области, отметив, что «Иркутской области необходимы такие учителя, которые укрепляли бы нравственность подрастающего поколения, способствовали бы развитию лучших ценностей нашей нации».

Церемонию награждения победителей  возглавили министр образования Иркутской области Перегудова Валентина Васильевна и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Иркутской епархии протоиерей Владимир Килин. Валентина Васильевна тепло поблагодарила победителей конкурса за веру в учеников и отличное качество образования, поздравив их с заслуженной наградой, а также в преддверии наступающего профессионального праздника пожелала всем педагогам творческих сил, хороших учеников, благодарных родителей и мудрых руководителей.

Всех ждал и творческий подарок – концерт, организованный силами церковного хора Православной женской гимназии, хора Свято-Троицкого собора города Ангарска и танцевального ансамбля школы 23 г.Иркутска.

Пленарное заседание познакомило присутствующих с жизнью и деятельностью иркутских архиереев в XVIII веке (докладчик Санников Александр Павлович, к.и.н., доцент кафедры истории России, зам. декана по экономическим вопросам ИГУ исторический факультет), основами и критериями духовно- нравственного воспитания (докладчик протоиерей Борис Пивоваров, учитель истории высшей квалификационной категории, доктор богословия, г.Новосибирск), опытом работы, проблемами и перспективами  работы отделов религиозного образования и катехизации Братской и Саянской епархий (доклады иерея Антония Васильева (Братская епархия), иерея Владимира Данилко и игумена Николая (Микушина) (Саянская епархия).

Были обозначены общие проблемы, решение которых возможно только в результате совместных усилий и совместной деятельности государственных и церковных образовательных структур: принцип светскости образования, который часто приводит к конфликту между ценностями семьи и школы и нарушению свободы выбора семьей религиозного образования для своего ребенка; отчуждение и недопонимание на местном уровне в процессе ежедневной работы отделов религиозного образования с директорами и учителями школ в вопросах выбора модуля в рамках ОРКиСЭ на родительских собраниях в школах. Грустную улыбку вызвало обобщение, сделанное священником Борисом Пивоваровым: «Необыкновенные приключения ОПК в России».

Также был представлен успешный опыт решения подобных проблем через подписание Соглашения о сотрудничестве не только между Департаментами и Центрами развития образования и Епархией, но и между Епархией и школами, что снимает барьеры и даёт школам возможность уверенно и без страха обогатить свой опыт работы и получить нужные результаты в процессе воспитания за счёт объединения сил школы, семьи, государства и Церкви.

Процитировав академика Д.С.Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!» —  Борис Пивоваров сказал: «Для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, нужно не бояться и «выбирать достойное, а не легкое». Действительно, привычные ещё с советских и перестроечных времён формы деятельности хорошо известны, но не всегда достаточны при решении задач духовно-нравственного воспитания. Подмена смыслов слов в результате смены идеологий приводит не только к путанице понятий, но и к хаосу в душах и разрушениям в системе. А жизнь так устроена, что новое и лучшее, начиная с самого процесса рождения, приобретается ценой честного выбора, труда и усилий.

Плоды такого выбора и труда были представлены участниками семинара в процессе работы секций, отражающих практический опыт педагогической деятельности:

Секция 1. Вопросы организации духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Секция 2. Практика реализации программ духовно-нравственного и гражданского воспитания детей и молодёжи

Секция 3. Особенности организации образовательного процесса на примере предметов: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Результатом работы секций стало подведение итогов:

Реализация программ духовно – нравственного воспитания должна наполняться конкретными смыслами и методиками.

Духовно – нравственное воспитание должно стать системным и проводиться на всех ступенях образовательно-воспитательной цепочки, начиная с детских садов, продолжаться в семье, школе и вузе.

Сейчас понятия «духовное» и «нравственное» воспитание часто подменяют друг друга. Необходимо вернуться к пониманию их неискаженных смыслов и свести воедино.

Для этого необходимо в обществе работать над преодолением архаичного отношения к Церкви, помогать понимать смысл ее служения.

Сотрудничество семьи, школы, государства и Церкви должно стать приоритетным и осознанным для всех сторон этого взаимодействия как союзников в процессе духовно – нравственного воспитания детей и молодёжи.

Закрытие II межрегионального этапа XIII Всероссийского конкурса, где собрались представители из разных городов Сибирского Федерального округа, для кого дело воспитания  ребёнка стало делом служения собственной жизни, проходило  на базе Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Общая трапеза и поездка на экскурсии в Казанский храм, Лимнологический музей и поселок Листвянка стали заключительным аккордом праздника, подарив надежду на дальнейшие встречи и сотрудничество, так как традицией воспитания на Руси всегда был и принцип общности, соборности, когда не ученость и разум, но именно внутренняя порядочность, милосердие и любовь были критерием нравственного поведения русского человека перед лицом ближнего, а совесть признавалась мерилом всех вещей как «голос Бога в сердце человека», как внутренний закон, который даёт человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Наши предки вырастали на педагогике Константина Дмитриевича Ушинского, убеждённого в том, что «нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития», но что «нравственное чувство живёт в каждом из нас так же точно, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства, в виде микроскопических зародышей, рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие и нежнейшие растения».

То есть нравственность не может возникнуть от знаний, где и как необходимо поступать, почему и недостаточно усвоения человеком правил светской этики. Даже самые лучшие образцы и правила поведения «извне» могут остаться чужими для человека, отвергаться или признаваться формально, исполняться лишь внешне или ради какой-то корыстной цели.

Тогда отчего же возникает нравственность? К. Д. Ушинский говорил, что нравственность уже «живёт в каждом из нас». В нас живёт наша душа, которая уже знает, «что такое хорошо и что такое плохо» по нравственному закону совести – голоса Бога в человеке, но человек может как воспитывать себя в стремлении соответствовать благородству и красоте этого закона, так и отвергнуть его и перестать слышать этот голос. Подвиг каждого из нас – взращивать в себе свою душу. И чем больше будет приближаться душа к чистоте, тем больше будет возникать собственная потребность поступать нравственно. И нравственный подвиг учителя – помочь себе и детям выбрать и понять, что «нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть» и что это составляет «главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» (К.Д.Ушинский). Выбрать, понять и двигаться дальше в этом направлении, выбрав «не лёгкое, но достойное».

Работа учителя русского языка и литературы МАОУ Северский физико-математический лицей Куренковой Виктории Александровны  «И один в поле воин». Эпиграф: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи» будет представлять Сибирский федеральный округ на финальном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в г. Москве.  Поздравляем победителя!

По материалам официального сайта ОРОиК Томской епархии.

 
По теме
Учитель физической культуры Академического лицея Александра Скворцова стала победителем  регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель здоровья России – 2018»  и представит область в финале,
В пятницу, 28 сентября, в 15 часов в Доме приемов Томской области (ул. Белинского, 72) будут подведены итоги конкурса «Лучшие товары и услуги Томской области» и регионального этапа конкурса «100 лучших товаров России».
Педагог-психолог детского сада № 48 Динара Назмутдинова представит Томскую область на всероссийском этапе конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2018».
Накануне Дня учителя губернатор подписал распоряжение о награждении персональными премиями 15 педагогов школ, гимназий и лицеев — победителей областного конкурса среди учителей.
Накануне Дня учителя томский губернатор Сергей Жвачкин подписал распоряжение о награждении персональными премиями 15 педагогов школ, гимназий и лицеев — победителей областного конкурса среди учителей.
Накануне Дня учителя томский губернатор Сергей Жвачкин подписал распоряжение о награждении персональными премиями 15 педагогов школ, гимназий и лицеев — победителей областного конкурса среди учителей.
Второй год в Томской области проходит региональный конкурс «Лучший наставник», который объединяет региональные практики сопровождения молодых учителей в школах Томской области.
   23 марта 2024 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Филарета (Тихонова) , клирика  Коломенской епархии ,
   23 марта 2024 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Филарета (Тихонова) , клирика  Коломенской епархии ,
17 марта, по окончании Божественной Литургии, в воскресной школе  храма Успения Божией Матери с. Бакчар для детей, родителей, прихожан прошел праздник «Семейная Масленица».
Зима — время для путешествий по Нарымскому краю. О своем опыте паломничества в Свято-Никольский женский монастырь с. Могочино рассказывают учителя и воспитанники воскресной школы Вознесенского кафедрального собора г. Колпашево.
450 лет назад благодаря стараниям диакона Ивана Федорова, ученого, изобретателя и выдающегося человека своего времени, была издана первая печатная азбука для обучения письму и чтению.
450 лет назад благодаря стараниям диакона Ивана Федорова, ученого, изобретателя и выдающегося человека своего времени, была издана первая печатная азбука для обучения письму и чтению.
В институте прошло совместное занятие - Томский ИПКР ФСИН России 28 марта 2024 года в рамках взаимодействия с Томской Епархией Русской Православной Церкви в целях повышения качества подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации руководитель отдела по взаи
Томский ИПКР ФСИН России
Нехватка медиков сложилась в Стрежевом. Часть пациентов направляют в Томск и ХМАО - News.VTomske.Ru Дмитрий Кандинский / vtomske.ru В Стрежевом на севере Томской области не хватает медиков — приоритетная потребность во врачах в городской больнице составляет 13 специалистов, медицинских сестер и фельдшеров недостает 32,
News.VTomske.Ru
Увеличить - Законодательная Дума В Парабели при поддержке депутата Владислава Бородина состоялся областной этап фестиваля ветеранских хоровых и вокальных коллективов «Салют, Победа!», который посвящен приближающемуся Дню Победы.
Законодательная Дума
электронный каталог - МИБС г. Томска 31 марта в 11:30 муниципальная библиотека «Юность» приглашает всех желающих на заседание «Клуба любителей чтения хороших книг».
МИБС г. Томска