Не так давно в Томском областном художественном музее открылась выставка работ талантливого томского художника Сергея Рукавишникова — “Маргиналия”. Изначально понятие “маргиналии” в переводе с латинского означало “пометки”, а также рисунки и символы на полях средневековых книг и рукописей.
Средневековые книги, как правило, носили религиозный характер, их писали или переписывали со старых образцов вручную, придерживаясь определенных канонов. Обычно это занятие доверяли монахам. Так вот, в рисунках на полях монахи могли позволить себе чуть больше, чем позволял канон. Чуть позже “маргиналией” называли заголовок, вынесенный на поля книги или журнала. При этом стилистически он мог совершенно не соответствовать общей концепции оформления произведения. Это могли быть и заметки читателя о произведении.
В наши дни это понятие совершенно поменяло свой первоначальный смысл и носит негативный окрас. Тем не менее ядро семантики: “поверх границ”, “за рамками” зачастую привлекает многих творческих личностей. В особенности это касается тех людей, которые активно следят за развитием социальных процессов, размышляют о месте человека в современном обществе, новых ценностях и потребностях различных социальных групп.
Томский художник-график Сергей Рукавишников относится именно к таким творческим личностям. Для понимания работ Рукавишникова требуется внимание к деталям, умение видеть не только лежащее на поверхности, но и то скрытое, что таится между строк. Метафоричность, неоднозначность, глубокие философские смыслы — все это заключают в себе работы талантливого томского художника. На графических листах Рукавишникова много свободного места, он как бы приглашает своих зрителей сделать те самые “пометки на полях”, домыслить, доразвить предлагаемый сюжет.
Концепция большей части графических работ Рукавишникова — свободный, независимый от большинства взгляд на какую-либо идею или явление.
Внимательно присмотревшись, понимаешь, что все работы Рукавишникова из серии “Маргиналия” незримо связаны одной сюжетной линией. Большая и глубокая тема, словно разбита на множество интерпретаций и сюжетных поворотов. Несмотря на то, что работы выполнены автором в графической манере и являют собой преимущественно черно-белые изображения, их сюжетные высказывания очень колоритны и красноречивы. Образы и впечатления, оставшиеся после просмотра выставки, словно оживают, и вот уже зритель сам додумывает сюжет, наполняя его красками, звуками и даже запахами. Так, например, работа “В окопах”, отображающая самодельного ангела, сделанного солдатом наспех из старой, рваной перчатки. За спиной ангела угадываются импровизированные крыльями из грязных нитей, а над головой нимб, скрученный из маленького куска проволоки. Сырые, ослизлые окопы, оглушающий шум металлических гусениц, а высоко над всем этим раскинулось бескрайнее небо и яркое солнце, и, быть может, погожий весенний день.
В работах Сергея Рукавишникова часто угадываются моменты символизма и сюрреализма, иногда они соединяются. Но сам автор любит шутить, что инициалы его имени — Сергей Юрьевич Рукавишников — С.Ю.Р. — и есть то самое, что ему предназначено судьбой.
Более подробно ознакомиться с работами талантливого томского художника-графика Сергея Рукавишникова вы можете на выставке “Маргиналия”, работающей в Томском областном художественном музее до конца августа.
Свои отзывы и комментарии вы можете оставлять на официальном сайте газеты “Томская неделя”: http://tomskw.ru/
Ирина Лугачёва Для справки: Сергей Юрьевич Рукавишников:
Родился в Томске.
В 1989 г. закончил факультет иностранных языков Томского Государственного Педагогического института.
Художник-самоучка.
Персональные выставки:
Групповые выставки: