На продукты и коммуналку

  Больше половины вузовских преподавателей считают свою зарплату достаточной лишь для покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг и вынуждены искать дополнительные источники дохода, а каждый пятый педагог указывает на снижение зарплаты за последние пять лет работы при сохранении нагрузки. Об этом говорят результаты опроса, проведенного в ноябре экспертами Общероссийского народного фронта (ОНФ). Система «эффективного контракта» в ее нынешнем виде не обеспечивает защиту трудовых прав преподавателей вузов и нуждается в пересмотре, считают они.

Эксперты ОНФ провели опрос в 80 регионах России как раз с целью выявить реальный уровень их заработной платы и нагрузку по разным видам педагогической деятельности. Задачей мониторинга было также составить картину отношения вузовской педагогической общественности к ходу реализации указа президента России, лидера ОНФ Владимира Путина о повышении к 2018 г. средней заработной платы преподавателей вузов и научных сотрудников до 200% от средней зарплаты по региону. В опросе приняли участие более 500 преподавателей, работающих в 254 университетах и филиалах.
Согласно ответам преподавателей, средняя заработная плата педагога вуза, занимающего одну ставку, в прошлом учебном году составила 26 550 руб. в месяц (тогда как средний доход от трудовой деятельности в РФ за январь-декабрь 2016 г. составил 32 667 руб.). На уровень выплат влияет и размер ставки, и наличие ученой степени, и месторасположение вуза. Так, средняя зарплата респондентов, работающих на 1,5 ставки, составила 28 954 руб., а средняя зарплата педагогов с ученой степенью — 29 227 руб. в месяц. В зависимости от региона, в котором располагается вуз, зарплата респондентов колеблется от 6 475 руб. (Ярославская область) до 60 000 — 65 000 руб. (г. Москва).
При этом 60% опрошенных считают свою зарплату очень низкой или низкой, достаточной лишь для приобретения продуктов питания и оплаты коммунальных услуг, еще 35% — средней, достаточной для покупки не только продуктов, но и одежды. 18% респондентов отметили снижение заработной платы за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки.
По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты преподавателям. Об этом сообщили 14% респондентов.
В этих условиях больше половины педагогов начинают заниматься параллельно с преподаванием другими видами деятельности в рамках вуза: 30% опрошенных сообщили, что ведут исследовательские проекты, работу по грантам, 20% — программы дополнительного образования, 11% преподают на курсах по подготовке к поступлению в вуз, 6% редактируют статьи и так далее. Только для 31% преподавателей это возможность заняться творческой, интересной работой, еще для 19% — возможность повысить качество преподавания. Основной же причиной, по которой педагоги занимаются в вузе дополнительно оплачиваемой работой, является низкий уровень оплаты труда на основном месте работы.
Эксперты отмечают, что с целью оптимизации системы оплаты труда и повышения качества преподавания с 2012 г. поэтапно вводится система эффективного контракта. Под таким контрактом понимается трудовой договор, в котором конкретизированы обязанности преподавателя, определены показатели и критерии оценки эффективности его работы для назначения стимулирующих выплат. При переходе на эффективный контракт педагог гарантированно получает только базовую часть оклада, а стимулирующие выплаты начисляются при соответствии его работы принятым в вузе показателям эффективности труда. 
Почти 60% преподавателей отрицательно относятся к введению эффективного контракта, отмечая, что он не оправдал ожиданий, а в некоторых случаях даже негативно сказался на их правах и зарплате. Преподаватели отмечают, что оплата труда по эффективному контракту непрозрачна, а также указывают на необходимость выполнять дополнительные обязанности за тот же оклад по должности, что и раньше.
«От качества вузовского преподавания зависит уровень базовой подготовки выпускника высшей школы в той или иной области, а значит, прогресс и конкурентоспособность страны в этих областях. Успеха здесь можно добиться только в том случае, если преподаватель сосредоточен на образовательной деятельности, а не на мыслях о том, как заработать побольше баллов для начисления зарплаты или чем заняться помимо основной работы, чтобы прокормить семью», — сказала член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Мониторинг также показал, что указ президента РФ об увеличении зарплаты педагогов в вузах зачастую пытаются исполнять с использованием сомнительных бюрократических механизмов. Опрошенные сообщили, например, о таких приемах вузовского руководства, когда повышения оплаты происходят за счет непредсказуемых выплат премиальных, а не за счет повышения оклада, часть ставок профессорско-преподавательского состава переводится в почасовой фонд и другое.
Реальный рост благосостояния преподавателей высшей школы зачастую подменяется манипуляциями со статистикой, а эффективный контракт становится инструментом давления на педагогов и нарушения их трудовых прав, что отрицательно сказывается на учебном процессе, считает Духанина. «Все это прямо противоречит смыслу и целям президентского указа. Необходимо обеспечить такой уровень базовой части заработной платы преподавателя, который позволял бы отрабатывать стимулирующую часть без запредельных усилий. В целом же следует выработать такие единые подходы и базовые требования к трудовым договорам преподавателей вузов, которые обеспечили бы прозрачное формирование достойной и стабильной оплаты их труда, а в конечном счете — высокое качество вузовского обучения», — заключила она.

 
По теме
Минобрнауки до конца года выделит свыше       2 млрд руб. на доведение зарплат педагогического и научного состава вузов до значений, установленных в майских указах президента России Владимира Путина.
Все сладко спали, не ожидая беды - МЧС России 29 марта в 4:54 утра на центральный пункт пожарной связи поступил звонок о возгорании входа в тамбур второго подъезда 2-хэтажного брусового жилого дома по адресу: г. Томск, ул.
МЧС России
ПСС спасла 7-летнего ребенка, вытащив его из ямы на Мичурина в Томске - РИА Томск Голубев Михаил Валерьевич © телеграм-канал "Спасатели Томска" Семилетний ребенок упал в земляную яму на улице Мичурина в Томске накануне вечером; после того как очевидцы не смогли вытащить пострадавшего,
РИА Томск
1 апреля с 17:00 до 19:00 и. о. главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Светлана Сергеевна Станкевич проведет очный прием граждан в рамках реализации в Томской области проекта «Открытый прием».
Томский ЦМП
Томская область присоединится к всероссийской акции «Верни герою имя» - Департамент общего образования Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» запустило всероссийскую акцию «Верни герою имя», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Департамент общего образования