НаЛичная история

Выставка деревянных наличников в Томске
Фотограф Иван Хафизов
Выставка деревянных наличников в Томске
Выставка деревянных наличников в Томске
Фото: tomskw.ru
Выставка деревянных наличников в Томске

Когда говорят о деревянных наличниках, каждый из нас вспоминает или представляет что-то свое, особенное. У кого-то в памяти навсегда остался деревенский дом со ставеньками и белым кружевом наличника, а кто-то вспомнит серо-седой сруб, затейливо украшенный резным фризом.
Деревянный наличник — это пропуск в мир далеких детских воспоминаний: о лете и криках петухов во дворе, о запахе бабушкиных пирогов, манящих в дом, об осени и постепенно увядающем саде, о морозном воздухе и неповторимых узорах на стекле, о весне с ее теплыми лучами на подушке. О родительском доме или даче, о беззаботном отдыхе и семейном счастье…
Не так давно в Первом музее славянской мифологии открылась удивительная выставка “НаЛичная история”, рассказывающая о человеческих судьбах, скрывающихся за деревянными окнами Томска. Авторы проекта попытались через сохранившееся кружево затейливых деревянных наличников рассказать о личных историях, живущих за ними людей и людей, которые посвятили свою жизнь сохранению этих уникальных творений прошлого.
В рамках проекта на открытие выставки к нам в город приехал замечательный фотограф — основатель единственного в мире “Виртуального музея наличников” Иван Хафизов.
Специально для читателей газеты “Томская НЕДЕЛЯ” Иван рассказал о своем проекте, о том, какие бывают наличники и какие из них встречаются в Томске.

Для справки:

Фотограф Иван Хафизов

Иван Хафизов фотографией наличников занимается с 2007 года. С тех пор он отснял более четырнадцати тысяч объектов, специально для этого объехав более ста тридцати населенных пунктов России. Свое увлечение называет случайным, говоря о том, что все началось с интереса к красоте цветных окошек и лишь через несколько лет стало серьезным занятием.
Иван Хафизов: — Я очень рад представившейся мне возможности рассказать читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” об удивительном и многообразном мире деревянного наличника.
История наличников — это, прежде всего, история деревянной и каменной архитектуры, история стекольного дела. Но это также истории людей, которые их изготавливали и заказывали: мастеров, украшавших резьбой деревянные корабли или вырезавших иконостасы, крестьян и купцов, украшавших свои дома. Много веков большинство архитектурных построек нашей страны были связаны с наличниками. Дома староверов и декабристов, служивых людей и господ, ремесленников и крестьян, всех без исключения народов от Балтийского до Японского морей.
О наличниках мы до сих пор знаем немногое. Наверняка, многие читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ” отличат гжель от хохломской росписи, городецкую от жостовской, быть может, кое-кто еще припомнит мезенскую роспись и палехскую миниатюру, но почти никто не знает, чем отличаются наличники на окнах Томска от их собратьев из Иванова. Или в чем отличие самарских наличников от тех, что украшают деревянные дома Красноярска. И уж совсем немногие скажут, почему в Балашове, Архангельске или Иркутске на наличниках есть ставни, а в Коломне, Чебоксарах или Томске их нет.
Мало кто знает, что изначально наличники на окнах появились в Италии. В нашей стране первые деревянные наличники в том виде, в котором мы их знаем, появились во второй половине XVII века. С тех пор они постоянно видоизменялись. Само слово: “наличник” означает “находящийся на лице”, а лицом дома, как известно, является его фасад. С течением времени изменилось все, что изначально было связано с наличником.
Прежде всего, изменились размеры окон. Первые окна, обрамленные наличником, были не выше толщины одного бревна. Изменились и инструменты, при помощи которых изготавливался наличник: сначала это были топоры и стамески, потом пилы, лобзик, сейчас же в ход идут лазер и фреза. Поменялась функция наличников: первым их назначением было устранение щели между оконной рамой и бревнами дома. Современные же наличники этой функции лишены и служат лишь украшением внешнего вида дома.


Однако, значение наличников, и вообще домовой резьбы, со временем только возрастало. Если еще в конце XIX века находились те, кто называл повсеместно распространившуюся резьбу “бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической”, то теперь наличники на окне все чаще становятся символом утраченного нами мира, окруженного традициями предков и семейных укладов, передающихся из поколения в поколение.
Во времена наших предков существовало огромное разнообразие узоров домовой резьбы, к которой также относятся наличники. В резьбе часто выделялись отдельные повторяющиеся элементы и узоры. Интересно то, что эти же самые мотивы можно найти в русской народной вышивке и писанках. Узоры на полотенцах, наволочках, простынях, подготовленных на рождение ребенка, свадьбу и даже похороны имели для наших прадедов огромное значение и были частью свято соблюдавшихся ритуалов.
Но согласно исследованию некоторых специалистов, занимающихся сохранением памятников деревянной архитектуры, часто мастера изображали понравившиеся им сюжеты, не вкладывая в них ничего особенного. Это могло быть приглянувшееся художнику растение, узор с обивки мебели или же воображаемый мотив.
Являясь фольклорным элементом архитектуры, наличник мог содержать в себе какие угодно символы и декоративные элементы. Мастер, как правило, был свободен в своем творчестве. Обычно наличники не изготавливались каким-то конкретным мастером на всю округу. Очень часто мастер изготавливал наличник для своего дома, для своих родных, но при этом поглядывал на дом соседа, т. е., комбинировал уже придуманные элементы и сочетания, развитые в его городе или селении. По этой причине наличники разных городов отличаются друг от друга — и по этой же причине внутри одного города они похожи, несмотря на то, что их может различать большая разница в возрасте, доходящая иной раз до ста лет. Уникальность наличников заключается в их народности. Наличники как воплощение самого русского народа: разные и в то же самое время удивительно схожие. Они как будто сосредоточили в себе всю народную культуру.
Для меня наличники стали не просто увлечением, через них я познакомился со многими российскими городами. Они могут стать уникальным путеводителем для всех тех, кому интересна наша страна.
Остается добавить, что с историей наличников в России и в Томске более подробно читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ” могут ознакомиться на выставке “НаЛичная история” в Первом музее славянской мифологии до 30 октября.

В чем особенность томских наличников?

Более четырехсот лет Томск был не просто удаленным продолжением Российского государства, но и основным транспортным узлом в продвижении к восточным окраинам. Поскольку основным транспортным средством были лошади, в Томске процветал ямщицкий промысел — было множество гостиниц, постоялых дворов, конюшен и трактиров.
На наличниках ямщицкий промысел также отразился: кисти, крученые веревки, подковы, раздвинутые шторки, как в окошке кареты — все это оттуда, из ямщицкого быта…

Все фотографии любезно предоставлены Первым музеем славянской мифологии .
Ирина Лугачёва

 
По теме
Случайность – великая сила. Иначе как объяснить, что второстепенная, даже третьестепенная ситуация в итоге стала для Ивана Хафизова тем самым счастливым случаем, изменившим его профессиональный и жизненный путь.
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС