Федеральная налоговая служба решила беспрецедентно повысить открытость информации о юридических лицах. На сайте ведомства будут размещаться в формате открытых данных сведения о задолженностях компаний и предприятий по штрафам, о суммах уплаченных налогов и о налоговых правонарушениях, о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчётности. Кроме того, будут раскрыты сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, а также о численности работников организаций. Сроки размещения открытых данных о юрлицах утверждены приказом ФНС.
Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьёй 102 Налогового кодекса РФ. Но до принятия Федерального закона № 134-ФЗ, которым были внесены изменения в ряд законодательных актов, они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года. Они будут размещаться на сайте ФНС отдельными блоками.
Первые наборы соответствующих открытых данных ФНС России разместит 25 июля. Туда войдёт информация о налоговых правонарушениях и решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года. Сведения об уплаченных суммах страховых взносов ФНС разместит в феврале 2018 года.
Снятие налоговой тайны и обнародование данной информации, как полагают в налоговой службе, даст возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при заключении контрактов. Открытый доступ к налоговым сведениям будет полезен и бизнесу, и государству, и простым гражданам. Предприниматели, руководствуясь этими сведениями, смогут выбирать надёжных бизнес-партнёров, что, в свою очередь, положительно отразится в целом на инвестиционной привлекательности. Государство и госкомпании получат возможность привлекать только наиболее добросовестных поставщиков. В числе положительных эффектов устранение «компаний-прокладок», которые, не имея своих кадров, перехватывают контракты. Открытость налоговой информации также позволит оградить простых граждан от контактов с мошенническими фирмами. Кроме того, это существенно облегчит выбор работодателя.
Публикация в открытом доступе сведений о деятельности юрлиц полезна как с экономической, так и с социальной точки зрения. И граждане, и государство, и бизнес имеют право знать, какие компании зарекомендовали себя как добропорядочные, а где дела идут не очень хорошо, какая компания находится на грани банкротства, а в какой имеют место махинации и нарушения налогового законодательства. Сами компании, осознавая публичность такой информации, в свою очередь, будут тщательнее заботиться о своей деловой репутации. Однако важно размещать эти сведения постепенно, чтобы уже на начальном этапе можно было выявить возможные риски, например, использование открытых финансовых сведений в целях недобросовестной конкуренции и злоупотреблений», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
С инициативой раскрытия данных о деятельности компаний в формате открытых данных ещё в мае 2016 выступили эксперты Открытого правительства. Вопрос рассматривался на заседании президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России. Как результат, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил обеспечить размещение в интернете в виде открытых данных информации о работе корпораций и госкомпаний.