Экспертная сессия с участием сельхозтоваропроизводителей, аграрных учебных учреждений, областного Департамента по социально-экономическому развитию села и отраслевых организаций продолжила цикл встреч, посвященных подготовке кадров по ведущим специальностям в АПК «Новейшие компетенции учащихся – гарантия успеха».
Дискуссия прошла на базе Ветеринарной ассоциации Томской области в селе Кафтанчиково.
С 1995 года Томским сельскохозяйственным институтом подготовлено 640 ветеринарных врачей для АПК, но их по-прежнему не хватает. В последние годы средний балл по результатам ЕГЭ среди поступающих вырос до 120 баллов, но он все еще ниже регионального показателя. Однако, есть и абитуриенты, поступающие на «Ветеринарию» с высокими результатами, то есть, сделав абсолютно сознательный выбор.
– Специфика работы обязывают ветеринаров, работающих в АПК, иметь высшее образование, а уровень современных требований еще и дает стимул для регулярного повышения квалификации, – отметил руководитель Управления ветеринарии Томской области Валерий Табакаев. – Все больше хозяйств в регионе применяют передовые технологии, в том числе роботизированные, при содержании и кормлении высокопродуктивного скота, а также используют новые подходы в профилактике и лечении заболеваний на модернизированных комплексах. Действующие стандарты в обучении ветеринаров необходимо адаптировать и расширить. В том числе и для работы с информационными системами «Меркурий», КАС «Ветеринария» и другими.
Участники дискуссии обратили внимание на соотношение теоретической и практической составляющих в обучении ветеринаров: 70 на 30. По мнению заведующего кафедрой ветеринарии ТСХИ Александра Эрдниева, практики вполне достаточно. У работодателей, в свою очередь, мнение другое. Руководитель племзавода АО «Дубровское» Геннадий Сергеенко и директор новой фермы «Сибирское молоко» в Ягодном Евгений Мезин подчеркнули необходимость корректировки учебных планов.
– Особенно это касается подготовки по искусственному осеменению. Мы тратим на импортное семя миллионы, а осеменять корову приходится по 5-6 раз из-за отсутствия необходимых навыков у осеменатора, – заявил Евгений Мезин. – Мы готовы принимать на практику, готовы сопровождать студентов, но отправлять к нам на фермы нужно только тех, кто после выпуска уже точно решил работать в АПК, чтобы не тратить время на выпускников, которые заведомо знают, что пойдут лечить собак и кошек.
Были озвучены вопросы не только касающиеся подходов к обучению студентов, но и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Как отметила начальник Департамента по социально-экономическому развитию села Ирина Черданцева, с учетом новых вызовов, стоящих перед отраслью, проходить переподготовку раз в три года уже недостаточно. Педагогов-аграриев пригласили к участию в поездках по обмену опытом, организуемых Департаментом. Только за последние три года их состоялось порядка 20.
Решается вопрос и об их стажировках на комплексах, где студенты проходят практику – это позволит педагогам иметь реальное представление о производственных результатах современных хозяйств, используемых ими технологиях, а также оценить, в какой коррекции нуждается учебная программа.
Напомним, ранее в Департаменте по социально-экономическому развитию села Томской области также состоялись аналогичные мероприятия по вопросам развития компетенций для будущих механизаторов и работников агроинженерных служб, агрономов и зоотехников.
– В ходе экспертных сессий с работодателями сделаны как позитивные, так и негативные выводы, и все они приняты в работу, – резюмировала начальник Департамента по социально-экономическому развитию села Ирина Черданцева. – Так, в регионе определен перечень базовых предприятий для прохождения студенческих практик. Это 13 хозяйств, добивающиеся высоких показателей, использующие передовые технологии, внедрившие систему наставничества и создавшие условия, необходимые для приема и проживания практикантов.