Создание инфраструктуры шаговой доступности и драйверов развития территории — преимуществ, доступных только для жителей данного района, — позволит сделать новые микрорайоны привлекательнее для жизни. К такому выводу пришли ученые Томского политехнического университета в ходе изучения проблем комфортности городского пространства.
Напомним, изучением проблемы доступности и комфортности городской среды занимаются специалисты кафедры социальных коммуникаций ТПУ. В прошлом месяце к ним присоединился мировой эксперт в области урбанистики, профессор Университета Боккони Рудольфо Баджио , который посетил Томск в поисках решения вопроса интеграции новых микрорайонов в общую модель города.
По оценкам экспертов, новые микрорайоны Томска слабо включены в общегородское пространство: здесь недостаточно развита внутренняя инфраструктура, не обеспечены логистика и транспортная доступность. Как отметил Рудольфо Баджио, с такой проблемой сталкивается большинство современных растущих городов во всем мире.
В ходе работы итальянского эксперта в Томском политехе прошли дискуссии с преподавателями и студентами вуза, а также представителями городской власти. Участники не только выделили существующие проблемы, но и предложили способы их решения, основным из которых является использование принципов «умного города» еще при планировании строительства новых микрорайонов.
Как отмечают ученые ТПУ, человек, желая приобрести жилье, должен иметь доступ к любой информации о городе и, исходя из этого, делать осознанный выбор. Пока единой системы, объединяющей все сервисы в области предоставления информации о городе, нет. И ее надо создавать. Как нет и системы учета интересов реальных людей на стадии планирования.
По словам доцента кафедры социальных коммуникаций Натальи Гончаровой , новые микрорайоны нуждаются в создании так называемых драйверов развития территории — особых преимуществ, которыми могут пользоваться жители этих районов.
«Нужно наделить этот район города преимуществами: особыми сервисами и услугами. Например, доступ к высокоскоростному интернету или информационные услуги, в большей степени доступные именно в этом районе.
Сюда же относится эффективное расходование ресурсов внутри микрорайона: датчики движения, современные осветительные приборы, раздельный сбор мусора, IT-инфраструктура», — говорит Наталья Гончарова.
За счет таких социальных инноваций новый район может стать привлекательным уже сейчас, в то время как будут решаться проблемы с транспортом и логистикой, которые требуют значительного времени.
Как отмечают эксперты, часть принципов «умного города» уже реализуется в Томске при строительстве новых микрорайонов: используются современные материалы, энергоэффективные технологии, обеспечивается доступ в дома для маломобильных граждан.
По словам профессора кафедры социальных коммуникаций Наталии Колодий , участвовать в создании таких «точек притяжения» в новых микрорайонах могут сами их жители.
«Работать над развитием городских пространств можно путем краудсорсинга. Когда жители сами заинтересованы в жизни своего района, они могут становиться реальными инвесторами.
В Европе такой опыт партисипаторного развития городов очень успешен. Что же касается России, пока непонятно, насколько население готово участвовать в такой работе, и насколько оно готово быть конструктивным», — комментирует Наталия Колодий.
Справка:Проект развития городской среды является частью Стратегической академической единицы (САЕ) «Люди и технологии», реализуемой Институтом социально-гуманитарных технологий ТПУ. Он направлен на создание новых технологий, повышающих благополучие населения. Отдельное внимание в рамках САЕ уделяется интеграции в общество людей с особыми потребностями.