Ни один перевозчик не выполнил контракт

круглый стол
Следим за транспортом онлайн
дтп
онф
Фото: tomskw.ru
— к такому выводу пришли собравшиеся за “круглым столом” в ОНФ

“На Камчатке правоохранительные органы занялись инцидентом с автобусом, который тащил по дороге женщину. — Это произошло 14 февраля в Петропавловске-Камчатском, — рассказала пресс-секретарь местного управления МВД Алла Иванова. — За рулем автобуса был профессиональный водитель”.
По предварительной информации, 58-летний водитель рейсового автобуса не убедился в безопасности перевозки пассажиров, допустил выпадение 53-летней пассажирки из салона. Нога женщины оказалась зажатой в дверях, не менее полутора километров автобус протащил пассажирку. Женщина была доставлена в краевую больницу, где 17 февраля скончалась. Алла Иванова добавила, что мужчина, сидевший за рулем, в момент происшествия был трезв. У него большой водительский стаж без нарушений. Между тем, судя по видеокадрам и сообщениям, которые ходят по соцсетям на Камчатке, понятно, что водители других машин не остановили автобус потому, что не видели зажатую дверью женщину — на улице было темно, а пострадавшая находилась со стороны обочины.
Печальное событие на Камчатке, судя по высказываниям в соцсетях, вполне могло повториться в Томске. Ведь это додуматься надо: прямо в середине долгой морозной и снежной зимы затеять реорганизацию маршрутного движения!
В региональном штабе Общероссийского народного фронта в Томской области 26 января состоялся круглый стол по предварительным итогам введения с 1 января 2017 года в Томске новой транспортной маршрутной сети. В заседании приняли участие активисты ОНФ, представители администрации города и области, общественности, маршрутного бизнеса.

Положась на русское “авось”

Во-первых , выяснилось, что никто не считал реальное время нахождения автобуса на маршруте, то есть не проводился хронометраж времени. Например, на маршрут № 10 по факту туда и обратно требуется по 90 минут — всего 180 минут или 3 часа, а в контракте записано только 130 мин. Вот и приходится ждать пассажирам автобус не 12–15 мин., как указано в новых условиях, а до получаса. И это без учета пробок на дорогах города и работы железнодорожного переезда. Ещё хуже обстоят дела по интервалу времени на маршруте № 13, где времени не хватает, чтобы заехать на ул. Большую Подгорную и выполнить при этом условия контракта.
Во-вторых , на всех маршрутах произошло сокращение количества автобусов. На том же маршруте № 10 до нововведения работало 34–36 автобусов, по контракту их количество сократили до 16 единиц, а реально в праздничные дни на маршруте было всего 4–5 транспортных средств. На Степановке зафиксированы ожидания автобуса до 2-х часов, отсюда и такое количество жалоб. Такая ситуация была в начале года, а на сегодняшний день картина полностью изменилась. В праздничные дни перевозчики не могли организовать работу транспорта, и мэрия, испугавшись, стала судорожно выдавать несчетное количество маршрутных карт на маршруты, что привело к росту автобусов, которые теперь простаивают на конечных пунктах и ждут своей очереди. Тем временем люди продолжают ждать автобусы на остановках, а собственники маршрутов регулярно и упорядоченно собирают “дань” с привлеченных автобусов. Победители аукционов подали в мэрию к 15.12.2016 года бумаги, где по документам сроки эксплуатации автобусов значились одни, а в реальности на линию с нового года вышло много автобусов с другими, гораздо большими, сроками. В окрестных городах были скуплены за бесценок автобусы, уже запрещённые там к перевозке пассажиров. На такой рухляди вообще невозможно работать и ездить: есть автобусы 1999 года выпуска, хотя в требованиях указан срок эксплуатации не более 12 лет и жёсткое расторжение контрактов.
В-третьих, с 1 января резко ухудшился график движения “маршруток”. Если начало движения еще как-то соблюдается, благодаря сложившейся практике, то вечером автобуса не дождешься. Например, по маршруту № 25 и № 26 до нового года можно было уехать на 23.30, а сегодня уже после 21.30 нет ни одного транспортного средства в сторону Иркутского тракта. В контракте прописано, что водители должны работать по 8 часов в сутки, что на маршруте должно быть организовано 2–3 смены (с 6.00 до 23.30). Реально же водители продолжают работать в одну смену по 14–15 часов в сутки, то есть, выходят на маршрут в 6.00 и заканчивают работу в 20–21 ч. Поэтому вечером в городе нет “маршруток”.
Был назван еще ряд нерешенных проблем, включенных в реестр, например, подключение системы ГЛОНАСС, которая на отдельных маршрутах начала работать еще до нового года, а потом вдруг “произошел сбой, и ничего не работает”. Система видеонаблюдения, которая предусмотрена в контракте со сроком хранения 3 месяца, соблюдена только на некоторых маршрутах, большинство прибрели дешевые китайские авторегистраторы. Автобусы, оборудованные для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, были важным условием контракта, на деле же получилось так: взяли автобус, самостоятельно смонтировали “якобы лифт” для подъёма пассажира с ограниченными возможностями, — и это без сертификации на оборудование, без допуска ГИБДД переоборудованного транспортного средства.
До сих пор внутренние документы на многих маршрутах не приведены в соответствие с результатами аукционов. Подписанные контракты не выполняются по графикам движения, по началу и окончанию перевозок, по страхованию, по охраняемым стоянкам, по договорам с водителями, по объявлению остановок, по соблюдению схемы маршрута, по перевозке льготных категорий пассажиров. Экипировка внутри автобусов также не соответствует новым требованиям. Многие маршруты не оформили официально перевод автобусов с бензина на газомоторное топливо, то есть не обращались в ГИБДД и не внесли изменения в регистрационные документы. Согласно закону, при официальном оформлении перевода автобуса на газобаллонное оборудование у них должны были забрать желтые номера и выдать взамен белые. Поэтому если видите на автобусе газовые баллоны и желтые номера, значит, переоборудование сделано самостоятельно, частным образом, без официального оформления. Кстати, мэрия и ГИБДД на этот факт закрывают глаза, а по городским маршрутам продолжают гонять потенциальные “геростраты”, готовые превратить “ПАЗик” в газовый факел.
Кстати, самовольный перевод автобусов с бензина на газомоторное топливо был оформлен задним числом, только на начало года, потому что ввели технический контроль. Причем это переоборудование автобусов с бензина на газомоторное топливо прошло без согласования с заводом-изготовителем и без проведения тест-испытаний.
На круглом столе был озвучен вопрос о бездействии сотрудников УГИБДД по факту переполненных маршруток на дорогах города, что может привести к трагедиям с множеством пострадавших граждан. Отсутствуют остановочные павильоны, выполненные в соответствии с требованиями закона, о чем не раз писали в нашей газете. Согласно контракту, каждый водитель должен был пройти стажировку по конкретному маршруту, на котором работает. Документов о подтверждении подобных стажировок у многих водителей нет.
Представители ОНФ отметили, что низкопольные автобусы, которые должны быть на каждом маршруте, тоже пока не работают, несмотря на уверения мэрии об их наличии на каждом маршруте. Более того, мэрия разрешила иметь такой автобус на 2–4 маршрута.
Представители мэрии пытались оправдаться: “Маршрутная сеть — это живой организм. Она может и должна меняться, учесть все нюансы сразу невозможно”. Мол, найти идеальную схему, удовлетворяющую всех граждан, изначально было невозможно: люди привыкли к определенному движению транспорта. Проводились предварительные встречи с жителями разных районов города, ведь перекроить собирались до 90% маршрутов. А проектировщики формально рассчитали оптимальные варианты движения транспорта по улицам Томска. В итоге улучшения транспортной схемы появились маршруты, дублирующие друг друга практически на 90% — маршрут № 2 и маршрут № 23, а теперь и владельцы маршрутов, и мэрия схватились за голову: как это получилось и что делать дальше?
Так и хочется добавить от имени пассажиров: лучшее — враг хорошего. Если вы, уважаемые, не можете предусмотреть все заранее, так кто вас просил перекраивать отлаженную систему, пусть несовершенную, но ОТЛАЖЕННУЮ! — посреди зимы?


Вердикт круглого стола ОНФ был таков: мэрии признать, что времени для подготовки было достаточно, но работа по организации до конца не выполнена.
— По итогам круглого стола мы договорились, что к 1 марта тот реестр проблем, который озвучивался на встрече, будет сокращен в несколько раз. Надеемся, что к этому времени ситуация с маршрутным транспортом стабилизируется, — подытожил сопредседатель регионального отделения ОНФ Аркадий Эскин.

Работа над ошибками

По информации представителей администрации города, в феврале на маршруте № 36/37 перевозчик добавил 10 автобусов, и сейчас претензий к его работе нет. С 30 января в новую транспортную схему вернулся отмененный автобусный маршрут № 27, ежедневно на линию выходит 15–16 единиц транспорта с интервалом 8 минут. Автобусы № 401/27 обеспечивают транспортное сообщение между поселком Зональный, проспектом Комсомольским и микрорайоном Солнечный. В отношении маршрута № 30/33 была проведена профилактическая работа, а мониторинг движения автобусов в микрорайон Солнечный показал, что теперь расписание соблюдается без переполнения в салонах. Кроме того, мэрия планирует увеличить количество автобусов по маршруту № 30/33 из-за увеличения пассажиропотока. В конце февраля на городской транспортной комиссии будут рассмотрены предложения перевозчиков и жителей по корректировке схем движения маршрутов № 31, 23, № 8/9.
С 1 февраля обещали запуск датчиков системы ГЛОНАСС, чтобы можно было контролировать график движения автобусов, а также оценить установку в салонах камер видеонаблюдения. В феврале должна заработать интерактивная карта, по которой реально можно видеть режим работы каждого автобуса. Интерактивная карта доступна как с компьютера, так и с мобильных телефонов. Кстати, новая интерактивная онлайн-карта движения пассажирского транспорта разработана учеными ТПУ совместно со специалистами городского центра организации и контроля пассажироперевозок.
Актуальная информация о текущем местоположении троллейбусов и трамваев, поступающая без задержек сразу на карту, а также полный прогноз прибытия транспорта на остановки, теперь доступны на компьютере, планшете или телефоне, работающих под любой операционной системой.
На городских остановках онлайн-табло показывает, как движется в Томске не только электротранспорт, но и маршрутные автобусы. Что же касается центральной диспетчерской службы, которая оправдала себя в ряде городов, было отмечено, что в этом году всех проблем не решить, так как необходимо согласование ряда технических и финансовых вопросов, связанных с городским бюджетом и организационной дисциплиной перевозчиков.
Председатель городского комитета по транспорту Ольга Свахина заверила, что каждый день сотрудники муниципального Центра организации и контроля пассажироперевозок выбирают маршрут, выезжают на конечную остановку и осматривают автобусы с точки зрения экипировки. Смотрят внешний вид, внутри осматривают чехлы, шторы; смотрят наличие видеонаблюдения, подключен ли к центру ГЛОНАСС, смотрят документы, контактные телефоны перевозчика, сразу делают замечания.
В контрактах с перевозчиками прописано обязательно либо наличие кондуктора, либо системы, которая позволяет осуществлять расчет, не привлекая водителя. В настоящее время кондукторами обеспечено 30–40% маршрутов. Перевозчики в настоящий момент называют эту проблему самой важной, поскольку есть реальный дефицит кадров. График работы очень тяжелый, и заработная плата у кондукторов небольшая. Перевозчики утверждают, что обращались в Службу занятости. Но ни один из безработных томичей на эти вакансии не пошел. Остается один вариант — введение кешбоксов, то есть автоматов для самостоятельной оплаты проезда и получения билета, но как выяснялось, перевозчики теперь не хотят ставить кешбоксы, так как они покажут их реальную выручку.

Запрос пока не поступал

Хочется отметить и противоречие ответов чиновников города и области по вопросу о низкопольных автобусах. Согласно интервью в СМИ председателя городского комитета по транспорту Ольги Свахиной, “автобусы, оборудованные для перевозки маломобильных групп населения, уже работают на маршрутах. В Томске 19 таких автобусов. На 22-м есть, на 4-м маршруте, на 25/52, на ряде других. Но мы будем добиваться, чтобы все маршруты имели в своем распоряжении такие автобусы”. Она добавила, что на интерактивной карте они отмечаются особым значком. Оказывается, что Координационный совет по делам инвалидов пока не готов дать информацию, какое расписание движения им необходимо. Единственное пожелание — чтобы автобус работал в субботу.
А вот какую информацию получила редакция нашей газеты из департамента социальной защиты населения Томской области: “Доля низкопольного автомобильного и городского электрического транспорта в Томской области на 1.01.17 г. составляет 4,8% — 48 троллейбусов и 2 специализированных автобуса, обслуживающих маршрут № 119 “Томск-Аэропорт”, приобретенных по программе “Доступная среда”. В 2017 г. планируется выпустить на маршрутные линии 17 низкопольных автобусов за счет средств перевозчика”.
Судите сами, дорогие читатели, кому верить. Интересно было бы посмотреть, как узкий вход в “ПАЗик” с высокими ступеньками переделан под прием инвалидной коляски?

Значит — это кому-нибудь нужно?

Мэр Иван Кляйн принял решение о введении с 1 января 2017 года новой маршрутной сети и поручил утвердить стандарт качества пассажироперевозок, где предусмотрены требования к техническому оснащению автобусов, внешнему виду водителя и кондуктора, наличию в салоне видеокамер и датчиков системы ГЛОНАСС. Было провозглашено, что эти меры направлены на обеспечение безопасности и порядка.
Реально все выглядит иначе: на остановках мерзнут и простывают дети, люди опаздывают на работу, нарастает всеобщее недовольство. Только в январе в городской Центр контроля и организации пассажироперевозок и оперативно-дежурную службу поступило 1154 обращений с жалобами на “маршрутки”. С каждого водителя новоявленные хозяева маршрутов теперь собирают “дань” до двух тысяч рублей в день. Может смысл аукционов в этом и состоял? Спрашивается, кому выгодна в городе дестабилизация общества? На городских форумах в интернете, а также прокуратура города Томска, рекомендуют мэру провести анализ, кто ему подсунул этот проект, и кто выставил его перед горожанами бестолковой марионеткой криминала?
В свою очередь мэр требует взять под жесткий контроль выполнение расписания на автобусных перевозках. В случае многократных нарушений перевозчикам грозит расторжение контрактов: “Хочу напомнить всем победителям аукционов, что в новых контрактах, в отличие от действовавших ранее, у нас есть реальные рычаги воздействия на нарушителей. И главный из них — расторжение контрактов”. Но подчинённые мэра, видимо, скрывают от него реальную ситуацию по нарушениям, как и то, что ни один победитель аукционов не выполнил условия контрактов, и только когда гнев населения зашкаливает, они вынуждены проявлять хотя бы имитацию реагирования. Что толку в хороших требованиях контракта, если их никто не соблюдает, а мэрия эти контракты всё равно не расторгает?
А вот председатель городского комитета по транспорту Ольга Свахина встала на защиту перевозчиков: “Пассажирские перевозки — это непрерывный процесс, и у перевозчиков практически не было времени на то, чтобы перестроиться. Автобусы до 31 декабря работали по старой схеме, а их нужно было экипировать по-новому, водители должны были изучить новые маршруты, дорожные знаки. На это времени было очень мало”.
На круглом столе ОНФ она призналась, что не любит экономистов и планирование. Ольга Свахина считает, что если есть проблема, ее нужно скорее решать. Поэтому главная цель — не выгнать перевозчиков, а научить работать их в новых условиях, не оставить перевозчиков без работы.
Однако на деле получается, что выгоняют перевозчиков с новыми автобусами, а вместо них ставят перевозчиков со старыми автобусами. Под натиском активистов ОНФ председатель городского комитета по транспорту обещала разобраться с локальными проблемами, собранными в реестре, до 1 марта. Хотя, как прозвучало на круглом столе, проведённые мэрией аукционы повлекли не улучшение качества пассажирских перевозок, а явное их ухудшение и рост недовольства населения.
Ия Владимирова

 
По теме
Прокуратура Советского района г. Томска утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее судимого 27-летнего жителя областного центра.
Томской межрайонной природоохранной прокуратурой 27 марта 2024 года в преддверии начала пожароопасного сезона проведено совещание с крупнейшими лесопользователями региона и представителями Департамента лесного хозяйства
Все сладко спали, не ожидая беды - МЧС России 29 марта в 4:54 утра на центральный пункт пожарной связи поступил звонок о возгорании входа в тамбур второго подъезда 2-хэтажного брусового жилого дома по адресу: г. Томск, ул.
МЧС России
ПСС спасла 7-летнего ребенка, вытащив его из ямы на Мичурина в Томске - РИА Томск Голубев Михаил Валерьевич © телеграм-канал "Спасатели Томска" Семилетний ребенок упал в земляную яму на улице Мичурина в Томске накануне вечером; после того как очевидцы не смогли вытащить пострадавшего,
РИА Томск
1 апреля с 17:00 до 19:00 и. о. главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Светлана Сергеевна Станкевич проведет очный прием граждан в рамках реализации в Томской области проекта «Открытый прием».
Томский ЦМП
Томская область присоединится к всероссийской акции «Верни герою имя» - Департамент общего образования Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» запустило всероссийскую акцию «Верни герою имя», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Департамент общего образования