Арбитражный суд Томской области поддержал УФАС в споре об аренде помещений по пр. Ленина 83

30 мая 2018 года Арбитражный суд Томской области огласил свой вердикт по жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях к Томскому УФАС России и отказал в отмене решения антимонопольного органа, признав тем самым обоснованность и законность позиции УФАС.

Ранее в декабре 2017 года Томское УФАС России предписало МТУ Росимущества принять меры к возвращению в казну недвижимого имущества, переданного в аренду ООО «ВТК «Интерком» для организации кафе.

Из обстоятельств дела: поводом к возбуждению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства послужило обращение прокуратуры Кемеровской области о нарушениях, допущенных Управлением росимущества при продлении договоров аренды недвижимого имущества.

При рассмотрении обращения антимонопольный орган установил, что между МТУ Росимущества в ТО и ООО «Внешнеторговая компания «Интерком» 31 декабря 2009 г. заключен договор о передаче в аренду  недвижимого имущества, находящегося в собственности РФ, являющегося объектом культурного наследия, а именно, нежилых помещений в цокольном этаже общей площадью 34.2 кв. м.  и нежилых помещений общей площадью 307, 4 кв. м. на первом этаже в здании по адресу г. Томск, пр. Ленина, 83. Окончание действия договора – 31 декабря 2014 года.

По истечении срока действия договора помещения не возвращены собственнику, договор возобновлен на новый срок - 31 декабря 2014 г. между Территориальным управлением и Обществом заключено дополнительно соглашение №08 к договору, которым продлен срок действия договора по 31 декабря 2024 г.

Особенности порядка заключения таких договоров установлены статьей 17.1 Закона №135-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.е. на 31.12.2009 г., когда заключен договор аренды, передача имущества могла быть осуществлена только в соответствии с требованиями данной статьи.

В соответствии со статьей 17.1 Закона №135-ФЗ заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Описанными действиями Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области  нарушило требований части 1 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ.

При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с ч.1 ст.422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Согласно положениям ч.4 ст.53 Закона №135-ФЗ (в редакции до 01.07.2013  г., действующей на момент заключения 31.12.2014 г. доп.соглашения №08) до 1 июля 2015  г. разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды федерального имущества,  заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом заключение предусмотренных данной нормой договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 г.

ООО «ВТК «Интерком» является микропредприятием.  Как выяснилось в суде,   договору от 2009 года предшествовал договор, заключенный ранее вступления в силу статьи 17.1 закона о защите конкуренции, а именно в 2005 году. По неизвестным причинам Управление росимущества умолчало об этом факте при рассмотрении дела антимонопольным органом. Вместе с тем, данное обстоятельство не   повлияло на правовую природу заключенного в 2014 году соглашения между сторонами. Заключение договора на новый срок в 2009 году на основании ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции соответствует требованиям законодательства, срок действия такого договора не должен был превышать 1 июля 2015 года. Вместе с тем, ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции не предусматривает неоднократного преимущества арендатора – субъекта малого и среднего предпринимательства, выраженного в многократном продления срока аренды имущества без проведения процедуры торгов.

Таким образом, на 31 декабря 2014 г.  продление договора аренды государственного  имущества с ООО «ВТК «Интерком»  на новый срок было возможно только по результатам торгов. В результате нарушений требований Закона №135-ФЗ Управлением Росимущества предоставлены конкурентные преимущества - ООО «ВТК «Интерком» путем представления во временное владение и пользование государственного имущества без проведения публичной процедуры торгов, чем ограничена конкуренция.

Для того, чтобы 31 декабря 2014 г. заключить дополнительное соглашение к договору  между Управлением и Обществом требуется проведение конкурса или аукциона, заключение договора с победителем в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Томское УФАС России предписало Управлению Росимущества до 1 марта 2018 года   совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно принять меры к возврату имущества собственнику. Управление Росимущества не согласилось с решением УФАС и обратилось в суд.

 
По теме
22 мая 2018 года Арбитражный суд Томской области отказал Управлению Росимущества в Кемеровской и Томской областях в удовлетворении требования об отмене решения и предписания Томского УФАС России по делу о передаче без пр