12 июля наши предки отмечали один из значимых праздников – День снопа Велеса .
Велес (или Волос) – славянский бог, покровитель всех земледельческих работ. Именно он научил людей обрабатывать землю, иметь возможность делать обильные запасы еды на зиму, и, как следствие, вести оседлый образ жизни, подчинив его цикличности полевых работ.
Своё название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено: Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! 12 июля, в летний день, посвященный Велесу, славяне почитали последний сноп сена, убранный в этот день с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберёг от бед на целый год, до следующего покоса.
Также в этот день крестьяне старались закончить пахоту и начать подготовку к озимому севу. Даже пословица была такая: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса – посеять».
Велеса почитали не только как помощника земледельцев. Так же он был покровителем домашних животных, и даже называли его «скотьим богом». А еще приписывали Велесу талант песенника и сказителя, потому что даже в «Слове о полку Игореве» песнотворца Бояна назвали «Велесовым внуком». Если Перун был покровителем княжеского дома и дружины, то Велес почитался как покровитель всей Руси! Следовательно, Велес – бог «высокого ранга».
В день чествования Велеса устраивались обетные угощения — накрывали богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В некоторых местах была традиция: тещи приносят зятьям сыр, а зятья принародно угощают тёщ лакомствами. Крёстные же дарили своим крестникам пшеничные пироги.
После принятия христианства на Руси, день 12 июля также стали называть «Петрово говение», поскольку этим днем часто завершался Петров пост, или Петровки.
А ещё 12 июля почитался камень Алатырь , который и сейчас упоминается в каждом втором народном заговоре. Считалось, что под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только бог Велес может отвалить его от входа. Устанавливаемый в честь этого божества камень на перекрёстке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.
В этот же день проходили мероприятия, связанные с выбором жертвы богу Перуну. Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, ему приносили в жертву животных, а иногда и плененных врагов.
Автор статьи С.М. Латыголец
Предыдущие записи