Такому явлению, как дорожное движение — чуть больше ста лет. За это время оно стало частью нашей повседневности, которая уносит по всей России почти 35 тысяч жизней в год, согласно статистике. Часто у современных автолюбителей нет ни сил, ни времени разбираться в законах, чтобы защитить свои права. К тому же, в последнее время внесение поправок в Правила дорожного движения стало то ли модой, то ли главным направлением государственной политики: каждые полгода — нововведения. Да и старые правила многие запомнить не в силах. Например, предусмотрено ли административное наказание за парковку на газоне?
Надеемся, эта статья поможет томским автолюбителям лучше ориентироваться в общении с сотрудниками ДПС и правильно реагировать в сложных дорожных ситуациях.
Права водителя
Дорожное движение — поле повышенной опасности, и государство должно его жестко регулировать. Такая функция возложена на ГАИ-ГИБДД. В настоящее время основным документом, которым в своей повседневной практике руководствуется ДПС ГИБДД, является Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это непосредственное руководство к действию для сотрудников ГИБДД, а значит и нам следует иметь о нем представление.
Для начала следует запомнить, что инспектор ДПС обязан помогать водителю, как участнику дорожного движения, и, вообще, как полицейский, что закреплено в Федеральном законе “О полиции”. Поэтому любой водитель вправе требовать от инспектора ДПС оказания ему помощи. Требовать — означает требовать простого выполнения своих должностных обязанностей. Инспектор от вас, водители, требует соблюдения одних нормативно-правовых актов (ПДД), а вы, водители, от него — других (ФЗ “О полиции”, Административный регламент). Правам одного человека соответствуют обязанности другого.
Инспектор не имеет права остановить машину, которую ему просто захотелось остановить (например, потому что водитель мрачен). Остановка машины — это не прихоть сотрудника ГИБДД. Для остановки нужны правовые основания. В жизни чаще всего водителей останавливают для проверки документов. Законно ли это? Нет, не законно. Примерно 90% остановок на дорогах нашей страны — незаконны. Основания для остановки перечисляются в том же Административном регламенте (п. 63). Среди них, например, “установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являлись или являются; необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого”, и другие поводы остановок. Проверка документов тоже является поводом: “Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров — только на стационарных постах ДПС”. Обратите внимание на последний пункт. Остановить автомашину для проверки документов гаишник может только на стационарных постах ДПС! Нет у сотрудника ДПС права останавливать вас для проверки документов там, где ему вздумается.
Срок остановкиНа практике бывает так, что водитель опаздывает куда-то, и тут вдруг сотрудник его останавливает, отходит на несколько метров и долго-долго зевает. В вопросе срока задержки водителя в Административном регламенте есть единственная деталь, на которую и стоит ориентироваться: “Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…”. Инспектор ДПС обязан сам сообщить водителю о причине остановки.
Обращение инспектора с проверяемыми документамиОбщие правила обращения с документами прописаны в том же административном регламенте: “С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, то необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Документы, передаваемые участникам дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек”.
Быть вежливым — это не право, а обязанностьБыть вежливым — это не право сотрудника ГИБДД, а его обязанность: “Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданину. В разговоре с участником дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться с ним на “вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку” (п. 19 Регламента). “Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения. При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий. Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться”.
Первое: нужно быть вежливым. Когда водитель вежлив, то такой тип его поведения, во‑первых, склоняет и сотрудника ГИБДД к вежливости и тем самым меняет его отношение к водителю, и, во‑вторых, дает водителю моральное право требовать такой же вежливости от сотрудника ГИБДД.
Второе: если ваше правонарушение чересчур очевидно, то лучше его взять и признать.
Третье: если вы не поняли — нарушили вы ПДД или нет, пусть сотрудник ГИБДД вам это объяснит. Вы вправе потребовать объяснения сути вашего нарушения.
Водитель обязан иметь при себе: водительское удостоверение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортом; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Заметьте, что, к примеру, паспорта в этом списке нет.
Есть нормативно-правовая база, на основе которой, с одной стороны, у инспектора ДПС есть права и обязанности, а с другой стороны, они есть и у водителя. Но разница между инспектором и водителем в том, что один имеет представление об этой нормативно-правовой базе, а второй мало-мальски знает Правила дорожного движения. Из этого следует, что инспектор объективно имеет преимущество перед водителем. Поэтому-то на практике та сторона, которая знает, может легко ввести в заблуждение ту, которая не знает. Как было сказано в начале этой статьи, основной нормативный правовой акт сотрудника ГИБДД — Административный регламент. Если вы, уважаемые читатели, скажете об этом инспектору ДПС, он может ответить так: “Да и основной, и непосредственный, но он написан для нас, а не для водителей, он внутренний”. Эта фраза означает: “Вы умничайте, умничайте, а я все равно испорчу вам настроение…”. Все мы живем в одном правовом поле. Никаким “внутренним” актом Регламент не является в том смысле, что он не имеет статуса “для служебного пользования”. У водителей есть права вне зависимости от внутренних или лжевнутренних актов ГИБДД, требовать от сотрудников ГИБДД исполнения своих должностных обязанностей.
Разбираться в ворохах нормативных правовых актов сложно, знать их на уровне сотрудника ГИБДД или юриста вы все равно не будете, поэтому поступайте проще. Инспектор вас в чем-то обвиняет? Не поленитесь и вежливо спросите: “А это по ПДД? Или по Кодексу? Разве там такое есть? А какая статья? А постановление?”.
Давайте на выдуманном примере смоделируем ситуацию и охватим максимум возможных нарушений со стороны инспектора ДПС:
Остановил — безосновательно; не представился; не объявил причины остановки; не проявил должного уважения; не объяснил, какие правила нарушены; солгал при ответе на вопрос о виде и степени наказания; при заполнении протокола не разъяснил гражданину прав и обязанностей; не записал свидетеля, хотя таковой был; не разъяснил гражданину, кому он может на него пожаловаться, когда этот вопрос был задан ему; вписал в протокол не то правонарушение, которое назвал, а другое; не позволил гражданину вписать в протокол его разъяснения; не позволил внимательно вчитаться в протокол; не внес в протокол некоторые существенные данные по делу.
(По материалам книги Д. А. Усольцева “Права водителя” )
Подготовила Анастасия Скирневская