Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

О правах потребителей, пострадавших в результате задержки, опоздания либо отмены авиарейсов


Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, является прямой обязанностью перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Пунктом 2 статьи 795 ГК РФ установлено, что «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».

В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, пассажиром перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения (по усмотрению заявителя) предъявляется претензия в соответствии со статьей 124 ВК РФ.

Согласно положениям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

Иски к перевозчику согласно части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

В условиях задержки авиарейсов со стороны перевозчиков могут допускаться также нарушения прав пассажиров на информацию.

Положениями пункта 1 статьи 106 ВК РФ закреплена обязанность перевозчика не только по организации обслуживания пассажиров воздушных судов, но и по обеспечению их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Согласно требованиям пункта 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.06.2007 № 82  (далее - ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).

Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).

В соответствии с требованиями пункта 99 ФАП «При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

-   предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

-  два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

-  обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

-  обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

-  размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов -  в дневное время и более шести часов - в ночное время;

-  доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

-  организация хранения багажа».

Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы!

В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

В связи с этим, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

По фактам отмены или задержки авиарейсов по вине перевозчика, пассажиры также могут требовать в судебном порядке компенсацию морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Роспотребнадзор и его территориальные органы, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, может быть привлечен судом  к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Прекращение авиакомпанией осуществления воздушных перевозок пассажиров в связи с приостановлением операционной деятельности авиакомпании перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации является оснований для возврата пассажиру провозной платы (абзац 2 пункта 231 ФАП).

В этом случае применяются положения, регулирующие порядок возврата денежных сумм в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки (пункт 227 ФАП).

Федеральным законом от 20.04.2014 N 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ВК РФ, согласно которым с 21.06.2014г. российским авиакомпаниям официально разрешено продавать невозвратные билеты.

Одновременно в ВК РФ внесены дополнения, согласно которым пассажир все же имеет право возвратить уплаченную за воздушную перевозку провозную плату в случае вынужденного отказа от воздушной перевозки в связи с:

- болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что должно быть подтверждено медицинскими документами. При этом пассажир обязан уведомить об этом перевозчика до окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

- смертью члена его семьи или близкого родственника, что должно быть подтверждено документально. Об этом пассажир обязан уведомить перевозчика до окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

- задержкой отправления воздушного судна или иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

Возврат денег за авиабилет осуществляется в порядке, установленном ст. 108 ВК РФ.

Так, согласно данной правовой норме в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным п. 2 ст. 108 ВК РФ (вынужденный отказ пассажира), возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:- Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

- Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с п.п. 1 п.2 данной статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

- Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

- Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Под членами семьи при этом понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

В случае прекращения договора воздушной перевозки пассажира в связи с его добровольным отказом от полета, если перевозка не была выполнена ни на одном участке, тариф(-ы), примененный(-е) для расчета стоимости перевозки, должен(-ны) быть возвращен(-ы). Это установлено п. 89 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 №155 (далее - Правила N 155).

Провозная плата включает в себя:

- установленную перевозчиком денежную сумму за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тариф) или комбинации тарифов от аэропорта (пункта), где начинается перевозка, до аэропорта (пункта) назначения;

-  сборы и стоимость дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком (п. 30 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82).

Тарифы устанавливаются перевозчиком и включают в себя расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа (в пределах нормы бесплатного провоза багажа), в том числе, расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа, а также иные расходы (п. 7 Правил №155).

В соответствии с п. 9 Правил №155 к иным расходам относятся:

- стоимость бланка билета, ордера на бумажном носителе;

- стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (топливный сбор);

- плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей данные услуги;

- сумма, взимаемая с пассажиров в соответствии с законами, постановлениями, правилами и предписаниями, установленными иностранными государствами и/или иностранными организациями, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются перевозки;

- дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности.

Вышеперечисленные иные расходы могут быть включенными в пассажирский тариф, а могут и не входить в его сумму.

В п. 93 Правил №155 указаны сборы, которые подлежат возврату пассажиру при его добровольном отказе от полета независимо от того, включены эти сборы в сумму тарифа или нет. К данным сборам относятся:

- сборы иностранных государств;

- топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки;

- сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования.

Таким образом, при оформлении Вами договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, и при соблюдении Вами сроков уведомления об отказе от воздушной перевозки,  авиакомпания обязана вернуть Вам провозную плату без взимания какой-либо штрафной неустойки.

Согласно положениям ст. 13 Закона №2300-1 за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме.

Так в случае неисполнения перевозчиком обязанности по предоставлению вышеперечисленных услуг и возникновения в связи с этим расходов по их оплате, пассажир имеет право на их возмещение в качестве убытков.

Одновременно следует отметить, что пункт 99 ФАП приведен в качестве примера возможных убытков пассажира, перечень реальных убытков определяется в индивидуальном порядке и не исчерпывается перечисленными. Например, такими расходами могут быть: стоимость неиспользованных туристических услуг и другие траты, возникшие в результате отмены рейса. Факт и размер произведенных авиапассажиром расходов должен иметь документарное подтверждение (счета, квитанции, чеки, билеты, договоры, туристские путевки и др.).

Однако, обращаем внимание на следующее.

Применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Аналогичное положение закреплено п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1.

Указанное означает, что в случае неудовлетворения авиакомпанией  требования потребителя (оформленного в виде претензии) о возврате денежных средств добровольно, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства, т.к. правом принудительного обязания тех или иных хозяйствующих субъектов к выплате гражданам каких-либо денежных средств, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти после исследования всех доказательств по делу и установления ответственного лица, а у Роспотребнадзора (и его территориальных органов)  данные полномочия отсутствуют. 

В  соответствии с ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. В этой связи, несоблюдение обязательного досудебного порядка (претензионного) урегулирования спора  является основанием для возвращения  искового заявления.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона Российской  Федерации от 7 февраля 1992г.№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона Российской      Федерации от 7 февраля 1992г.№ 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При определении подсудности спора также необходимо учитывать размер существующих к перевозчику денежных требований, поскольку в силу статей 23, 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - ГПК РФ) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей ‑  рассматриваются мировыми судьями, а свыше пятидесяти тысяч рублей  -  районными судами (в цену иска не входит размер предъявляемой перевозчику компенсации морального вреда).

Для пассажиров, планировавших совершить перелет семьей или группой, также важно знать, что гражданское процессуальное законодательство допускает возможность предъявления иска совместно несколькими истцами ‑ процессуальное соучастие (статья 40 ГПК). Это приобретает особое значение для эффективной защиты прав потребителей в суде, поскольку позволяет соучастникам поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.

В силу статьи 37 ГПК права и законные интересы несовершеннолетних в процессе защищают их законные представители ‑ родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. 






JPG Файл - УМВД Томской областиМероприятия в рамках операции по проверке организаций, водителей и транспорта продлятся до 23 июля 2017 года.
15.07.2017 УМВД Томской области
Новые правила перевозки детей: подробности, мнения томичей - ГТРК ТомскВ России начали действовать новые правила перевозки детей в автомобиле. Теперь, согласно постановлению, пассажиры от 7 до 12 лет могут находиться в салоне без автокресла,
13.07.2017 ГТРК Томск
В Томске задержан водитель маршрутки без российских прав - Tomsk.RuВ Томске полицейские задержали водителя, не имеющего права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации, сообщается в четверг на сайте ведомства.
13.07.2017 Tomsk.Ru
При проведении проверок по контролю за перевозкой пассажиров автобусами сотрудниками полиции задержан водитель – иностранец, не имеющий права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.
13.07.2017 УМВД Томской области
Томские автоинспекторы остановили опасный рейс - ГИБДДВ Томске при проведении проверок по контролю за перевозкой пассажиров автобусами задержан водитель - иностранец не имеющий права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации Автоинспекторы пр
13.07.2017 ГИБДД
Прокуроры нашли нарушения в работе перевозчика, которому принадлежит автобус, перевернувшийся на трассе Томск — Колпашево, сообщает пресс-служба ведомства.
10.07.2017 Агентство новостей ТВ-2
Самолёт Томск - Пхукет вылетел с задержкой в 15 часов - ГТРК ТомскПассажиры рейса Томск - Пхукет (Таиланд) не смогли вовремя вылететь к месту отдыха.
03.07.2017 ГТРК Томск
С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий по причине превышения скоростного режима 23 января 2018 года на территории Томской области пройдет профилактическое мероприятие «Скорость».
22.01.2018 ГИБДД
В Томской области сотрудники ГИБДД оказали помощь замерзавшему водителю и пассажирам - ГИБДД21 января, в дежурную часть УМВД России по Томской области поступило сообщение от водителя автомобиля ВАЗ-2112.
21.01.2018 ГИБДД
JPG Файл - УМВД Томской области14 января около 14 часов 30 минут на улице Мичурина, 55, произошло столкновение двух транспортных средств.
20.01.2018 УМВД Томской области
19 января около 02 часов 10 минут на 8 километре автомобильной дороги Томск-Мариинск автомобиль КамАЗ-6520 с полуприцепом, перевозящий древесину, съехал с проезжей части,
19.01.2018 УМВД Томской области
"Газель" столкнулась с грузовиком на трассе Томск - Стрежевой, есть пострадавшие - ГТРК ТомскКак сообщает пресс-служба полиции, сегодня около 16 часов на 18-м километре автодороги Томск - Стрежевой произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух транспортных средств.
18.01.2018 ГТРК Томск
Сегодня, около 16 часов на 18 километре автодороги Томск-Стрежевой произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух транспортных средств.
18.01.2018 УМВД Томской области
19 января 2017 года в целях снижения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в том числе и детей, на территории Томской области сотрудники Госавтоинспекции проведут профилактическое мероприятие «Пешеход».
18.01.2018 ГИБДД
Автомобили, которые мешают уборке снега, эвакуируют с улиц Томска - ГТРК ТомскАвтомобили, которые припаркованы не по правилам и мешают уборке снега, эвакуируют с улиц Томска.
18.01.2018 ГТРК Томск
ГИБДД начала эвакуировать авто, мешающие уборке снега в Томске - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru Сотрудники администрации Томска ночью вышли в совместный рейд с инспекторами ГИБДД в район Белого озера.
18.01.2018 VTomske.Ru
Мэрия привлекла ГИБДД к эвакуации авто, мешающих уборке снега в Томске - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru Сотрудники администрации Томска ночью вышли в совместный рейд с инспекторами ГИБДД в район Белого озера.
18.01.2018 VTomske.Ru
С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий по причине превышения скоростного режима 23 января 2018 года на территории Томской области пройдет профилактическое мероприятие «Скорость».
22.01.2018 ГИБДД
JPEG Файл - УМВД Томской областиБлагодаря незамедлительному реагированию сотрудников оперативных служб Томской области, водитель и пассажиры сломавшегося автомобиля не замерзли на загородной трассе при температуре воздуха ниже - 45 С 0 . 21 января,
21.01.2018 УМВД Томской области
JPG Файл - УМВД Томской области14 января около 14 часов 30 минут на улице Мичурина, 55, произошло столкновение двух транспортных средств.
20.01.2018 УМВД Томской области
Семь и три
Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи области и железнодорожная компания АО «Кузбасс-пригород» подписали договор об обслуживании маршрутов Томск – Тайга и Томск – Асино на 2018 год.
Красное знамя
В Томске вынесен обвинительный приговор по уголовному делу о совершении развратных действий с  несовершеннолетней посредством сети Интернет - Прокуратура Томской областиКировский районный суд г.Томска признал 29-летнего томича виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.135 УК РФ (совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста,
22.01.2018 Прокуратура Томской области
Пожарные вынесли газовый баллон из горящего дома в Томском районе - ГТРК ТомскСегодня ночью, 23 января, в 2:29 в пожарно-спасательную службу МЧС России поступило сообщение о возгорании в двухэтажном бревенчатом частном жилом доме с одноэтажным дощатым тамбуром в селе Кафтанчиково Томского района Т
23.01.2018 ГТРК Томск
JPG Файл - УМВД Томской областиОколо 8 часов 25 минут  на улице Предвокзальной неустановленным автомобилем, под управлением неустановленного водителя совершен наезд на пешехода.
23.01.2018 УМВД Томской области
Акция "1+1":   с 23 по 28 января Томский областной краеведческий музей предлагает вам два билета по цене одного.
23.01.2018 Томский областной краеведческий музей
Скажу сразу, у одной из наиболее ярких актрис томской драмы Ирины Шишлянниковой творческую судьбу счастливой не назовешь.
22.01.2018 Красное знамя
«Симфония менестрелей». 21 января в органном зале Томской областной государственной филармонии состоялся совместный концерт томских бардов и Томского академического симфонического оркестра. - Администрация г.Томск«Симфония менестрелей». 21 января в органном зале Томской областной государственной филармонии состоялся совместный концерт томских бардов и Томского академического симфонического оркестра.
22.01.2018 Администрация г.Томск
Весело, весело встретим Новый год! - Томская неделя
Весело, весело встретим Новый год!
Первый благотворительный бал в танцевальном клубе “Диамант — ТПУ” 23 декабря 2017 г. танцевальный клуб “Диамант — ТПУ” (Томск) провел новогодний бал в паркетном зале учебного корпуса № 8 Томского политехнического университета.
Томская неделя
Контрастные танцы
Началась эта красивая история 20 лет назад, в 1998 году, когда две подруги-хореографа, выпускницы Кемеровского института культуры Елена Весельева и Наталия Наумова, решили открыть собственную студию.
Красное знамя
Рождение литературной гостиной - Томское Предместье
Рождение литературной гостиной
№12/5.01.2018 В декабре в зоркальцевской библиотеке состоялась встреча любителей поэзии Анны Ахматовой.
Томское Предместье
В Томске пройдет всероссийский исторический квест - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту2 февраля в творческом пространстве «Цех» состоится всероссийский исторический квест «Сталинградская битва».
23.01.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуВ Красноярске завершились чемпионат и первенство Сибирского Федерального округа по ушу-2018.
22.01.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Итоги регионального первенства по подводному спорту - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуВ бассейне спорткомплекса «Акватика» прошло первенство Томской области по подводному спорту среди юношей и девушек 2005-2006 годов рождения.
22.01.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Лыжные трассы не пустуют - Томское Предместье
Лыжные трассы не пустуют
№5/19.01.2018 13 января в с. Моряковский Затон состоялось личное первенство ДЮСШ № 1 Томского района по лыжным гонкам.
Томское Предместье
Свет для лыжников
В Томске работают три освещенные лыжные трассы: на стадионах «Метелица» (ул.
Красное знамя
JPG Файл - УМВД Томской областиОколо 8 часов 25 минут  на улице Предвокзальной неустановленным автомобилем, под управлением неустановленного водителя совершен наезд на пешехода.
23.01.2018 УМВД Томской области
Пропавший 16 января томич найден живым - ГТРК ТомскПропавший 16 января Андрей Шмельцер найден живым, сообщает поисковый отряд "Viktoria".
23.01.2018 ГТРК Томск
Сегодня, 23 января, губернатор Томской области Сергей Жвачкин проведет заседание областной межведомственной комиссии по реализации приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
23.01.2018 Администрация Томской области
О выявлении и уничтожении санкционных груш в г. Томске - Россельхознадзор Томской области            Сотрудниками Управления Россельхознадзора по Томской области при проведении мероприятий, направленных на выявление и пресечение оборота растительной продукции, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации,
22.01.2018 Россельхознадзор Томской области
Работники газовой службы спасли на пожаре мужчину в томском поселке - ГТРК ТомскРаботники аварийно-диспетчерской газовой службы спасли на пожаре мужчину, сообщает пресс-служба ведомства.
22.01.2018 ГТРК Томск