ПРОСТЫЕ И ГЛАВНЫЕ

Скажу сразу, у одной из наиболее ярких актрис томской драмы Ирины Шишлянниковой творческую судьбу счастливой не назовешь. Что тому причиной? Неудачно сложившиеся обстоятельства? Самостоятельный и твердый характер? Чьи-то происки и интриги? Не совсем так, но все же, все же… Перебирая свой архив, я была поражена тем, как мало писали об Ирине, особенно за последние годы. Хотя любой театрал назовет ее имя среди наиболее любимых и уважаемых.


В томскую драму вместе с мужем Ильей Гваракидзе прибыли в 1996 году. Выпускники одного из лучших театральных вузов страны – театрального училища им. М.С. Щепкина при Малом театре – они сразу были активно включены в репертуар. За короткий срок стали известны, любимы. Нелепая и смешная кухарка Настя, которой в силу обстоятельств приходится изображать царскую дочь Анастасию Николаевну в «Мандате» Николая Эрдмана, очаровательная провинциальная девушка Неля, появившаяся в жилище трех амбициозных молодых людей и перевернувшая их привычный и пижонский быт в «Жестоких играх» Алексея Арбузова… Эти и целый ряд других ролей Ирины, продемонстрировали огромную амплитуду актрисы – от драмы до эксцентриады.

- Вообще-то во время учебы я представляла себя трагической актрисой, такой как великая Мария Ермолова на картине Валентина Серова (кто не помнит – загляните в интернет, фигура актрисы монументальна и притягательна). И, конечно, мечтала о работе в Малом. Но при выпуске мои преподаватели сказали, что у меня существует несоответствие внешних и внутренних данных. На вид я молода, а внутренне гораздо взрослее. Предполагалось, что лет через десять все это соединится. 

Наверное, педагоги мыслили точно. Ирина была и остается умной и серьезной, ответственной и зрелой. Но при этом обладает чувством юмора, любит друзей и в компании может быть не только центром внимания, но еще и всех вкусно накормить. А Томск полюбил актрису безоговорочно, махнув на   любые несоответствия. Приведу один пример. Студенты-культурологи напросились на репетицию сказки, в которой на одну роль были назначены две актрисы. Другая исполнительница играла уверенно, смешно, создавая точный образ капризной и взбалмошной принцессы. Ирина, казалось, еще только нащупывала рисунок роли, была мягче, хотя занятного в поведении хватало и ей. После репетиции режиссер обратился к гостям:

  - Ну, рассказывайте, что увидели, что поняли, что не понравилось?

Студенты начали делиться впечатлениями.

- А кто из принцесс больше понравился?

И все сказали – Шишлянникова. Мы, профессиональные люди, не разглядели в тот момент сценического обаяния, а студенты назвали Иру, потому что уже хорошо знали, любили ее, я бы сказала, «держали за свою».  

Наиболее яркий этап первой половины жизни Ирины Шишлянниковой в театре связан с работой известного режиссера Бориса Цейтлина. Она сыграла Ангела в спектакле «Ангел приходит в Вавилон» по Фридриху Дюрренматту, номинированном на «Золотую маску», Дульсинею в «Дульсинее Тобосской» по Александру Володину, получив за эту роль спецприз жюри фестиваля «Сибирский транзит», была занята в спектакле «Придурок и другие» (коллаж из текстов нескольких европейских драматургов) в Международном проекте «Истории школьного двора».

Надо же было Володину так завернуть историю. Ведь пьеса начинается с того, что герой умер. Умер Дон-Кихот. Семь лет назад. И вдруг возникает поворот, когда женщина создает для себя героя. Сама. Ведь сегодня у нас не хватает людей, которые могли бы постоять за свое дело, слово и защитить женщину. Может быть, жизнь такая – все помельчало…

С Борисом Ильичом Ирине работалось в радость, а ему было интересно с теми, кто мог ему противостоять, настаивать на своем, преодолевая весьма бурные режиссерские проявления.

- Это такая редкость – встретиться с режиссером, которого понимаешь, и который начинает выявлять в тебе возможности, о которых ты сам не подозревал. 

Справедливости ради надо напомнить, что с таким же успехом и превосходными ролями существовал в театре и Илья. В то время их, как правило, и представляли вместе, в парных интервью и творческих портретах, тем более что они часто партнерствовали. 

В 2003 году родился сын. Ирина надолго выпала из репертуара. Она не из тех актрис, которые готовы в самое короткое время вернуться на сцену. К материнским обязанностям относится очень всерьез. Но в это же время «развелся» с театром драмы Илья. Разошлись характерами с тогдашним главным режиссером. 

В конце 2004 года, вернувшись на сцену, Шишлянникова сразу же продемонстрировала полную профессиональную оснащенность. Восхитительно сыграла Дорину в постановке «Тартюф, или Обманщик» Мольера. По мнению многих театралов ее веселая и хитроумная служанка была в этом представлении «первым номером». Но после этого наступило долгое затишье. Нет, роли выпадали, но – второго плана. Хотя и этих второстепенных персонажей постоянно замечали и отмечали. Не могу забыть одержимых проклятий Королевы Маргариты в «Ричарде III» Шекспира – они вскипали на ее губах, создавая ощущение физического воздействия. А за роль Матери в «Эквусе» Питера Шеффера Ирина получила премию областной «Маски» но - за «роль второго плана». 

Незабываемый Олег Афанасьев как-то   признался:

- Мне ведь осталось профессиональной жизни пусть даже лет пятнадцать. В сезоне получишь   пусть две хорошие роли, но это значит - мне осталось сыграть всего тридцать ролей! 

Таково восприятие своей жизни практически всеми настоящими актерами. Как же жить актрисе, которая почти не востребована? Кто-то впадает в депрессию, но Ирина не позволяет себе расслабиться. Вместе с Ильей, актрисой Ларисой Окишевой, иногда привлекая еще кого-то из коллег, они стали создавать программы, исполняя прекрасные литературные произведения с оркестром народных инструментов, проекты для камерных залов. При Пушкинской библиотеке Илья организовал молодежную студию «Ступени», где Ирина один из педагогов…

В театре за последние десять лет она сделала несколько уникальных вводов в спектакли идущего репертуара. А это требует от актера не только высокого профессионализма, но умения самостоятельно работать с драматургическим материалом и «прочитать» режиссерский замысел, который рождался в течение длительного процесса репетиций, а ты должен освоить все коллективно пройденное и найденное за   самый короткий период.

Валентина Бекетова не раз встречалась с Ириной именно в обстоятельствах вводов. И она сразу же выразила огромное уважение к ее профессиональным и человеческим качествам. Народная артистка России подтвердила то, с чего я начала разговор:

- Совершенно необходимо, чтобы театр озаботился судьбой этой замечательной актрисы. Вообще, современная режиссура очень мало внимания уделяет тому, чтобы раскрыть актера, предложить ему сделать что-то новое, а не катиться по привычным рельсам. Вводы Ира делает замечательно, но этого не хватает для полноценной актерской жизни. Когда она должна была ввестись в спектакль «Женщины на закате в отсутствии мужей», на первую же репетицию   пришла со знанием текста и всего спектакля. Пересмотрела видеозапись, запомнила мизансцены. И уже потом наполняла этот готовый рисунок своей личностью, своей энергетикой. Несправедливо, что она уже столько времени живет этими «счастливыми несчастными случаями». Ушла из театра какая-то актриса, она получает роль. 

В этом сезоне Ирина Шишлянникова сыграла несколько ролей в спектакле «Имажинарий м-ра О.Генри», построенном режиссером Андреем Черпиным как единое целое, но состоящее из фрагментов, тех самых образов, символов, на которые указывает нам необычное название. На мой взгляд, переходы Ирины из одного образа в другой филигранны и представляют нам абсолютно разных людей. При этом она демонстрирует   хороший вокал. Самый яркий эпизод, когда муж выманивает у жены доллар на пиво. Ирина Шишлянникова и Артем Киселев, репетируя, перепробовали массу всевозможных приспособлений. А оба горазды на выдумки. Артем рассказывал, что особенно разыгралась фантазия, когда принесли костюм   Ирины, который с помощью всевозможных толщинок, превращал ее в дебелую тетку. И когда эта нелепая уборщица потихоньку примеряет боа от роскошного алого платья – это не только смешно, но и очень трогательно. А ее попытки отстоять заработанное тяжким трудом от мужниных посягательств так понятно… И на что же покупается   эта необъятная честная труженица? Ну, конечно, на ласковое слово. Актеры проводят сцену как блестящие клоуны, сохраняя искренность при полной нелепице поведения.

Мне очень жаль, что формат газетного материала не позволяет поделиться тем многим, что говорила о своем понимании театра сама актриса:

- Это банально звучит, но я люблю театр, из которого выходишь, став лучше. Театр, где говорят про тебя, про твои чувства. Мне должно стать страшно, что я в жизни могу что-то пропустить - отношение к любви, родителям, семье… И напоминать простые вещи надо почаще.

Кто же с этим не согласится?

Мария СМИРНОВА,

зав. литературной частью Томского театра драмы.

 
По теме
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС
«Весеннее танго» - Детско-юношеская библиотека Возрастная категория: 6+ 15 марта в библиотеке состоялся концерт «Весеннее танго», посвященный весенним праздникам.
Детско-юношеская библиотека