Работать и подучиваться?

Работать и подучиваться?
Работать и подучиваться?
Фото: tomskw.ru

Перед многими студентами рано или поздно встает задача поиска работы или подработки, которую можно совмещать с учебой, особенно это актуально для студентов заочных отделений, от которых требуется присутствовать на парах только два месяца в году. При отсутствии опыта работы и диплома о высшем образовании выбор у студентов довольно ограничен, но даже те немногочисленные должности, на которые удается пробиться, таят в себе немало нюансов, которые могут сказаться на учебе.

Погоня за двумя зайцами или мультизадачность

Если рассматривать студентов очного и заочного отделений, которые совмещают работу с учебой, на первый взгляд может показаться, что для заочников это должно даваться значительно легче, ведь большая часть времени между сессиями у них свободна, а студентам очных отделений необходимо регулярно посещать пары. На самом деле многое зависит от способностей человека к самоорганизации и управлению временем, порой студентам-заочникам гораздо сложнее балансировать между зарабатыванием денег и получением высшего образования по ряду причин. Во-первых, свободное время между сессиями отводится для самостоятельного изучения дисциплин и вопреки расхожему мнению, (что заочникам делают поблажки на сессиях), многие преподаватели наоборот требуют углубленных знаний, аргументируя это большим количеством времени для подготовки. Во-вторых, постоянно пребывающим в учебном процессе студентам очного отделения проще держать себя в тонусе и не упустить тот момент, когда работа начинает сказываться на качестве обучения из-за нехватки времени. С другой стороны, очникам бывает довольно сложно найти работу, которую можно бы было подстроить по графику с парами, а с учетом домашней работы, лабораторных и различных конференций времени им критически не хватает.
Вообще нехватка времени — это первое, с чем придется смириться, если вы собираетесь совмещать работу и учебу. Являясь студентом заочного отделения и работая практически с самого начала обучения, я порой ловлю себя на мысли, что ощущаю себя персонажем мультфильма, который латает пробоину в лодке, а вместо нее появляются две новых пробоины. Подобно нерадивому лодочнику, я, уделяя больше времени и сил работе, в итоге заслуженно получаю несколько долгов на сессии, а концентрируясь на учебе, сталкиваюсь с завалами на работе. Думаю, это состояние знакомо многим работающим студентам. Отчасти мне повезло и удалось приобрести некоторый опыт работы в сфере контент-менеджмента, что позволяет выполнять работу удаленно, если разрешает работодатель, но времени это никак не экономит, а скорее, наоборот — размывает границы между рабочим и личным или учебным временем. Помню, как однажды сидел на одной из довольно важных пар (из разряда тех, на которых желательно полностью концентрироваться на лекции), чтобы не упустить что-то важное для понимания всего курса, кажется, — это был синтаксис — и набирал одной рукой на телефоне пост для нескольких социальных сетей по работе, а другой записывал определения. Кто-то называет это мультизадачностью, однако, чаще всего, это выглядит попросту как погоня за двумя зайцами.

Учебное выгорание тоже существует

Сотни статей о профессиональном выгорании и советов, как с ним справиться, но почему-то практически никто не пишет о выгорании учебном, а оно между тем существует, и работа, которую приходится совмещать с учебой, — одна из причин такого выгорания. Обычно должности, на которые с радостью готовы принять студентов, вроде официантов, продавцов-консультантов, операторов call-центра и т. д., связаны с достаточно высокой психологической нагрузкой из-за большого потока людей, с которыми приходится взаимодействовать. Такие типы работ отнимают много сил и приводят к тому, что на занятия научной деятельностью и изучение материалов по учебе просто не остается внутренних ресурсов. И выходит, что студент, который еще недавно горел желанием учиться и впитывать знания, необходимые в будущем для профессионального роста, начинает тяготиться этой учебой, выполняет задания вполсилы, экономя время, лишь бы только получить зачет или экзамен. Ценность получения высшего образования при этом падает в глазах студента, этот процесс начинает восприниматься не как поприще для всестороннего развития и возможность овладеть узкоспециальными навыками, а как простое ожидание “корочки”, некоторые вовсе отчисляются из университета, окончательно потеряв желание учиться.
Нельзя конечно утверждать, что всему виной в таких случаях работа, совмещаемая с учебой, все зависит от довольно большого количества факторов: насколько человеку изначально нравилась специальность, на которую он поступает, преподавательский состав и изучаемые дисциплины, коллектив в группе и т. д. Существует и немало противоположных примеров, когда люди настолько стремятся получить высшее образование, что готовы усердно зарабатывать на оплату обучения и при этом сохраняют в себе рвение к учебе. Но факт в том, что частенько работа может понизить интерес к получению образования.
Как выходить из ситуации?
Оптимальным вариантом, если вы действительно цените свое обучение и собираетесь после окончания университета трудиться по специальности, будет поиск работы, которая так или иначе поможет окунуться вам в атмосферу вашей будущей профессии. Это могут быть смежные отрасли или должности, не связанные с выполнением прямых профессиональных обязанностей, но в компаниях, где вы хотели бы работать в будущем по специальности. Например, обучаясь на факультете PR и связей с общественностью, можно банально подрабатывать интервьюером на различных социологических опросах. Или будучи студентом литфака, устроиться помощником редактора в какое-нибудь издательское агентство — примеров множество. Такие подработки приносят не так много денег, как хотелось бы, и мало чему могут научить из будущих прямых профессиональных обязанностей, но позволяют изучать сферу деятельности изнутри, вникать во все особенности организации труда и при должном упорстве открывают путь наверх, к должностям, которые соотносятся с вашим высшим образованием. Плюс ко всему у вас появляется опыт работы, который в будущем может помочь при трудоустройстве и сделает вас более ценным кандидатом.
Еще одним выходом, который подходит далеко не всем, но имеет право на существование, является заработок с помощью хобби. С одной стороны, если вы с упоением занимаетесь каким-то видом творчества или рукоделия, это всегда можно превратить в финансовую выгоду, продавая свои изделия или услуги. Но с другой стороны многие подмечают, что хобби, которое превращается в способ заработка, зачастую перестает приносить прежнее удовольствие вплоть до полного забрасывания этих занятий. Поэтому нужно тщательно взвешивать все за и против прежде, чем монетизировать свои увлечения.
В любом случае, при совмещении работы и учебы первое, чему придется старательно учиться, — это грамотное распределение собственного времени и способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Особенно это касается студентов заочных отделений, которые успевают отвыкнуть от образовательных процессов в большой промежуток между сессиями, полностью погружаясь в работу, и затем у них несколько дней теряется только на адаптацию к суматохе учебы.
В прежние времена (1960–1980 гг.) томские студенты подрабатывали, осваивая профессии уборщиц, санитарок (девушки) или вахтеров и грузчиков (юноши). Для подработки это идеальный вариант: физические нагрузки и свободная голова! Увы, эти места давно стали дефицитными, либо их заняли гастарбайтеры. Там, где платят за такую работу копейки при полном отсутствии соцпакета, чаще устраиваются мигранты. А там, где оплата труда вполне приличная и соцпакет гарантируется, — о, такие места передаются, как династические привелегии! — от матери к дочери, от отца к сыну!
Дмитрий Гулаков

 
По теме
Команды Томского государственного университета победили в федеральном конкурсе по разработке беспилотных летательных аппаратов «Разумные от народа».
В институте прошел круглый стол - Томский ИПКР ФСИН России 28 марта 2024 года в Томском ИПКР ФСИН России кафедрой служебно-боевой и тактико-специальной подготовки проведен круглый стол на тему «Организация служебной деятельности подразделений ФСИН России по конвоированию: состояние,
Томский ИПКР ФСИН России
Нехватка медиков сложилась в Стрежевом. Часть пациентов направляют в Томск и ХМАО - News.VTomske.Ru Дмитрий Кандинский / vtomske.ru В Стрежевом на севере Томской области не хватает медиков — приоритетная потребность во врачах в городской больнице составляет 13 специалистов, медицинских сестер и фельдшеров недостает 32,
News.VTomske.Ru
Увеличить - Законодательная Дума В Парабели при поддержке депутата Владислава Бородина состоялся областной этап фестиваля ветеранских хоровых и вокальных коллективов «Салют, Победа!», который посвящен приближающемуся Дню Победы.
Законодательная Дума
электронный каталог - МИБС г. Томска 31 марта в 11:30 муниципальная библиотека «Юность» приглашает всех желающих на заседание «Клуба любителей чтения хороших книг».
МИБС г. Томска