Работать и подучиваться?

Работать и подучиваться?
Работать и подучиваться?
Фото: tomskw.ru

Перед многими студентами рано или поздно встает задача поиска работы или подработки, которую можно совмещать с учебой, особенно это актуально для студентов заочных отделений, от которых требуется присутствовать на парах только два месяца в году. При отсутствии опыта работы и диплома о высшем образовании выбор у студентов довольно ограничен, но даже те немногочисленные должности, на которые удается пробиться, таят в себе немало нюансов, которые могут сказаться на учебе.

Погоня за двумя зайцами или мультизадачность

Если рассматривать студентов очного и заочного отделений, которые совмещают работу с учебой, на первый взгляд может показаться, что для заочников это должно даваться значительно легче, ведь большая часть времени между сессиями у них свободна, а студентам очных отделений необходимо регулярно посещать пары. На самом деле многое зависит от способностей человека к самоорганизации и управлению временем, порой студентам-заочникам гораздо сложнее балансировать между зарабатыванием денег и получением высшего образования по ряду причин. Во-первых, свободное время между сессиями отводится для самостоятельного изучения дисциплин и вопреки расхожему мнению, (что заочникам делают поблажки на сессиях), многие преподаватели наоборот требуют углубленных знаний, аргументируя это большим количеством времени для подготовки. Во-вторых, постоянно пребывающим в учебном процессе студентам очного отделения проще держать себя в тонусе и не упустить тот момент, когда работа начинает сказываться на качестве обучения из-за нехватки времени. С другой стороны, очникам бывает довольно сложно найти работу, которую можно бы было подстроить по графику с парами, а с учетом домашней работы, лабораторных и различных конференций времени им критически не хватает.
Вообще нехватка времени — это первое, с чем придется смириться, если вы собираетесь совмещать работу и учебу. Являясь студентом заочного отделения и работая практически с самого начала обучения, я порой ловлю себя на мысли, что ощущаю себя персонажем мультфильма, который латает пробоину в лодке, а вместо нее появляются две новых пробоины. Подобно нерадивому лодочнику, я, уделяя больше времени и сил работе, в итоге заслуженно получаю несколько долгов на сессии, а концентрируясь на учебе, сталкиваюсь с завалами на работе. Думаю, это состояние знакомо многим работающим студентам. Отчасти мне повезло и удалось приобрести некоторый опыт работы в сфере контент-менеджмента, что позволяет выполнять работу удаленно, если разрешает работодатель, но времени это никак не экономит, а скорее, наоборот — размывает границы между рабочим и личным или учебным временем. Помню, как однажды сидел на одной из довольно важных пар (из разряда тех, на которых желательно полностью концентрироваться на лекции), чтобы не упустить что-то важное для понимания всего курса, кажется, — это был синтаксис — и набирал одной рукой на телефоне пост для нескольких социальных сетей по работе, а другой записывал определения. Кто-то называет это мультизадачностью, однако, чаще всего, это выглядит попросту как погоня за двумя зайцами.

Учебное выгорание тоже существует

Сотни статей о профессиональном выгорании и советов, как с ним справиться, но почему-то практически никто не пишет о выгорании учебном, а оно между тем существует, и работа, которую приходится совмещать с учебой, — одна из причин такого выгорания. Обычно должности, на которые с радостью готовы принять студентов, вроде официантов, продавцов-консультантов, операторов call-центра и т. д., связаны с достаточно высокой психологической нагрузкой из-за большого потока людей, с которыми приходится взаимодействовать. Такие типы работ отнимают много сил и приводят к тому, что на занятия научной деятельностью и изучение материалов по учебе просто не остается внутренних ресурсов. И выходит, что студент, который еще недавно горел желанием учиться и впитывать знания, необходимые в будущем для профессионального роста, начинает тяготиться этой учебой, выполняет задания вполсилы, экономя время, лишь бы только получить зачет или экзамен. Ценность получения высшего образования при этом падает в глазах студента, этот процесс начинает восприниматься не как поприще для всестороннего развития и возможность овладеть узкоспециальными навыками, а как простое ожидание “корочки”, некоторые вовсе отчисляются из университета, окончательно потеряв желание учиться.
Нельзя конечно утверждать, что всему виной в таких случаях работа, совмещаемая с учебой, все зависит от довольно большого количества факторов: насколько человеку изначально нравилась специальность, на которую он поступает, преподавательский состав и изучаемые дисциплины, коллектив в группе и т. д. Существует и немало противоположных примеров, когда люди настолько стремятся получить высшее образование, что готовы усердно зарабатывать на оплату обучения и при этом сохраняют в себе рвение к учебе. Но факт в том, что частенько работа может понизить интерес к получению образования.
Как выходить из ситуации?
Оптимальным вариантом, если вы действительно цените свое обучение и собираетесь после окончания университета трудиться по специальности, будет поиск работы, которая так или иначе поможет окунуться вам в атмосферу вашей будущей профессии. Это могут быть смежные отрасли или должности, не связанные с выполнением прямых профессиональных обязанностей, но в компаниях, где вы хотели бы работать в будущем по специальности. Например, обучаясь на факультете PR и связей с общественностью, можно банально подрабатывать интервьюером на различных социологических опросах. Или будучи студентом литфака, устроиться помощником редактора в какое-нибудь издательское агентство — примеров множество. Такие подработки приносят не так много денег, как хотелось бы, и мало чему могут научить из будущих прямых профессиональных обязанностей, но позволяют изучать сферу деятельности изнутри, вникать во все особенности организации труда и при должном упорстве открывают путь наверх, к должностям, которые соотносятся с вашим высшим образованием. Плюс ко всему у вас появляется опыт работы, который в будущем может помочь при трудоустройстве и сделает вас более ценным кандидатом.
Еще одним выходом, который подходит далеко не всем, но имеет право на существование, является заработок с помощью хобби. С одной стороны, если вы с упоением занимаетесь каким-то видом творчества или рукоделия, это всегда можно превратить в финансовую выгоду, продавая свои изделия или услуги. Но с другой стороны многие подмечают, что хобби, которое превращается в способ заработка, зачастую перестает приносить прежнее удовольствие вплоть до полного забрасывания этих занятий. Поэтому нужно тщательно взвешивать все за и против прежде, чем монетизировать свои увлечения.
В любом случае, при совмещении работы и учебы первое, чему придется старательно учиться, — это грамотное распределение собственного времени и способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Особенно это касается студентов заочных отделений, которые успевают отвыкнуть от образовательных процессов в большой промежуток между сессиями, полностью погружаясь в работу, и затем у них несколько дней теряется только на адаптацию к суматохе учебы.
В прежние времена (1960–1980 гг.) томские студенты подрабатывали, осваивая профессии уборщиц, санитарок (девушки) или вахтеров и грузчиков (юноши). Для подработки это идеальный вариант: физические нагрузки и свободная голова! Увы, эти места давно стали дефицитными, либо их заняли гастарбайтеры. Там, где платят за такую работу копейки при полном отсутствии соцпакета, чаще устраиваются мигранты. А там, где оплата труда вполне приличная и соцпакет гарантируется, — о, такие места передаются, как династические привелегии! — от матери к дочери, от отца к сыну!
Дмитрий Гулаков

 
По теме
Томские самбисты посетили Международный центр самбо - Департамент общего образования Делегация Томской области в составе 24 школьников – участников Всероссийского проекта «Самбо в школу» вернулась в Томск из Москвы, где посетила Международную выставку-форум «Россия».
Департамент общего образования
Стартовал региональный этап конкурса «Сердце отдаю детям» - Управление образования В 2024 году количество участников Регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» составило 37 человек из 12 муниципалитетов Томс
Управление образования
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС