Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Школа свободной жизни

Школа свободной жизни - Tomsk.Ru
Школа свободной жизни - Tomsk.Ru
Школа свободной жизни - Tomsk.Ru
Школа свободной жизни - Tomsk.Ru
Школа свободной жизни - Tomsk.Ru
Городской портал Tomsk.Ru. Школа свободной жизни - Tomsk.Ru
Фото: www.tomsk.ru

Есть в Томске школы, о которых мало кто знает. Неудивительно: их выпускники не проходят парадным шествием по улицам города, не фотографируются с мэром в Лагерном саду. Учатся там не до 11-го, а до 12-го класса. «Дай списать» — такое не практикуется, школьники поясняют: это им неинтересно, хочется найти решение самостоятельно. Среди преподавателей — кандидаты наук. Введено раздельное обучение, как было практически во всех учебных заведениях Российской империи: мужские гимназии, женские пансионы... Такое есть и сейчас в некоторых особо элитных школах. Чуть ли не в каждом классе — дорогое интерактивное оборудование. Ученики — призеры различных конкурсов.

Не спешите искать эти уникальные школы, чтобы записать в них свое чадо. Людям, которые поступают туда, порой под 30 лет, а то и более. Некоторые из них к началу этой учебы даже основы из начальных классов не помнят. А вместо перемен там — перекуры. Эти школы находятся на территории СИЗО и колоний.

«Собственно, у нас тут не школа, а учебно-консультационный пункт — филиал школы, которая работает на базе ИК-4», — рассказывает по пути к учебному заведению замначальника ЛИУ-1.

Это колония строгого режима, но с особенностями: здесь созданы условия для тех, кто болен туберкулезом, поэтому сюда привозят осужденных, приговоренных к разным видам режимов. От провожатого же узнаю «историю и проблематику вопроса»: по закону, если осужденный на воле не окончил школу, он обязан получить аттестат в колонии. Однако есть два «но». Обязанность эта распространяется только на тех, кто моложе 30-ти. Как только пошел четвертый десяток — все, имеешь право от учебы отказаться, даже если уже начал ходить в «колониальную» школу. И еще — если по ту сторону «колючки» ты умудрился окончить менее пяти классов, здесь тебя — опять же, по закону — вряд ли посадят за парту. По той простой причине, что обучать таких школьников надо с нуля, а времени на это не хватит, как правило, они даже читать и писать не умеют. «Крестик» в качестве подписи — оказывается, такое до сих пор существует.

Вот сейчас, пока мы еще не пришли, необходимо небольшое лирическое отступление. Иначе может подуматься, что «граждане начальники» относятся к таким сидельцам-недоучкам с пренебрежением. Знаете, сколько раз я общалась с сотрудниками УФСИН, столько раз поражалась тому, насколько тактично они обращаются со своими «подопечными» и как защищают их права. Не всякий родитель так своего ребенка защищает. Ничего, кроме уважения, это не вызывает.

Но вот и школа — будем все же называть ее так. Уютное здание. Само оно относится к федеральной собственности, поскольку принадлежит колонии. А вот все, что внутри — это уже имущество муниципальное. Школами в томских колониях, как и обычными, ведает городской департамент образования.

Портреты классиков и плакаты с формулами на стенах. Шкафы с учебниками. Подхожу посмотреть — да, как в обычных школах. У меня ребенок по таким же занимается. Новые столы. Ну, во всяком случае, выглядят, как новые. Чистенькие, никаких рисунков на них.         

«В условиях отряда постоянно однообразная обстановка, она давит на психику. А когда наши ученики приходят в школу, особенно в 4-й колонии, где у нас и 3D-телевизоры, и художественное оформление классов хорошо поставлено — вы знаете, это воспитывает в людях культуру, им приятно находиться и заниматься в этой обстановке. Да вот вам простой житейский пример. Когда я начинал работать в конце 90-х годов, все парты у нас были изрисованы и исписаны. Сердца, кресты — чего там только не было. Вот недавно мы мебель обновили — вы знаете, хоть бы кто что написал. Это тоже показатель того, что осужденные — нормальные люди, они развиваются. Я их спрашиваю: «А почему вы на партах не рисуете ничего?». Они говорят: «На красивое рука не поднимается». Вот такой интересный психологический момент. Красота и порядок вокруг воспитывают в человеке культуру, а для осужденного это очень важно, чтобы он почувствовал себя настоящим человеком и нормальным гражданином. Ведь некоторые парни оказались в колонии в силу разных обстоятельств: трудное детство, в том числе, сказалось. Кто-то рос в неблагополучной семье, кто-то в детском доме. В колониях хотят дать им возможность почувствовать себя людьми. Учителя к ним по-человечески настроены, и они это чувствуют».

Это начал разговор директор средней вечерней школы № 4 Игорь Никонов.  С первых секунд общения становится ясно: человек на своем месте.

«Вот я сам как директор могу сказать: я не хочу смотреть на их статьи, я вижу перед собой людей, и я со своими коллегами должен помочь им стать хорошими гражданами. Я и педагогов наших этому учу: не надо создавать в себе неприязнь и неприятие этих учеников. Надо смотреть на них как на обычных парней, которые рядом с нами живут. Это общество в миниатюре, где, как известно, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться».

Пока мы разговариваем, в класс заходят трое теперь уже бывших учеников, тихонько, чтобы не мешать, усаживаются за парту — сперва надо дать слово педагогам. Владимир, Сергей, Виктор недавно окончили 12-й класс — выпускники, со дня на день им вручат аттестаты. Этот торжественный момент в школах колонии наступает позже, чем в обычных, и не везде в один день. Например, в девичьей колонии, где живут и учатся девочки-подростки, выпускной уже состоялся.

«Наша школа находится на территории ВК-2, — рассказывает ее директор Марина Пушкарева. — На начало года учились у нас 62 девочки, на конец года — 60 (не потому, что две бросили школу, а потому что освободились или были переведены во взрослые колонии — прим.ред.) . Еще у нас есть три учебно-консультационных пункта: в СИЗО-1, СИЗО-2 в Колпашево и в колонии-поселении ЛИУ-1. В целом численность по школе — порядка 120-ти человек. В этом году у нас в целом во всей школе 30 обучающихся получили аттестаты: 18 — о среднем общем и 12 — об основном общем образовании.

В нашей школе уже не один год обучающиеся сами делают выбор, как им сдавать выпускные экзамены — в форме государственного выпускного экзамена или в форме ЕГЭ. В этом году у нас численность по ЕГЭ как никогда превысила прошлые годы. Шесть девочек сдавали ЕГЭ: по математике — и базовый уровень, и профильный, а также по русскому языку. Сдали успешно. По математике (базовый уровень) одна девушка выполнила все задания на «пятерку», остальные тоже хорошо написали. Математика (профиль) тоже сдана неплохо: одна девочка набрала 68 баллов. А по русскому одна обучающаяся сдала ЕГЭ на 96 баллов! У всех этих девочек сразу было видно большое желание учиться. И мы, и они сами были уверены в результатах».

Серьезные успехи есть и у взрослых школьников. Причем, соревнуясь в познаниях, они соперничают не только друг с другом: участвуют в общегородских и областных конкурсах, наравне с обычными учениками.   

«У нас есть целый ряд настолько умных парней, которые занимают первые места в таких конкурсах и получают за это денежные призы, им на личные счета приходят деньги, — подхватывает тему замдиректора и заведующий филиалом 4-й муниципальной вечерней школы Вячеслав Щеголихин. — Представляете, приходит он в отряд и говорит: «А мне премия в семь тысяч рублей пришла за конкурс». Все, конечно, удивляются: о, как так? Такие моменты тоже повышают уровень учеников в глазах их товарищей».

Обеспечивать такой уровень образования помогает современное интерактивное оборудование. Два года назад школа № 4 вошла в число шести лучших инновационных школ по городу. В связи с этим ей было выделено дополнительное финансирование, и в школе, и ее филиалах появились не только новенькие парты, но и интерактивные доски, около 50-ти компьютеров, спутниковое телевидение с учебными программами, электронный журнал…

«Это такой телевизор, установленный в коридоре. Дневников у нас нет, а с помощью этого журнала ученик может посмотреть свои оценки. Мы в техническом плане оснащены великолепно — не хуже, а может даже и чуть лучше обычных городских школ», — продолжает Игорь Никонов.

Что до предметов, здесь есть дополнительные занятия по астрономии — это сейчас в тренде. Кроме того, помимо стандартных математики, русского языка, физики, химии и так далее в школе усиленно в каждом классе преподается право, чтобы осужденные знали, как жить на свободе, какие законы существуют, какие изменения в них вносятся. Еще есть такой курс как «Основы безопасности своего здоровья» — о том, как практически обеспечить себе здоровый образ жизни; какие проблемы могут окружать сегодняшних учеников после выхода на волю. Главная общая цель педагогического коллектива — не вручить аттестаты, а подготовить своих воспитанников к освобождению, чтобы там они почувствовали себя полноценными гражданами.

В работе учителям помогают сотрудники колоний. И наоборот: уже около 20-ти лет 4-я школа ведет эксперимент, согласованный с УФСИН еще в конце 90-х годов. За каждым отрядом колонии закреплен куратор-учитель — помощник от школы для начальника отряда. Постоянный контакт школы с начальниками отрядов помогает лучше узнать психологию осужденных, выработать к ним индивидуальный подход.   

«У нас смыкаются несколько задач, — объясняет директор. — Во-первых, школа действует как образовательный центр. Во-вторых — как культурный центр: здесь преподается целый комплекс соответствующих предметов. Есть, например, «Основы киноведения», «Психология жизни» — такие курсы даются в виде дополнительных занятий, кружков и факультативов. «Основы финансовой грамотности» ввели в этом году. И на «Основы компьютерной грамотности» ребята ходят, мы открыли компьютерный класс, он дал нам возможность такие занятия проводить. Что примечательно, большой интерес к английскому языку. Даже образовалась платная группа, департаментом образования у нас поощряются еще и платные образовательные услуги. Даже осужденные, которые не обучаются в школе, ходят заниматься английским. Также есть желающие ходить на курсы русского языка, у нас обучается много мусульман, для них мы такие курсы организовали. Они делают очень хорошие успехи и очень довольны. Ну и третья задача — подготовка к жизни на свободе. Вот эти три задачи проходят у нас через призму всех уроков, дополнительных занятий и прочих мероприятий, которые проводятся в отрядах».

Главный показатель эффективности работы таких школ тоже отличается от общепринятого. Количество призеров на конкурсах и олимпиадах, число поступивших в вузы — это все, конечно, важно и замечательно. Но в приоритете здесь другой критерий — процент рецидива. Те, кто закончили школу, пока отбывали наказание, совершают повторные преступления в 2,5-2,7 раза реже, чем другие осужденные. Эти цифры не с потолка взялись, педагоги проводили социологические исследования.     

Но, разумеется, дальнейшей учебе — после окончания школы — в колониях тоже особое внимание. Можно пойти получать как среднее профессиональное, так и высшее образование: идет сотрудничество по обучению осужденных с Современной гуманитарной академией — там учат на менеджеров и юристов, а также с Томским политехническим техникумом. В академии обучаются дистанционно, через интернет. С преподавателями техникума общаются во время их приездов в колонию, в рамках микросессий. Уже есть выпускники, которые сейчас, после двух лет обучения в техникуме на базе школы, успешно работают на севере на буровых установках и получают весьма неплохие зарплаты. Да и вообще — историй успеха бывших великовозрастных школяров много.

«Я иногда бываю в администрации Томска и вижу там предпринимателей, которые были нашими учениками, — рассказывает Игорь Никонов. — Мало кто знает, что они когда-то сидели, а сейчас это известные люди. Да и просто на улицах Томска я практически каждый день встречаю кого-то из бывших осужденных. Они все благожелательно настроены, и у них удачно сложилась судьба после выхода из колонии: хорошо устроились в бизнесе, обзавелись семьей, детьми. Они подходят сами и рассказывают о своих успехах. Основная масса наших учеников все-таки не возвращается на зону, и теперь они благодарят за то, что мы заставили их учиться в школе. Ведь поначалу многие сопротивляются этому, а потом втягиваются и даже, закончив школу, нам покоя не дают в хорошем смысле слова: хотят ходить на дополнительные занятия, курсы. Объясняют так: «Мне это интересно, без учебы я в отряде отупею». 

Еще один показательный пример: был в 4-й школе ученик, который мог закончить срок по УДО. Но сказал, что подождет еще полгода, пока не закончит 12 классов и не получит аттестат. Этот мужчина, кстати, на сегодняшний день — самый возрастной выпускник данной школы. Закончил он ее, когда ему было уже 55 лет.

«Он нам говорил: «Я вернусь к себе на Родину (он то ли из Узбекистана был, то ли из Таджикистана), у меня там невестка работает в школе, и я тоже буду образованным человеком и стану за внуками приглядывать». Как он объяснил, у них там немногие люди его возраста и чуть помладше имеют полное школьное образование, так как начинали работать и помогать своим семьям в достаточно раннем возрасте», — вспоминают своего ученика педагоги. 

В сравнении с ним одноклассники Владимир, Виктор и Сергей — мальчишки. Им от 31-го до 34-х лет. На воле окончили от семи до девяти классов. Причем, Сергей, например, до пятого класса был отличником.   

«Потом, — рассказывает, — связался с плохими компаниями, родители вовремя не доглядели — работали. Сел по малолетке. Во время того срока тоже в школу ходил, но срок был маленький — закончить учебу не успел, конечно, освободился. Потом сел еще раз. Здесь, когда был в 9-м классе, мне исполнилось 30 лет, но школу я не бросил, поставил цель закончить полный курс. Теперь планирую, если получится, поступить на высшее. В колонии работаю в пекарне, а поступать хочу на менеджмент, такая профессия везде пригодится. Может, потом удастся устроиться в «нефтянку»…

Разговор оживляется: будущие абитуриенты порой чуть ли не хором рассказывают про свои успехи и планы. 

«Раньше молодые были, горячие, но сейчас остепенились. — Я даже женился здесь в колонии. — Конечно, пора остепениться, жить нормально. — Вот в 12-м классе изначально нас было 15, а дошли до экзаменов девять. Кто-то освободился, кто-то написал отказную после того, как исполнилось 30 лет. Но таких, кто бросил школу, мало. Если начал, зачем бросать? Тем более, время на учебу есть, на работе подменяют, если заниматься надо. Образование в жизни пригодится. — У тех, кто бросает учиться, просто нет цели. А надо поставить перед собой цель: вот, мне надо доучиться, и идти к ней несмотря ни на что. Те, кто к цели не идут — слабенькие они».

У Владимира это уже третья «ходка». «Три года в этот раз выпали из жизни», — комментирует он. На самом деле, не совсем выпали. Не факт, что оставаясь на свободе, он задумался бы об окончании школы и поступлении в вуз:   

«Я на IT-технологии собираюсь пойти, сейчас это пользуется спросом на рынке труда. До этого у меня были мысли на экономиста поступить, но пока учился, прогресс не стоял на месте, и я все же сделал выбор в пользу IT.   Cрока у меня осталось немного: один год и три месяца. Возможно, я начну здесь обучение, если найдется подходящее учебное заведение, а может, только после освобождения. Просто учеба в Современной гуманитарной академии, о которой говорил наш директор, предполагает, что человек, находящийся на свободе, должен ездить в Москву, чтобы сдавать заключительные экзамены, а это не просто. Находясь здесь, я, конечно же, мог бы их сдать дистанционно, но из-за маленького оставшегося срока не успею».

У Виктора на будущее тоже все продумано. Академия, а потом — работать в машиностроении. У него хорошо задались дела с математикой, хотя на воле таких талантов за собой не замечал.

«У меня есть тут знакомый, он первый семестр в академии уже закончил. Когда я посмотрел тесты, которые он выполнял, понял, что смогу там учиться. Я даже порой помогал ему. Все-таки, многое зависит от преподавателей. Здесь учителя реально заинтересовывают и объясняют все понятно. Возможно, были бы в обычной школе такие педагоги, так многие из нас тут не оказались бы».

«Вот я тоже обратил на это внимание, — сразу подтверждает Владимир. — Если вспомнить то время, когда я учился в школе на свободе, я на уроках химии вообще ничего не понимал. А здесь стал понимать хотя бы основы, разобрался, что к чему».

«Ну и потом, когда ты видишь, что у тебя что-то получается, тебе еще интереснее становится, и ты стараешься дальше продвинуться, — это уже Сергей добавляет. — Вот бывает, что зачеты мы сдаем на компьютерах. Я здесь компьютер в первый раз увидел. То есть, знал, что они есть, но ни разу не сталкивался. А тут научили обращаться, вроде, удается потихоньку».

Так трогательно: своим школьным удачам эти мужчины радуются, как дети.

«Порой, бывает, викторины проводят, за участие ручку, например, или блокнот, или кроссворды дарят. Приятно! — А я в прошлом году четыре грамоты получил. Вон одна моя висит, в этом кабинете».

Обладатель грамоты с гордостью показывает ее, улыбаясь, фотографируется рядом. Эти снимки останутся в архиве УФСИН: выставлять их на всеобщее обозрение без письменного согласия осужденного нельзя. Соглашаются на то, чтобы об их судимости узнали все подряд, немногие. Оно и правильно, им еще детей воспитывать и учить и самим тоже — учиться и учиться. 

 

Ирина Костина

В СИЗО-1 осужденным выдали аттестаты о среднем образовании - УФСИННачальник СИЗО-1 УФСИН России по Томской области Виктор Пастушенко и его заместитель Сергей Овчинников вручили аттестаты о среднем общем образовании семи осужденным из отряда хозяйственного обеспечения и одному  - аттест
16.06.2017 УФСИН
«Правовой» блок вопросов в декабре - Законодательная Дума«Комитетскую» неделю перед заключительным в этом году собранием Законодательной Думы Томской области открыл комитет по законодательству, государственному устройству и безопасности.
12.12.2017 Законодательная Дума
"Прямая" телефонная линия - Министерство юстиции"Прямая" телефонная линия В пятницу, 15 декабря 2017 года, отдел по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований,
12.12.2017 Министерство юстиции
#Офигеннопокатались: два перелома после спуска с детской горки в Томске - Агентство новостей ТВ-2Томичка Диана Ерофеева решила прокатиться с ребенком с детской горки рядом с домом по Льва Толстого, 81.
12.12.2017 Агентство новостей ТВ-2
Лучшее новогоднее оформление выберут в Бакчарском районе - ГТРК ТомскВ Бакчарском районе проходит традиционный конкурс на лучшее новогоднее оформление.
12.12.2017 ГТРК Томск
Депутаты внесли поправки в закон о содержании собак и кошек в Томской области - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru На заседании комитета облдумы по законодательству, государственному устройству и безопасности депутаты внесли поправки в законопроект о содержании собак и кошек в регионе,
12.12.2017 VTomske.Ru
19 декабря в 10:00 по московскому времени в режиме онлайн состоится «круглый стол» на тему «Различия мотивации профсоюзного членства в зависимости от типа отношений работодателя и профсоюза.
12.12.2017 Федерация Профсоюзов Томской области
Хакатон по созданию высокотехнологичных решений для цифровой медицины Digital Health прошел в Томске на прошлой неделе.
12.12.2017 Томский обзор
Завершились курсы повышения квалификации для музейных специалистов, которые проводятся в ТОКМ с 2010 года.
12.12.2017 Томский областной краеведческий музей
Томичи могут сделать новогодние подарки малышам, от которых отказались в роддоме - ГТРК ТомскПоисковый отряд "Viktoria" совместно с благотворительным фондом "Благовест" и Российским союзом спасателей предлагает присоединиться к акции "Подарим детям сказку".
12.12.2017 ГТРК Томск
Депутаты Законодательной Думы области приняли участие в ежегодной региональной неделе приемов, прошедшей в общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Д.А.
12.12.2017 Красное знамя
В Томске прошел хакатон по цифровой медицине - Администрация Томской областиПобедители хакатона DigitalHealth получили возможность развития проектов в корпоративном акселераторе МТС и поддержку томских партнеров — СибГМУ, компаний «Элекард-Мед», «Меднорд-Т» и «БиоТок».
12.12.2017 Администрация Томской области
6_thumb_main - САН ТомскУченые Томского политехнического университета предложили новый подход к тушению и локализации лесных пожаров, позволяющий эффективнее расходовать воду.
12.12.2017 САН Томск
Городской портал Tomsk.Ru. В поселке Кузовлево горел кирпичный жилой дом Томск новости - Tomsk.RuКирпичный двухквартирный дом горел в поселке Кузовлево под Томском, сообщили в понедельник корреспонденту портала Tomsk.ru в пресс-службе областного управления МЧС.
12.12.2017 Tomsk.Ru
Томским журналистам рассказали, как передовые IT-технологии способствуют формированию среды добросовестных налогоплательщиков - УФНСО том, как новейшие цифровые технологии позволяют ФНС России повышать эффективность налогового администрирования и качество обслуживания налогоплательщиков, шла речь на семинаре,
12.12.2017 УФНС
В Томской области возбуждено уголовное дело о получении взятки должностным лицом за совершение незаконных действий - Следственный комитетСледственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Томской области на основании материалов, поступивших из УФСБ России по Томской области, возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника ОГКУ «Томскавтодор»,
12.12.2017 Следственный комитет
JPG Файл - УМВД Томской областиВ ходе проверки оперативной информации сотрудниками уголовного розыска МО МВД России «Асиновский» установлен подозреваемый в незаконном изготовлении боеприпасов.
12.12.2017 УМВД Томской области
JPG Файл - УМВД Томской областиТомск Около 11 часов 25 минут на улице Вокзальной, 32 автомобилем Honda Accord, под управлением 27-летнего водителя, при движении задним ходом, совершен наезд на пешехода.
12.12.2017 УМВД Томской области
Похищенное сокровище - Томская неделя
Похищенное сокровище
Ежегодно пропадают более 15 тыс. детей. 95% из них удается найти. Живыми или мертвыми… Похищенное сокровище Обычный спокойный день среди недели.
Томская неделя
Редкие фотографии и учебники химии XIX века покажут на выставке к 150-летию Николая Кижнера в НТБ ТПУ - ТПУВ Научно-технической библиотеке Томского политехнического университета (ул.
12.12.2017 ТПУ
Ведомственные и - ГТРК ТомскПарламентская комиссия по культуре и туризму обсудила изменения в деятельности областных музеев, которые их ждут в связи с принятием существенных поправок в федеральный закон о музеях и музейном фонде.
11.12.2017 ГТРК Томск
В четверг, 14 декабря, в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» (пер.Нахановича, 3а) пройдет выставка программы «Родом из Сибири», авторами которой станут молодые современные художники.
12.12.2017 Томский обзор
Музейная перестройка
Парламентская комиссия по культуре и туризму обсудила изменения в деятельности областных музеев, которые их ждут в связи с принятием существенных поправок в федеральный закон о музеях и музейном фонде.
Красное знамя
Юрьев Николай Николаевич - Томская неделя
Крепость в бою — крепость в семье
Вокруг нас живут удивительные, подчас героические люди, и беда в том, что мы порой ничего не знаем о них и не стремимся узнать.
Томская неделя
Фото на память - Томская неделя
Скульптура и стихи — это все музыка
Подведены итоги городского творческого конкурса детских рисунков в рамках художественного этапа проекта “Экология Жизни” После конкурса сочинений “Экология Жизни” был организован второй этап — конкурс детских рисунков.
Томская неделя
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спортуВ эфире телеканала «Россия 1» 9 декабря вышла запись финального этапа открытого областного детского спортивного телевизионного проекта по программе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и оборо
12.12.2017 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Юные акванавты и дайверы - РОО ФПСТОIII международный фестиваль водных видов спорта, прошедший в Томске с 28 ноября по 3 декабря, объединил более 1000 поклонников подводного спорта - любителей и профессионалов, детей и ветеранов, томичей и зарубежных гостей.
12.12.2017 РОО ФПСТО
Тяжелая атлетика. Турнир памяти Виктора Разина - SportUs.proНа помосте учебно-спортивного корпуса ТПУ состоялся Кубок Томской области по тяжелой атлетике.
12.12.2017 SportUs.pro
Хотите делать добро?
Заявки на конкурс волонтерских инициатив «Хочу делать добро» принимаются до 10 января.
Красное знамя
Анатолий Ефимович Петров. Беседа с ветераном - Томская неделя
Славный труженик и боевой солдат всегда в строю
Ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Ефимович Петров — наш земляк, житель Томска.
Томская неделя
Награда губернатору
Президент Всероссийского общества качества (ВОК) Геннадий Воронин вручил губернатору Сергею Жвачкину высшую награду общества — медаль имени Ивана Ильина.
Красное знамя
Лондонский университет подтвердил статус «teaching institution» (обучающего института) для Томского государственного университета.
12.12.2017 ТГУ
В Томской области возбуждено уголовное дело о получении взятки должностным лицом за совершение незаконных действий - Следственный комитетСледственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Томской области на основании материалов, поступивших из УФСБ России по Томской области, возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника ОГКУ «Томскавтодор»,
12.12.2017 Следственный комитет
Томская область заняла 11-е место среди 85 субъектов Российской Федерации по результатам социально-экономического развития в 2016 году.
12.12.2017 Администрация Томской области
Большинство обращений (96 %) в региональный Центр медицинской и фармацевтической информации касались наличия и стоимости лекарств в аптеках.
12.12.2017 Администрация Томской области
Вопросы взаимодействия самозанятых лиц и органов ПФР,  отчеты, которые предоставляют самозанятые лица в ПФР в 2018 году - Пенсионный фондС 01.01.2017 функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование от органов ПФР перешли в налоговые органы.
12.12.2017 Пенсионный фонд