Соединяя мосты

Есть люди-эпохи, с именами которых связано развитие отдельных отраслей, а порой и всего региона в течение десятилетий. К таким людям смело можно отнести Василия Николаевича Музалева.

Сегодня мы говорим мосты, подразумеваем - Музалев. Под его руководством за 40 лет в регионе построены сотни мостов, начиная от Томска вплоть до границы с Ханты-Мансийским автономным округом и в других регионах России. Сооружены такие стратегически важные объекты, как автодорожный мост через р. Обь у села Мельниково, мост через р. Томь, мост через р. Чулым в Первомайском районе, мост через р. Кия в Зырянском районе, мосты через р. Васюган, Парабель и так далее к нефтяным месторождениям. Построены набережная реки Ушайки, транспортные развязки на ул. Пушкина – пр. Комсомольский и ул. Балтийской. Все возведенные им объекты по сей день работают на благо жителей региона. С января 2013 года Музалев - депутат Законодательной Думы области, где представляет интересы не только жителей Белоозерского округа Томска, для которого он делает очень многое, но и всех томичей. И сегодня на новом для себя участке Музалев так же, как и раньше, трудится с полной самоотдачей, не жалея сил, времени, ресурсов продолжает работать на развитие области. 

 

Мы стремились 

принести пользу стране 

Для Василия Музалева строительство мостов неразрывно связано как с личной жизнью, так и развитием Томской области. После школы он подал документы в Институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «Мосты и тоннели». И ни разу об этом не пожалел. Окончив в 1974 году Новосибирский институт, затем два года служа в армии, трудился на всесоюзной стройке – строительстве Байкало-Амурской магистрали, где и начал возводить свои первые мосты. 

- Условия там были очень тяжелые: жили в палатках, в том числе зимой. Но эта была хорошая   школа, - рассказывает Василий Николаевич. - Вообще после окончания Новосибирского института я должен был поехать в Киев, но выбрал БАМ, отправился за романтикой. Тогда у молодежи был искренний патриотизм, мы стремились сделать что-то полезное для страны. В 1976 году после демобилизации вернулся в Новосибирск, и мне, молодому специалисту, предложили место работы в четырех городах. Я выбрал Томск, город, который меня очаровал, так и остался здесь. Поэтому нынешний год знаменательный для меня по многим позициям. 

Работая в Томской области, Василий Музалев прошел путь от мастера до директора Мостоотряда № 101. В первый же год он сразу был брошен на серьезный участок – сооружение первого моста по путепроводу на СХК. Затем долгое время трудился на севере, строил мосты через р. Васюган к нефтяным месторождениям. 

- Так же, как и на БАМе, условия на томском севере были не сахар, - рассказывает Василий Николаевич. - В районе нефтяных месторождений располагалось множество больших и малых рек, но ни мостов, ни дорог не было. Всю дорожную инфраструктуру приходилось отстраивать с нуля. Ведь для Сибири с ее бескрайними просторами и гигантскими расстояниями между населенными пунктами от наличия дорог и мостов зависит жизнь многих городов и сел. Но государство прекрасно понимало, какую громадную роль играют   дороги и мосты для развития территорий, многих отраслей промышленности, для освоения нефтяного севера.

 

Боевое крещение 

В 80-е годы Василий Музалев вместе с коллективом своего предприятия сооружал один   из важнейших инфраструктурных объектов для нашего региона - мост через Обь в районе с. Мельниково. 

- Мост начал строиться по инициативе Егора Лигачева. Стройка велась пять лет - с 1982 по 87-й год - и была под самым пристальным контролем обкома партии. Штабом стройки руководил первый зампредседателя облисполкома Алексей Демчук, - вспоминает Музалев. – На этом объекте я получил огромную школу и прочувствовал, насколько большое значение имеют дороги и мосты как для жизни простых людей, так и для развития экономики. Недаром говорят: «дорога – это жизнь». А еще говорят: «соединяем берега – соединяем судьбы». Ведь из-за отсутствия моста на Оби во время ледохода возникали огромные проблемы со снабжением отрезанных от «большой земли» территорий. И даже молоко возили на вертолете из Шегарки в Чернышевку. 

На строительстве моста томские строители применили самые передовые на тот момент технологии в Советском Союзе. Это сейчас их называют модным словом «инновации», а тогда - без всякого пиара и ненужной словесной трескотни Василий Музалев внедрял множество по-настоящему нестандартных технических и технологических решений, которые служат людям по сей день. За ввод в эксплуатацию моста через Обь многие работники предприятия были удостоены правительственных наград и поощрений, а Василий Музалев награжден медалью «За трудовую доблесть», Серебряной медалью ВДНХ «За внедрение новых технологий», стал лауреатом   Государственной премии Совета Министров СССР.  

Именно на строительстве моста через Обь Музалев принял «боевое крещение» - это был его первый внеклассный мост, построенный по индивидуальному проекту. Надо сказать, что не каждому мостостроителю улыбается удача построить в жизни хотя бы один такой мост, а у Василия Николаевича впереди их будет еще несколько. В следующем году исполнится 30 лет, как этот мост связал областной центр с семью районами, все Приобье и север области.  

Как и все объекты, построенные впоследствии Василием Музалевым, мост через Обь был сдан «под ключ» - с благоустройством, подъездами, новыми инженерными коммуникациями, без каких-либо недоделок, в общем, так, чтобы к нему не возвращаться в течение многих-многих десятилетий.        

- Наша отрасль в те годы была на пике своего развития, - вспоминает Василий Николаевич. - В то время многие районы области, особенно северные, были отрезаны от областного центра. Всюду в райцентрах люди добирались через реки на паромных переправах. Во время весеннего паводка сельские жители не могли попасть в больницы областного центра… Поэтому строить мосты для нашего региона всегда было жизненно важной, государственной задачей. И я счастлив, что всю жизнь занимался таким нужным для наших земляков делом.    

 

Cохранил коллектив             и предприятие 

В 1989 году Василий Музалев был избран трудовым коллективом директором Мостоотряда № 101. Первая десятилетка руководства предприятием пришлась у него на сложнейшие для всей страны 90-е годы. Неплатежи, сумасшедшая инфляция, развал промышленности, грабительские кредиты в банках под 100-200 процентов… Но даже в таких невероятно критических условиях Музалеву удалось сделать главное: сохранить предприятие, удержать уникальный коллектив, находить новые заказы, возводить важнейшие для региона объекты. 

- В тяжелейшие для страны годы мы умудрились соединить мостами нашу область, от Томска до Каргаска, - говорит Василий Музалев. - А ведь все это были дорогостоящие, капиталоемкие объекты, но нас всегда поддерживала областная власть. Именно в то время наше предприятие соединило Томск с Бакчаром и Тегульдетом, построило мост через реку Кия в Зырянском районе.  

Именно в 90-е начал строиться второй автомобильный мост через Томь на северном обходе Томска. 

- Я всегда мечтал построить второй мост через Томь, потому что уже тогда город не справлялся с транспортным потоком, ведь все крупные промышленные предприятия располагались в северной части Томска и Северске, - говорит Музалев. – Этот мост должен был стать элементом томской кольцевой автомобильной дороги, выбросить   транспортный поток из центра Томска. Его строительство можно назвать сплошным испытанием на прочность. Бесконечные срывы финансирования, графики поставки стройматериалов, простои, невыплаты зарплаты, хроническое безденежье, взаимозачеты… - все это было. Но мы справились. Нас поддерживал губернатор   Виктор Мельхиорович Кресс. Несколько раз стройка фактически замораживалась, но, в конце концов, вопрос с финансированием удалось пробить на уровне правительства. 

14 августа 1999 года, на три месяца раньше положенного срока, Северский мост через Томь был сдан в эксплуатацию. Помимо губернаторов всех сибирских регионов тогда на его открытие в Томск приехал Владимир Путин, буквально несколько дней до этого назначенный на должность премьер-министра. И это не случайно, поскольку на тот момент это был один крупнейших новых инфраструктурных объектов в России. 

- На торжественной церемонии открытия Владимир Владимирович сказал, что он не имеет никакого отношения к строительству этого 800-метрового моста и поэтому пусть красную ленточку перерезают другие, те, кто этого заслуживает, - рассказывает Музалев. – Но именно тогда Владимир Путин дал обещание помочь с финансированием строительства автомобильного моста через реку Чулым в Первомайском районе. Томские власти 20 лет мечтали об этом мостовом переходе. И Путин слово свое сдержал. 

Это был очень дорогостоящий объект. Естественно, без помощи правительства построить его было нельзя. Областной бюджет сначала выделил деньги на проектные работы, потом пошли средства из федерации. Мост через Чулым, впоследствии названный Троицким, строился пять лет и был сдан в августе 2006 года. И, по традиции, Музалев применил при его строительстве самые современные технологии. В этом году мосту исполняется 10 лет, и жители Первомайского района уже не представляют своей жизни без него. 

 

сколько еще предстоит...

Накануне 400-летия Томска Мостоотряд 101 сделал для города красивый подарок, построив набережную р. Ушайки у здания администрации области. Вот уже 12 лет это   любимое место отдыха томичей и всех гостей города. Вскоре после 400-летнего юбилея Томск выиграл конкурс на право строительства Особой экономической зоны, и компания Музалева приняла самое непосредственное участие в развитии транспортной инфраструктуры в ОЭЗ. Мост через Ушайку на ул. Балтийской, железнодорожный переезд, ряд других объектов – все это тоже дело рук его предприятия. 

Ну а следующим крупнейшим объектом Музалева стала пушкинская развязка, построенная в 2012 году в рекордно короткие сроки, всего за полтора года – в два раза быстрее, нежели по нормативам. О необходимости строительства развязки в районе 4-й поликлиники до этого говорили 20 лет. Наконец, правительство России выделило деньги в рамках обеспечения транспортной доступности томской ОЭЗ. Коллектив под руководством Василия Музалева проделал колоссальный объем работы. Помимо самой пушкинской развязки была расширена ул. Пушкина, отремонтированы все прилегающие улицы (улицы Вокзальная, Железнодорожная, Транспортная, пер. Путевой) и инженерные коммуникации (водопроводы, теплотрассы, линии электропередачи и так далее). В результате развязка   обеспечила беспрепятственный проезд транспорта с пр. Комсомольского по четырем направлениям, связала сразу несколько городских районов, а участок 4-й поликлиники избавила от бесконечных заторов.  

- Оглядываясь назад, понимаешь, что сделано немало. И я благодарен судьбе, что она ко мне была благосклонна, - говорит Василий Николаевич. – И в то же время для развития региона в самое ближайшее время требуется построить и реконструировать еще десятки мостов.            

Василий Музалев считает, что необходимо построить мост через р. Обь в районе Колпашева, чтобы соединить этот город с «большой землей» и закольцевать дорогу, начатую мостом через Чулым в районе Асина. Мост откроет перспективы для развития экономики северных районов, повысит их инвестиционную привлекательность. 

В связи с активным развитием Томска давно перезрел вопрос по строительству двухуровневых развязок в районе пл. Южной на Мокрушинском переезде, на пл. Транспортной и на Степановском переезде.

- Строим там новые микрорайоны, те же Южные ворота, а люди становятся заложниками неразвитой инфраструктуры, - сетует Василий Музалев. – Но без транспортной доступности не будет развития города! Главная наша беда в том, что сегодня нет готовых проектов, с которыми можно выходить на федеральный уровень, стучаться во все кабинеты и «выбивать» финансирование.  

Развиваются также северная часть областного центра и закрытый город, поэтому нуждаются в реконструкции дорога Северск-Томск со строительством двухуровневой развязки на железнодорожном переезде по ул. Смирнова в районе АРЗа.  

 

на благо земляков  

Однако реализовать все эти проекты Василий Музалев помогает теперь региону уже на новом для себя поприще. С января 2013 года Василий Николаевич избран депутатом Законодательной Думы   области от Белозерского избирательного округа № 7 г. Томска, председателем комиссии по промышленности, дорожному хозяйству, природным ресурсам и экологии. И на новом месте он трудится с полной самоотдачей на пользу жителей своего округа и всех томичей. Также Музалев много общается с жителями округа, детьми и молодежью, проводит открытые уроки в школах Октябрьского района    

- Работа депутата, если к ней относиться с полной ответственностью, сложна и многогранна, - признается Музалев. - Нужно глубоко вникать во многие законопроекты, понимать, как они отразятся на жизни простых людей, на предпринимателях; выходить с собственными законодательными инициативами, направленными на улучшение жизни томичей и бизнеса. Необходимо общаться с людьми, держать руку на пульсе событий, проводить встречи с избирателями своего округа, вникать в их проблемы, помогать решать насущные бытовые вопросы школам и детским садам. 

Результаты деятельности Музалева и в Думе, и на округе доказывают: при правильном   отношении к своим обязанностям, к чаяниям избирателей можно сделать много полезного для конкретных людей, для жителей своего округа, для всех томичей. Василий Музалев не скрывает, что будет участвовать в выборах, которые состоятся 18 сентября этого года. Ведь у него еще столько жизненной энергии и энтузиазма, столько задумок, планов, идей. 

- Я считаю, что в Думу должны прийти люди, которые знают жизнь изнутри, которые имеют за своими плечами опыт на производстве, в социальной сфере, - высказывает свое мнение Василий Николаевич. – И в Думе, и на своем избирательном округе нужно работать не от выборов к выборам, а каждый день. Именно в этом состоит задача депутата. И народ это увидит, потому что людей не обманешь, они могут отличить, где голый пиар, а где реальные дела.  

…Оглядываясь на его жизненный путь, понимаешь, что все 40 лет работы на томской земле этот уникальный человек, человек-эпоха служил томичам, своему региону, ставшему для него родным. Да, многое уже сделано. Но у Василия Николаевича Музалева по-прежнему есть искреннее желание, силы и возможности сделать жизнь своего города, всей области лучше, есть неиссякаемое стремление приносить пользу родной земле, своим землякам.

Владимир МАРКОВ.

 
По теме
Прокуратура Советского района г. Томска утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее судимого 27-летнего жителя областного центра.
Томской межрайонной природоохранной прокуратурой 27 марта 2024 года в преддверии начала пожароопасного сезона проведено совещание с крупнейшими лесопользователями региона и представителями Департамента лесного хозяйства
Все сладко спали, не ожидая беды - МЧС России 29 марта в 4:54 утра на центральный пункт пожарной связи поступил звонок о возгорании входа в тамбур второго подъезда 2-хэтажного брусового жилого дома по адресу: г. Томск, ул.
МЧС России
ПСС спасла 7-летнего ребенка, вытащив его из ямы на Мичурина в Томске - РИА Томск Голубев Михаил Валерьевич © телеграм-канал "Спасатели Томска" Семилетний ребенок упал в земляную яму на улице Мичурина в Томске накануне вечером; после того как очевидцы не смогли вытащить пострадавшего,
РИА Томск
1 апреля с 17:00 до 19:00 и. о. главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Светлана Сергеевна Станкевич проведет очный прием граждан в рамках реализации в Томской области проекта «Открытый прием».
Томский ЦМП
Томская область присоединится к всероссийской акции «Верни герою имя» - Департамент общего образования Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» запустило всероссийскую акцию «Верни герою имя», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Департамент общего образования
Томские казачата представили социальный проект «Сибирский казачок» - Департамент общего образования Ученики казачьих классов школ Томской области завершили работу над вторым сезоном образовательного проекта «Сибирский казачок», реализованный школьниками Кривошеинской школы им.
Департамент общего образования