Соло в исполнении директора

Сегодня одна из главных партий его жизненного спектакля, если говорить на языке оперы, — ария директора Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова. Аналогия не случайна, зрители знают Павла Никитина как замечательного вокалиста, голосу которого подвластны и задушевный романс, и мажорные итальянские песни, и классические оперные арии, и полные драматизма роли в музыкальных спектаклях.

Господин случай

В детстве он всегда был очень плотно занят — разные виды спорта, радио- и фотокружки, класс балалайки в музыкальной школе. «Однажды моим педагогом по сольфеджио моей маме на родительском собрании было сказано: мальчик хороший, спортивный, но с музыкой надо завязывать», — улыбается Павел Никитин. Тогда никто и подумать не мог, что судьба уготовила ему профессию музыканта.

Но все решил господин случай. После школы Павел Никитин серьезно готовился поступать на спортфак Томского пединститута, мечтал стать тренером. В день экзамена по легкой атлетике у него поднялась высокая температура, которая помешала выполнить нормативы. И в резервный день пересдать не смог, болезнь не отступила. Полностью выздоровел лишь наутро того дня, когда   списки поступивших абитуриентов были утверждены. Прием в вузы закончился, поезд ушел, что дальше? И тут по радио Павел случайно услышал о дополнительном наборе в музыкальное училище.

  Поступил, как балалаечник, на отделение народных инструментов, через полгода его приняли еще и на вокал. «До сих пор благодарен педагогу Светлане Николаевне Кравченко, которая и сейчас работает в нашем колледже, и моему первому педагогу по вокалу Татьяне Кашавовне Гойхман, — признается Павел Никитин. — Зашел на прослушивание тоже, можно сказать, случайно, и меня сразу взяли». Окончил музучилище с двумя красными дипломами.

Вот так, нежданно-негаданно, вместо спортивной карьеры началась жизнь музыканта. Впрочем, судьба и раньше подавала знаки, только они стали понятны спустя годы. Однажды школьник Никитин на областном конкурсе исполнил соло для балалайки с оркестром и в качестве награды получил пластинку с оперой Чайковского «Опричник». Пожал плечами: тогда и подумать не мог, что станет солистом оперного театра и не раз будет петь в операх Чайковского, а ария Ленского из «Евгения Онегина» пройдет через его творческую карьеру красной нитью.


Театральный романс В оперный театр его пригласили стажером, когда он учился на втором курсе Красноярской академии музыки и театра по специальности «Оперное пение». Молодого тенора быстро взяли в штат. С того момента творческая жизнь Павла Никитина на протяжении двух десятилетий была связана с театрами. Самая памятная оперная роль для него — купец Лыков в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Роль сложная и драматическая, Лыков был женихом красавицы Марфы, пока девушку не присмотрел себе в невесты царь Иван Грозный. Начал петь эту партию, будучи студентом, и поначалу давалась она непросто, пока работал в театре, исполнял ее часто.   Еще одной сложной и эмоционально затратной   работой, оставившей глубочайший след в душе, стала роль Христа в мюзикле «Иисус Христос - суперзвезда» Уэббера в Северском музыкальном театре. «Порой после спектакля приходилось надевать темные очки, потому что плакал и не мог успокоиться, — вспоминает артист. — Чтобы воплотить эмоции своего персонажа, которого сначала принимают, потом предают,   показать этот переход через страдания к финальной сцене воскрешения, кстати, очень интересно и эффектно решенной режиссером, — все это требовало большой эмоциональной и психологической самоотдачи. Очень значимый для меня спектакль, он красной нитью прошел через мою работу в музыкальном театре». Участие и победы в вокальных конкурсах в жанре романса, оперетты, мюзикла — тоже значимая веха творческой биографии Павла Никитина. «Конкурсное выступление предполагает обнажение артиста — нет концертного света,   костюма, нет помощи режиссера, спрятаться не за что, на первом плане — только исполнительское и   артистическое мастерство». Так, например, было на конкурсе романсов имени Изабеллы Юрьевой в Таллинне, где Павел Никитин   занял призовое место. До этого была «Романсиада», которая, собственно, и привела его к жанру романса. Но также вспоминается и Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени   Курочкина   в Екатеринбурге, где помимо исполнительского мастерства приветствуется и решение номера. На нем Никитин выступал трижды, становился и дипломантом, и лауреатом. — Занял второе место, но это была достойная победа, — вспоминает он. — Мы полгода готовились к этому конкурсу вместе с солисткой Северского музыкального театра Анной Смирновой, занимались акробатикой, фехтованием, актерским   мастерством, сценической речью, даже костюмы специальные сшили с поролонками   под плечи, чтобы было не больно падать. Это одна из побед, которыми горжусь: удалось попасть в число лучших   вокалистов страны в жанре оперетты и мюзикла.
Администратор  и педагог Больше года Павел Никитин занимает должность директора музыкального колледжа.   «Представить себе не мог, что когда-то окажусь в этом кресле, — признается он. — Для меня это большая ответственность: сам здесь учился, у нас много педагогов из числа выпускников музучилища, и имя   знаменитого выпускника Эдисона Денисова, которое носит наш колледж, тоже ко многому обязывает». Менеджер — это отдельная профессия, где важно уметь выстраивать управленческие процессы. «Но музыкальный колледж — это иной случай, — продолжает Павел Иванович. — У него есть душа, которую я чувствую, пусть это громко сказано. Для меня главное не процессы, а люди – студенты, преподаватели, сотрудники. На юбилее колледжа, который мы отметили в апреле, я говорил, что хотел бы, чтобы студенты гордились своим колледжем и помнили всегда свои студенческие годы. И это не пустые слова. Мне кажется, я не смог бы руководить каким-то другим учреждением, пусть даже похожего профиля». К административной карьере он особо не тяготел, но всегда стремился к расширению собственных горизонтов. Работая в музыкальном театре в Северске, окончил международный факультет управления   ТГУ по   специальности   «Государственное и муниципальное управление». Во время учебы понял, что знаний недостаточно: профессия музыканта исключила из его практики ряд понятий, связанных с экономикой и правом, и три года учебы эти пробелы не восполнили. Проучился по президентской программе подготовки управленческих кадров, после чего   работал заместителем директора ТЮЗа, а потом возглавил музыкальный колледж. Что касается   педагогической работы, она Павлу Никитину уже была знакома — шесть лет он ведет в ТПУ студенческую студию «Мюзикл». Кстати, одна его ученица поступила в музыкальный колледж, учится и одновременно заканчивает магистратуру в вузе. «Мне очень приятно, что удалось развить потребность в музыке и привлечь человека в нашу профессию, — отмечает педагог. — В преподавании, прежде всего, опираюсь на свой опыт и вокальную методику, которую я сначала изучал в Томском музыкальном училище у Светланы Николаевны Кравченко. В институте искусств мы вокальную методику проходили у профессора Екатерины Константиновны Иофель, которая была   педагогом Дмитрия Хворостовского. Она была очень требовательной, до сих пор храню все конспекты с ее занятий. Надо совершенствоваться, развиваться и быть полезным   студентам. Собственно, поэтому сейчас много читаю методической вокальной литературы». 
Зрители в твоем купе Когда-то, еще в пору студенчества, молодые стройотрядовцы   ехали в Херсон, некоторые ребята сидели с гитарами в своих купе и играли. А те, кто не играл,   бродили по вагону, слушая то одного музыканта, то другого, и, в конце концов, оставались там, где им больше нравилось. — Я понял, что   когда люди приходят в твое купе или на твой концерт — это самое ценное, — говорит Павел Никитин. — Зрители в судьбе артиста — это вообще отдельная тема. Всегда с большим почтением отношусь к зрителям, если честно, для меня всегда очень дорого, когда, делая выбор между своими делами, другими концертами или спектаклями, люди приходят именно на мой концерт. Вообще должен сказать, что у нас очень благодарные зрители, перед которыми всегда   приятно выступать, потому что знаешь: ты точно получишь обратную связь и отдачу. Это взаимодействие зрительской чуткости с тем, что отдает певец, — и есть тот самый магнетизм, который привлекает публику в зал, а артистов — на сцену. Главное, чтобы   у зрителя в душе и сердце отозвалось то, чем ты пытался поделиться. По мнению Павла Никитина, Томск — музыкальный город со своей творческой средой, которая помогает развиваться. «Как вокалист работаю со многими музыкантами, сейчас сотрудничаем со Светланой Чудаковой, Андреем Чудаковым. С гитаристкой Анной Денисовой у нас получился интересный опыт: сделали несколько романсов с гитарой. С дирижером и композитором Валерием Ермошкиным у нас большая творческая история. Есть совместные проекты с народной артисткой России Людмилой Травкиной, очень много программ сделали и исполнили   с Томским русским оркестром и его дирижером Ольгой Алёшиной. Я и сейчас, находясь на административной работе, считаю своим долгом раз в год, а то и чаще делать сольные концерты, готовлю новые программы. Певец не может не петь, артист не может не выходить на сцену. Когда человеку дано что-то, он обязан этим делиться — доносить до зрителя, передавать свои знания студентам. А иначе для чего ему это все дано?» Юлия КЛИМЫЧЕВА
 
По теме
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС
«Весеннее танго» - Детско-юношеская библиотека Возрастная категория: 6+ 15 марта в библиотеке состоялся концерт «Весеннее танго», посвященный весенним праздникам.
Детско-юношеская библиотека