Сто оттенков черного и белого

Работы черно-белые, но сколько в них силы и эмоций! Это Сибирь, это природа Принарымья, и те герои, кто осваивает суровые края, нефтяники и лесозаготовители.

Линогравюры художника Владимира Гроховского представлены в областном краеведческом музее на выставке «Спасенная графика». На открытии экспозиции говорили о творчестве мастера и вспоминали самого художника, ушедшего из жизни еще в 1971 году.
Владимир Гроховский родился в Колпашеве. И 33 графические работы, ставшие основой выставки, хранятся в фондах Колпашевского краеведческого музея, отдела областного краеведческого.
- «Спасенная графика» - один из тех проектов, которые мы делаем к своему юбилею, ведь нашему музею в этом году 95 лет, - объясняет Светлана Зоркальцева, заместитель. директора музея по культурно-образовательной деятельности и связям с общественностью. – Владимир Гроховский - очень талантливый человек с трагической судьбой. В его работах такая роскошная природа, выразительно передана мощь родного края, столько экспрессии, динамики… Мы решили это показать, чтобы томичи знали об этом талантливом художнике.
Название выставки «Спасенная графика» не случайно. У графики, сегодня бережно представленной в музейном зале, непростая судьба. Драматичную историю хорошо знает Юрий Рассамахин, старший научный сотрудник музея, прежде работавший в Колпашеве: «В Колпашеве директором музея была Евгения Михайловна Ефимова, замечательный человек, музейщик, педагог по образованию. Когда я впервые увидел гравюры Гроховского, то они были в плохом состоянии. Тогда Евгения Михайловна рассказала мне, что однажды заглянула в местный Колпашевский дом культуры и испытала шок. Там шел ремонт, работы Гроховского были разбросаны по полу. С потолка падала известь, на полу был строительный мусор, рабочие ходили и топтали гравюры сапогами. Коллекция погибла бы, если бы Евгения Михайловна как истинный музейщик не собрала бы ее и не поставила на учет. Так работы удалось спасти».
Гравюры сразу произвели на Юрия Рассамахина большое впечатление.
- Они мне показались родными и близкими, я же колпашевец, родился в тех краях, где художник делал свои рисунки, видел ту же природу, бывал на вахте, - уточняет Юрий Кузьмич. - Сразу почувствовал: эти работы созданы от души, я им верю. Лаконичная графика точно передает движение природы, динамику людей и пафос 60-х годов. Это потрясающе! Уже потом я больше узнал о Гроховском. Художники, такие, как Герман Завьялов, говорили о нем с огромным уважением. Запомнилось мне и что Владимир Григорьевич - фронтовик, был топографом в артиллерийском полку, был ранен при освобождении Латвии, получил медаль «За отвагу». Те, кто общался с ним лично, вспоминают скромность художника и его доброту.
Силуэты узнаваемых сибирских кедров на фоне рассвета, бурная, весенняя река и простой, теплый бревенчатый домик, решительное, с резкими чертами, лицо сибиряка, осваивающего север…  Черно-белые работы лаконичны, но передают очень многое.
- «Черная» графика 60-х годов привлекает до настоящего времени, что удивительно, но привлекает она по праву, - полагает Татьяна Микуцкая, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, заведующая научно-исследовательским отделом художественного музея. – Гроховский – это эпоха, художник большого стиля. Их было в Томске несколько, все уже ушли, и ушло понятие большого стиля. Владимир Григорьевич был не только графиком, он также прекрасный живописец, вел дневники, из них понятно, что у него был легкий слог. Он и музейщик: создал несколько панорам для музея, самой любимой у томичей была «Пойма реки Оби». Еще этот одаренный человек пел и музицировал… Я  видела Гроховского только один раз. Училась во втором классе, когда родители привели меня в музей. Мне запомнился красивый мужчина, стильно одетый, с бабочкой. У него были седая шевелюра и пронзительные глаза. Он кого-то ругал: азартно, увлеченно, а потом они помирились и обнимались.
Татьяна Николаевна считает, что случайная встреча с ярким художником стала одним из поводов заинтересоваться миром искусства, пойти в художественную школу.
- В то время в Сибири жили могикане от большого искусства. В Томске Владимир Гроховский, в Красноярске Андрей Поздеев, в Новосибирске Николай Грицюк, хотя города не имели значения, они были людьми мира, талантливыми и сильными, - уверена искусствовед. – Их работы могут сравниться с выставляющимися на мировых аукционах. Это высочайший уровень, такой человек когда-то жил в Томске, и его окружала целая плеяда ярких людей. Сын Гроховского Володя (его уже нет в живых) дал мне возможность поработать с дневниками художника. Там много интересной информации, в том числе описывалось, как создавалась томская флотилия (ее потом продолжали Герман Завьялов, Виктор Самойлов и другие), когда томские художники плыли по малым рекам области, писали картины и влюбляли нас в те края через свое творчество…
Татьяна Николаевна подчеркнула, что художник владел разными техниками, писал акварели, делал рисунки, работал с тиражной графикой.
- Это талант, умение жить, он был в гармонии с миром и людьми, - считает Татьяна Микуцкая. - И вы сейчас прикасаетесь к этой гармонии. Спасибо музеям, что сохранили его работы, что, впрочем, их основная функция. Но Гроховского нельзя музеефицировать, он вырывается из любых рамок. Он называл работы по-разному, приписывал различным сериям и так много сделал в тиражной графике, что исследователи много лет пытаются составить каталог его работ и не могут.
Пришли на открытие «Спасенной графики» и те, кто дружил с Гроховским. О художнике вспоминал писатель, поэт Вениамин Колыхалов: «Владимир Григорьевич при жизни и после ухода из нее редко становился героем больших выставок, мы все рады, что такое событие совершилось. Этот человек был предан искусству, любил его, оставил большое наследство. Я хорошо помню его полотно «Дым», оно было великолепно! Если Айвазовский мог, казалось, с закрытыми глазами написать воду, море, то Гроховский также умел писать кедр, свое любимое дерево, оно присутствует на многих гравюрах».
Вениамину Колыхалову доводилось видеть, как художник работает: «Когда я иду в Колпашеве по улице, где жил Гроховский, то словно на машине времени перемещаюсь в прошлое. Вспоминается поездка с моим братом и Владимиром Григорьевичем в деревню Сосновку. Видел, как Гроховский делает этюды. Его комары облепили, кровь пьют, а он не замечает, не отвлекается от работы. Я провел на севере лет 50, точно могу сказать: картины Гроховского правдивы, там все прописано до мелочей. Только влюбленный в свою работу и нашу нарымскую природу мог так точно черно-белые мазки положить на полотно».
Писатель Сергей Максимов, посмотрев выставку Гроховского, предположил, что художник различал 100 оттенков черного и белого. Наверное, так и есть, поэтому лаконичные, на первый взгляд, работы можно рассматривать долго, и друг на друга они не похожи.
«Спасенную графику» в краеведческом музее будут показывать до конца сентября.
Ожидается, что на выставке будут проводить встречи с теми, кто не понаслышке знаком с томским севером. Это и нефтяники, газовики, кто его осваивал, и поэты, писатели, музыканты, кто о нем писал. Затем экспозицию покажут не только в Томске, а также в области, в филиалах краеведческого музея.
Мария СИМОНОВА.

 
По теме
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС