То ломают, то строят…

Последние десятилетия мы все маемся в поисках национальной идеи. Ищем страстно, горячо, спотыкаясь и вновь стараясь разглядеть свет в конце тоннеля. Но пока не находим. Точно так же и с приоритетами развития: то во главе угла стояла приватизация всего и вся, которая должна была стать основой новой экономики, потом плавно перешли к формированию госкапитализма, мол, только государство может эффективно управлять крупнейшими предприятиями и, соответственно, всей экономикой... Следом настала пора «инноваций», которые привели к созданию уже легендарного Сколково. Теперь же основой нашего будущего считается развитие человеческого капитала.

О человеческом капитале говорил Владимир Путин во время послания Федеральному Собранию, человеческий капитал стал основой для будущей стратегии развития от Алексея Кудрина, которую все ждут не дождутся... А, собственно, что такое человеческий капитал? Если не углубляться в терминологию, то это те знания и навыки, которыми обладают жители страны.
В советское время именно люди были основным достоянием и гордостью государства. Именно они претворяли в жизнь колоссальные проекты и делали великие научные открытия. Нефть же только обеспечивала финансирование (да и то в большей степени в послевоенное время).
А что теперь? Много ли прорывных продуктов создано? Много ли уникальных открытий сделано? Почти ничего. А самый популярный персонаж науки и всего, что около нее, пожалуй, небезызвестный Виктор Петрик, ставящий под сомнение всю отечественную науку.
За рубежом встречаются родные имена ученых, но они почти все работают под флагами других стран, да и относятся к старшему поколению. А закладывает фундамент такой научной деградации современная школа. Сегодня ее главная задача - выпустить ученика по окончании им 11-го класса и забыть о нем, как о страшном сне. Реальные знания никого не интересуют: сдал ЕГЭ, ответив почти наугад, получил аттестат - и гуляй смело.
Мчимся, высунув язык на плечо, к тому, чтобы показать хороший результат в рейтинге ООН, оценивающем количество грамотных людей и долю учащихся среди всего населения. Формально у нас все учатся и получают аттестаты и дипломы, это помогает держать неплохое 32-е место из 188 возможных (лет 30 назад это было бы жутким позором).
Вот и последние изменения в ЕГЭ, с которым ранее не соглашался ни один из ведущих вузов, нацелены на дальнейшее упрощение прохождения выпускного экзамена. Количество зданий по биологии в этом году сокращено с 40 до 28, химия лишилась 6 заданий (теперь их 34), времени, отведенному на экзамен, накинули еще полчаса.
Но не успели упростить, как снова спешим усложнить жизнь выпускникам: на днях министр образования и науки Ольга Васильева предложила ввести обязательную сдачу истории в рамках ЕГЭ. Еще даже не успела высохнуть типографская краска на переписанных и стандартизированных учебниках истории, как уже спешат экзаменовать. За десять лет ЕГЭ научились «натаскивать» на тестовый формат, теперь вот придется тренировать скорость реакции на нововведения. Из последних инициатив ведь не только история, теперь еще и сама тестовая часть под вопрос ставится.
Неудивительно, что с такими «дергаными» школьными реформами Россия по качеству высшего образования не входит даже в топ-25 стран мира. Что делать с подростками, которые кое-как получили аттестат только за то, что 11 лет периодически появлялись в школе? Тянуть дальше, выдавая дипломы чуть ли не за факт посещения вуза (и некоторую плату).
И не надо говорить, что «молодежь нынче не та». Если бы это было правдой, то человечество давно бы вымерло. У нас здесь есть две основные проблемы - девальвация статуса учителя и полная безынициативность учеников (читай: инициатива, срубленная на корню).
В педагоги сегодня очередь не стоит. Непомерная нагрузка, моральный фактор, при котором учитель сегодня фактически наделяется разве что правом трансляции написанного в учебниках, не дай бог решиться на какой-либо воспитательный жест - тут же набегут возмущенные родители с бесконечными претензиями на гениальность и единственную правоту своего чада.
Проще не связываться, чем отбиваться от таких нападок. По зарплатам учителей можно услышать множество различных мнений: кто-то говорит, что они у педагогов высокие, в Москве только средняя зарплата школьных учителей составляет порядка 70 тыс. руб., кто-то говорит, что учителя получают нищенские подачки и работают на чистом энтузиазме.
Действительно, в Москве и некоторых труднодоступных, но богатых нефтью и газом регионах зарплаты по 70 - 80 тыс. руб. - норма. В этот список попали Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Магаданская область и Камчатский край. Именно эти регионы и вытаскивают «среднюю температуру по больнице» до заявленных Ольгой Голодец 36,8 тыс. рублей. Вместе с этим в Саратовской области учителя получают 22,5 тыс. руб., в Дагестане и вовсе 17,4 тысячи. И последние суммы куда ближе к реальности, с которой сталкивается большинство учителей, а не отдельные везунчики.
Зато по официальным документам все соответствует поставленным целям роста зарплат учителей. Достаточно только применить пару сомнительных приемов – и, пожалуйста, ты эффективный менеджер, добившийся роста зарплат педагогов. Так, например, в 2015 г. просто поменяли методику расчета средней зарплаты, включив туда доходы от ИП и физлиц, вот средняя и потеряла от 1061 до 9208 руб. в зависимости от региона.
Раньше работники общеобразовательных учреждений получали около 96% от средней зарплаты по региону, а стали получать 106,3%. Или есть другой способ: чем меньше учителей, тем больше у них нагрузка, а значит, и зарплата выше. Меньше учителей - меньше проблем для руководства. В итоге в школах практически не осталось совместителей, в первую очередь подработку потеряли преподаватели вузов. Теперь на одного учителя в школах приходится в среднем по 20 учеников, этот показатель в развитых странах - не более 15.
Вторая проблема плавно вытекает из первой. У нас очень мало молодых учителей с современными эффективными методиками. Сейчас лучшая характеристика учителя - «я уже 40 лет работаю в этой школе». Большинство педагогов - люди преклонного возраста, не терпящие возражений. Кто-нибудь пробовал на уроке литературы сказать, что ему не понравилось стихотворение или что хотя бы есть несколько вариантов трактовки авторской мысли? Современная школа не стимулирует думать, она учит «выкручиваться» из неприятных ситуаций. Навык, конечно, тоже неплохой, но, согласитесь, не первоочередной в школьной программе.
Вот чиновники у нас очень хорошо усвоили эти уроки. Где проектная деятельность, которая учит детей мышлению и инициативности? Нет ее, все построено на зазубривании. Максимум на анализ чего-то существующего, но никак не на создание что-то действительно нового. С открытиями вообще сложно: с ними же столько мороки, а зачем отвлекаться от рисования красивых цифр в отчетах? С таким подходом на прорывы нам едва ли стоит рассчитывать.
Если мы хотим повышать качество человеческого капитала, то в первую очередь нужно обратить внимание на систему школьного образования. Как и в бизнесе, в социальной сфере конкуренция может вытащить на достойный уровень. В данном случае конкуренция на рынке труда: сокращая неэффективные расходы в госзакупках, содержании госкомпаний и проектах развития экономики, можно высвободить средства для достойной оплаты труда.
А Министерству образования не помешало бы направить усилия на то, чтобы дети учились думать, а не повторять слова учебника. Пора уже начать «играть в долгую» и определиться со стратегией. Все эти бесконечные эксперименты над образовательными программами, экзаменами грозят, что мы получим в итоге таких «детей Франкенштейна», которые будут сомнительным подспорьем и для экономики, и для политической системы страны. Привычка к бесконечной смене правил игры, когда то ломают, то строят, то усложняют, то упрощают в погоне за статистикой, приведет лишь к тому, что в какой-то момент нам и правда придется снести все наследие образовательной системы и строить ее с нуля. 
Никита ИСАЕВ.
P.S. Хотелось бы добавить, что пора перестать считать зарплаты «по среднему». И не только в школе. Ведь те суммы, которые получают руководители учреждений, нередко во много раз превышают зарплату рядового учителя, на котором все и держится. А в среднем картина вполне приглядная. Никто как бы не голодает. Можно рапортовать о выполнении указов президента.

 
По теме
Многодетные мамы Томска бесплатно получат профессию воспитателя в рамках проекта «Единой России» - Единая Россия По словам регионального координатора партпроекта “Крепкая семья” Светланы Щеновой, участие в бесплатной образовательной программе «Профессия — мама.
20.06.2018
Встреча с экспертом ОП РФ Екатериной Курбангалеевой - ТГУ На базе ТГУ открылся региональный форум «Сообщество» – открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью, нацеленного на повышение качества разработки и реализации социальных проектов.
20.06.2018
 
ЕГЭ по истории в 2018 году сдавали 1067 выпускников. По предварительным данным, число участников экзамена, не преодолевших минимальный порог в 32 балла, снизилось почти в 2,5 раза.
20.06.2018
 
Представитель Общественной палаты РФ оценила томский опыт инклюзивного образования - Администрация Томской области Член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева в рамках рабочего визита посетила Томский техникум социальных технологий, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
20.06.2018
JPG Файл - УМВД Томской области Сотрудники УМВД России по ЗАТО Северск совместно с представителями аварийно-спасательного движения и волонтерами образовательного центра в рамках проекта, реализуемого УМВД России по Томской области,
20.06.2018 УМВД Томской области
Представитель Общественной палаты РФ оценила томский опыт инклюзивного образования - Администрация Томской области Член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева в рамках рабочего визита посетила Томский техникум социальных технологий, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
20.06.2018 Администрация Томской области
По предварительным данным, средний балл ЕГЭ по математике базового уровня выпускников школ области составил нынче 4,42.
15.06.2018 Красное знамя
Заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова провела выездной «круглый стол» по вопросам организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями.
13.06.2018 Красное знамя
Губернатор Сергей Жвачкин на аппаратном совещании поручил своему заместителю по научно-образовательному комплексу Людмиле Огородовой разработать программу развития физико-математического образования для внедрения в школа
05.06.2018 Красное знамя
В Кировском районе г.Томска томичка осуждена за мошенничество при оказании услуги по передержке кота - Прокуратура Томской области Кировский районный суд г.Томска признал 37-летнюю жительницу областного центра виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину).
20.06.2018 Прокуратура Томской области
Молодежный июнь - Законодательная Дума Сразу несколько творческих, образовательных и спортивных мероприятий в Томске организует в ближайшие дни Молодежный парламент Томской области.
20.06.2018 Законодательная Дума
Принимаются заявки на участие в IV областном фестивале "Молодежный Микс" - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту 7 июля в селе Кривошеино в очередной раз соберет творческую молодежь в музее под открытым небом "Братина" областной фестиваль "Молодежный Микс".
20.06.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Астрахань глазами артистов томского Драмтеатра Значительным событием этого сезона для всего театрального Томска стали обменные гастроли Томского и Астраханского драматических театров.
17.06.2018 Томская неделя
Юлия Астафурова: «Все мое творчество помимо церковной росписи – эксперименты» С 2006 г. и по настоящее время Юлия Викторовна Астафурова занимается монументальной церковной живописью.
16.06.2018 Томская неделя
Члены совета Лесного округа помогли в составлении дайджеста «История томского футбола» - Единая Россия Издание сборника о томском футболе приурочено к проведению Финала 21-го Чемпионата Мира в нашей стране Одним из организаторов стала член совета округа Татьяна Мацас ,
20.06.2018 Единая Россия
Виктор Власов поможет детям поехать на всероссийские соревнования - Единая Россия В региональную общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева обратилась многодетная томичка Мария Гоптрафекова С просьбой о поддержке детской футбольной команды она пришла на прием к обла
20.06.2018 Единая Россия
Мастер спорта международного класса, чемпион России, призер чемпионата Европы Сергей Усов завоевал победу на Кубке России по жиму лежа в Гурьевске (Кемеровская область),
18.06.2018 Красное знамя
Работа общественного транспорта в дни открытых трансляций Чемпионата мира по футболу будет продлена.
15.06.2018 Красное знамя
Теперь можно признаться: волнения были большими. Но организаторы сделали все возможное (а местами и невозможное), чтобы Томский международный марафон, посвященный Дню города, прошел на уровне лучших марафонов России и мира.
14.06.2018 Красное знамя
Сегодня, 20 июня, на пленарном заседании форума Общественной палаты РФ «Сообщество», губернатор Томской области Сергей Жвачкин рассказал об истории и проблемах инновационного развития региона.
20.06.2018 Администрация Томской области