Новости города БезФормата.Ru
Томск
Главные новости
 
Задать вопрос?

То ломают, то строят…

Последние десятилетия мы все маемся в поисках национальной идеи. Ищем страстно, горячо, спотыкаясь и вновь стараясь разглядеть свет в конце тоннеля. Но пока не находим. Точно так же и с приоритетами развития: то во главе угла стояла приватизация всего и вся, которая должна была стать основой новой экономики, потом плавно перешли к формированию госкапитализма, мол, только государство может эффективно управлять крупнейшими предприятиями и, соответственно, всей экономикой... Следом настала пора «инноваций», которые привели к созданию уже легендарного Сколково. Теперь же основой нашего будущего считается развитие человеческого капитала.

О человеческом капитале говорил Владимир Путин во время послания Федеральному Собранию, человеческий капитал стал основой для будущей стратегии развития от Алексея Кудрина, которую все ждут не дождутся... А, собственно, что такое человеческий капитал? Если не углубляться в терминологию, то это те знания и навыки, которыми обладают жители страны.
В советское время именно люди были основным достоянием и гордостью государства. Именно они претворяли в жизнь колоссальные проекты и делали великие научные открытия. Нефть же только обеспечивала финансирование (да и то в большей степени в послевоенное время).
А что теперь? Много ли прорывных продуктов создано? Много ли уникальных открытий сделано? Почти ничего. А самый популярный персонаж науки и всего, что около нее, пожалуй, небезызвестный Виктор Петрик, ставящий под сомнение всю отечественную науку.
За рубежом встречаются родные имена ученых, но они почти все работают под флагами других стран, да и относятся к старшему поколению. А закладывает фундамент такой научной деградации современная школа. Сегодня ее главная задача - выпустить ученика по окончании им 11-го класса и забыть о нем, как о страшном сне. Реальные знания никого не интересуют: сдал ЕГЭ, ответив почти наугад, получил аттестат - и гуляй смело.
Мчимся, высунув язык на плечо, к тому, чтобы показать хороший результат в рейтинге ООН, оценивающем количество грамотных людей и долю учащихся среди всего населения. Формально у нас все учатся и получают аттестаты и дипломы, это помогает держать неплохое 32-е место из 188 возможных (лет 30 назад это было бы жутким позором).
Вот и последние изменения в ЕГЭ, с которым ранее не соглашался ни один из ведущих вузов, нацелены на дальнейшее упрощение прохождения выпускного экзамена. Количество зданий по биологии в этом году сокращено с 40 до 28, химия лишилась 6 заданий (теперь их 34), времени, отведенному на экзамен, накинули еще полчаса.
Но не успели упростить, как снова спешим усложнить жизнь выпускникам: на днях министр образования и науки Ольга Васильева предложила ввести обязательную сдачу истории в рамках ЕГЭ. Еще даже не успела высохнуть типографская краска на переписанных и стандартизированных учебниках истории, как уже спешат экзаменовать. За десять лет ЕГЭ научились «натаскивать» на тестовый формат, теперь вот придется тренировать скорость реакции на нововведения. Из последних инициатив ведь не только история, теперь еще и сама тестовая часть под вопрос ставится.
Неудивительно, что с такими «дергаными» школьными реформами Россия по качеству высшего образования не входит даже в топ-25 стран мира. Что делать с подростками, которые кое-как получили аттестат только за то, что 11 лет периодически появлялись в школе? Тянуть дальше, выдавая дипломы чуть ли не за факт посещения вуза (и некоторую плату).
И не надо говорить, что «молодежь нынче не та». Если бы это было правдой, то человечество давно бы вымерло. У нас здесь есть две основные проблемы - девальвация статуса учителя и полная безынициативность учеников (читай: инициатива, срубленная на корню).
В педагоги сегодня очередь не стоит. Непомерная нагрузка, моральный фактор, при котором учитель сегодня фактически наделяется разве что правом трансляции написанного в учебниках, не дай бог решиться на какой-либо воспитательный жест - тут же набегут возмущенные родители с бесконечными претензиями на гениальность и единственную правоту своего чада.
Проще не связываться, чем отбиваться от таких нападок. По зарплатам учителей можно услышать множество различных мнений: кто-то говорит, что они у педагогов высокие, в Москве только средняя зарплата школьных учителей составляет порядка 70 тыс. руб., кто-то говорит, что учителя получают нищенские подачки и работают на чистом энтузиазме.
Действительно, в Москве и некоторых труднодоступных, но богатых нефтью и газом регионах зарплаты по 70 - 80 тыс. руб. - норма. В этот список попали Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Магаданская область и Камчатский край. Именно эти регионы и вытаскивают «среднюю температуру по больнице» до заявленных Ольгой Голодец 36,8 тыс. рублей. Вместе с этим в Саратовской области учителя получают 22,5 тыс. руб., в Дагестане и вовсе 17,4 тысячи. И последние суммы куда ближе к реальности, с которой сталкивается большинство учителей, а не отдельные везунчики.
Зато по официальным документам все соответствует поставленным целям роста зарплат учителей. Достаточно только применить пару сомнительных приемов – и, пожалуйста, ты эффективный менеджер, добившийся роста зарплат педагогов. Так, например, в 2015 г. просто поменяли методику расчета средней зарплаты, включив туда доходы от ИП и физлиц, вот средняя и потеряла от 1061 до 9208 руб. в зависимости от региона.
Раньше работники общеобразовательных учреждений получали около 96% от средней зарплаты по региону, а стали получать 106,3%. Или есть другой способ: чем меньше учителей, тем больше у них нагрузка, а значит, и зарплата выше. Меньше учителей - меньше проблем для руководства. В итоге в школах практически не осталось совместителей, в первую очередь подработку потеряли преподаватели вузов. Теперь на одного учителя в школах приходится в среднем по 20 учеников, этот показатель в развитых странах - не более 15.
Вторая проблема плавно вытекает из первой. У нас очень мало молодых учителей с современными эффективными методиками. Сейчас лучшая характеристика учителя - «я уже 40 лет работаю в этой школе». Большинство педагогов - люди преклонного возраста, не терпящие возражений. Кто-нибудь пробовал на уроке литературы сказать, что ему не понравилось стихотворение или что хотя бы есть несколько вариантов трактовки авторской мысли? Современная школа не стимулирует думать, она учит «выкручиваться» из неприятных ситуаций. Навык, конечно, тоже неплохой, но, согласитесь, не первоочередной в школьной программе.
Вот чиновники у нас очень хорошо усвоили эти уроки. Где проектная деятельность, которая учит детей мышлению и инициативности? Нет ее, все построено на зазубривании. Максимум на анализ чего-то существующего, но никак не на создание что-то действительно нового. С открытиями вообще сложно: с ними же столько мороки, а зачем отвлекаться от рисования красивых цифр в отчетах? С таким подходом на прорывы нам едва ли стоит рассчитывать.
Если мы хотим повышать качество человеческого капитала, то в первую очередь нужно обратить внимание на систему школьного образования. Как и в бизнесе, в социальной сфере конкуренция может вытащить на достойный уровень. В данном случае конкуренция на рынке труда: сокращая неэффективные расходы в госзакупках, содержании госкомпаний и проектах развития экономики, можно высвободить средства для достойной оплаты труда.
А Министерству образования не помешало бы направить усилия на то, чтобы дети учились думать, а не повторять слова учебника. Пора уже начать «играть в долгую» и определиться со стратегией. Все эти бесконечные эксперименты над образовательными программами, экзаменами грозят, что мы получим в итоге таких «детей Франкенштейна», которые будут сомнительным подспорьем и для экономики, и для политической системы страны. Привычка к бесконечной смене правил игры, когда то ломают, то строят, то усложняют, то упрощают в погоне за статистикой, приведет лишь к тому, что в какой-то момент нам и правда придется снести все наследие образовательной системы и строить ее с нуля. 
Никита ИСАЕВ.
P.S. Хотелось бы добавить, что пора перестать считать зарплаты «по среднему». И не только в школе. Ведь те суммы, которые получают руководители учреждений, нередко во много раз превышают зарплату рядового учителя, на котором все и держится. А в среднем картина вполне приглядная. Никто как бы не голодает. Можно рапортовать о выполнении указов президента.

Томский политех отключит подсветку на зданиях в рамках «Часа Земли» - ТПУВечером в субботу, 25 марта, Томский политехнический университет присоединится к всемирной акции «Часа Земли» и отключит подсветку на ряде зданий.
24.03.2017 ТПУ
Томский государственный университет вошел в число шести вузов-лидеров программы Проекта 5-100 .
24.03.2017 ТГУ
Завтра абитуриенты Томского политеха узнают о новшествах приемной кампании 2017 года - ТПУВ Томском политехническом университете продолжаются Дни открытых дверей. Завтра, 25 марта, в 11:30, в Международном культурном центре ТПУ (ул.
24.03.2017 ТПУ
kanikuly_v_tgu_2017_afisha.jpg - ТГУВо время школьных каникул в Национальном исследовательском Томском государственном университете проходят дни открытых дверей факультетов и учебных институтов – Каникулы в ТГУ.
24.03.2017 ТГУ
27.03.2017 начинается обучение на Курсах гражданской защиты по категории «Руководители занятий по ГО и РСЧС в организациях г. Томска».
24.03.2017 Администрация г.Томск
«Полезных чипсов не бывает» — в ТПУ проходит конкурс научных работ школьников - ТПУВ эти минуты в Томском политехническом университете более 500 школьников со всей страны соревнуются в конкурсе исследовательских работ.
24.03.2017 ТПУ
Выпускники школ могут получить высшее профессиональное образование в учебных заведениях МЧС России - МЧС РоссииГлавное управление МЧС России по Томской области приглашает выпускников школ для поступления в Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (Свердловская область, г. Екатеринбург).
24.03.2017 МЧС России
Студенты ТГУ на квизе компании Газпромнефть-Восток - ТГУСтуденты трех факультетов ТГУ – ИЭМ, ГГФ, ЮИ – приняли участие в профильной квиз-викторине компании «Газпромнефть-Восток».
24.03.2017 ТГУ
Международная акция «Час Земли» проводится уже 10 лет: в разных странах ровно на один час выключают свет.
24.03.2017 ТГУ
Международная акция «Час Земли» проводится уже 10 лет: в разных странах ровно на один час выключают свет.
24.03.2017 ТГУ
На улице Бирюкова в Томске провалился асфальт - Агентство новостей ТВ-2В администрации Томска состоялась рабочая встреча с победителями муниципальных контрактов на осуществление пассажироперевозок по регулируемому тарифу.
24.03.2017 Агентство новостей ТВ-2
Медсестра, вводившая пенсионеркам психотропные вещества с целью хищения денег, сядет на 8 лет - VTomske.RuФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru В Томской области медицинская сестра, которая предлогом проверки состояния здоровья проникала в квартиры пожилых женщин, вводила им психотропные вещества и похищала деньги,
24.03.2017 VTomske.Ru
Уважаемые работники культуры! С удовольствием поздравляем с профессиональным праздником тех, кто бережно хранит традиции, развивает таланты, делает нашу жизнь интереснее и ярче!
24.03.2017 Губернатор
Помощник президента посетил школу и детсад в Парабельском районе - ГТРК Томск"Вести Томск" Помощник президента России Константин Чуйченко оценил работу социальной сферы в Парабельском районе.
24.03.2017 ГТРК Томск