Традиции наших предков

Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом
Фото: tomskw.ru

#музей истории томска #мастер-класс #традиции

Интерактивные занятия, воссоздающие жизнь сибиряков в прошлом

Погружённые в каждодневные дела и заботы, мы почти не задумываемся над тем, как жили наши предки ещё каких-нибудь сто или двести лет назад. А ведь у них не было той техники, которая так облегчает жизнь современного человека. Сейчас нам тяжело представить, что можно обойтись, например, без стиральной машины или утюга с функцией отпаривания, но все эти “помощники” пришли в наш быт относительно недавно.
О том, как жили наши предки в недалёком прошлом, как вели домашнее хозяйство, томичи и гости нашего города могут узнать в Музее истории Томска, где каждую субботу проходят интерактивные занятия, рассказывающие о быте наших предков, их традициях и обычаях. Каждый желающий может примерить на себя роль горожанина или деревенского жителя прошлых веков и хоть на некоторое время прочувствовать на себе, что значит комфорт без интернета и электричества. О том, как проходят интерактивные занятия, и с чем ознакомится каждый посетивший их, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала Софья Назарова — заместитель директора по организационно-творческой работе Музея истории Томска.

Стирка

Первое из таких интерактивных занятий мы посвятили домашнему быту, а именно стирке. В прежние времена, как и сейчас, в субботний день женщины занимались накопившимися за неделю домашними делами.

В деревнях и сёлах существовала своеобразная традиция: женщины собирались хорошей компанией и шли на реку стирать. Стирки были большими и маленькими: большие стирки устраивались раз в месяц, но основные вещи стирали каждую неделю. Традиционно семьи были большие, народу в семье было много: дети, взрослые, старики, так что и та стирка, что проводилась раз в неделю, была немаленькой. Летом стирать, конечно, приходилось больше: чистая холщовая одежда была необходима для пахоты, сева или покоса. Использовали для стирки, что неудивительно, подручные средства, например, золу. Затем одежду и бельё необходимо было прополоскать, выколотить на досках у речки, зимой в проруби с помощью деревянного рубеля или валька. Белье вальком выколачивали, буквально выбивали грязь из белья. Мокрое белье клали на мостки и колотили вальком. Потом снова мочили щелочным раствором и снова колотили; и так несколько раз. После всех процедур бельё оставалось высушить и разгладить.

Утюжка

Для этого пользовались рубелем и катком. Рубель — от слова “рубить”, выемки на нём вырубались топором. Ткань наматывали на каток, свободный конец ткани прижимали к концу стола и с силой прокатывали ребристой поверхностью рубеля по катку. Так несколько раз, пока ткань не разгладится. Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Эта “утюжка” не только удаляла складки, но и делала их мягче.
Позднее, в конце XIX — начале XX века, появились чугунные утюги. В них клали раскаленные в печке угли. Чугунные утюги были очень тяжелые. А ещё от них можно было угореть. Ясное дело, что этот “утюг” не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Женские секреты красоты

Но, несмотря на тяжелый труд, руки женщин были достаточно ухоженными. Многие женщины следили за собой и обязательно находили время для косметических процедур. Так, для увлажнения и питания кожи использовали сметанные, сливочные и медовые маски. Для умываний — простоквашу и травяные настои. Блеск и пышность волос поддерживали благодаря яичным желткам, травам и кореньям растений, полезные свойства которых широко применялись для ухода за собой.
Преимущества “бабушкиной косметики” были очевидны — дикорастущие травы, ягоды и местные фрукты были чистым и натуральным сырьем для приготовления лечебных и косметических составов. Но, как многие знают, натуральными средствами можно не только ухаживать за кожей, но и использовать их в быту: мыть посуду, стирать белье. Так вещи наших предков, даже без современной “химии” выглядели чистыми, ухоженными и опрятными.
Для того, чтобы почувствовать на себе то, как жили наши предки, ощутить их каждодневный труд на себе, участникам интерактивных занятий предлагается: принести воду в коромысле, поработать рубелем и угольным утюгом. Своим гостям мы также предлагаем приготовить стиральный порошок из золы и узнать, как после такой тяжелой работы сохранить кожу рук мягкой и красивой.

Сибирская кухня

Следующее наше занятие посвящено традиционной сибирской кухне. Сегодня бурно развивающийся ресторанный бизнес часто предлагает нам сибирскую кухню. Для одних это пельмени с водкой, блины с черной икрой, “рыба в ящике”, сугудай, строганина, рубанина, для других — это таёжные продукты, не важно, как приготовленные, под местные напевы и звуки шаманского бубна или трапеза на фоне очаровательного сибирского пейзажа. Представления о сибирской кухне различны. В связи с этим, хотелось бы разобраться, что такое сибирская кухня как явление. Что мы можем понимать под сибирской кухней.
Территория Сибири огромна. Это 12,6 миллионов квадратных километров — 73,6% территории России, включающей в себя 37 народностей со своим жизненным укладом, традициями и историей. С такими масштабами и разнообразным народонаселением, можно говорить о самой разной кухне и выраженными автономными традициями. Это основывается, прежде всего, на уникальных пищевых базах, которые обеспечиваются разнообразием ландшафтов и разнообразием растительного и животного мира. На этом основании можно говорить о сибирской кухне как целостном явлении.
Но при ближайшем рассмотрении каждой отдельной сибирской национальной кухни в историческом ракурсе, её автономность размывается. И в основе этого лежит несколько причин.
Первая из них заключается в том, что Сибирь — земля богатая, но суровая. Большая часть населения Сибири до XX века была вынуждена вести кочевой или полукочевой образ жизни. Большие сезонные перемещения, вследствие которых и происходил между народами обмен кулинарным опытом, существенно расширили понимание пищевой базы.
Вторая причина, по которой сибирская кухня так разнообразна, заключается в том, что почти всю территорию Сибири пронизывали торговые караваны. Сибирские “бухарцы” бороздили просторы Сибири задолго до прихода сюда русских, караваны с чаем и другими товарами из Китая проходили через Кяхту и через Алтай до Ирбита и Нижнего Новгорода.
Не стоит забывать и о переселенцах, которые тоже повлияли на формирование кулинарных традиций. В Сибирь из европейской части Российской империи отправлялись многие: староверы, каторжане, служилые, семьи, ищущие более счастливой доли. Кроме переселенцев из центральных областей России, были также жители Прибалтики, Малороссии, и, как сейчас говорят, дальнего зарубежья.
Пище в сибирской семье уделялось большое внимание, так как суровый сибирский климат требовал хорошего питания. Об отношении сибиряков к пище, к еде, современники составили в целом одинаковое суждение: “Сибиряки поесть любят хорошо”, “Коренной сибиряк любит хорошо поесть, а сибирячка умеет вкусно готовить”.
Список общих для сибирских народов продуктов можно продолжать до бесконечности. К ним можно и нужно добавить русскую, украинскую, белорусскую, прибалтийскую, немецкую и многие другие кухни, которые пришли на территорию Сибири вместе с переселенцами в XVII–XIX веках и были адаптированы к местным условиям и пищевой базе. Зачастую пришедшие кулинарные традиции частично или полностью были заимствованы коренным населением.


Таким образом, даже при “бескрайности” Сибири и уникальной разнообразности природных ресурсов и народонаселения со своими национальными особенностями, можно говорить о таком феноменальном явлении, как сибирская кухня. Это может быть вполне реальный термин, объединяющий многочисленные автономные для Сибири блюда, характерные для населяющих ее многочисленных народов. Историческое бытоописание иллюстрирует, что сегодня сибирская кухня может стать наиболее самобытной, самой разнообразной кухней мира.
Своим гостям мы предлагаем мастер-класс по приготовлению горохового киселя, а также капорский чай с овсяным киселем за самоваром.

Ткачество

Третье интерактивное занятие мы посвящаем традициям ткачества. Своим гостям мы демонстрируем как обрабатывался лен, крапива, шерсть. Каждый может спрясти нить на веретене, а затем мы предлагаем мастер-класс по плетению оберегового славянского пояса методом дерганья нитей.
О том, что каждая девушка дорожила славой хорошей ткачихи, свидетельствуют множество фактов. Традиционно каждая девушка заранее беспокоилась о будущем замужестве, заготавливала приданое впрок. Мастерили “стеновые” полотенца, которыми украшали стены в день свадьбы, ткали скатерти для застилания ими свадебных столов. Специальное полотенце — поджаничник — готовили для старшего дружки (шафера). Несмотря на то, что старожилы не спали на кроватях (для этого имелись свойлоченные из овечьей шерсти потники), пышно убранные “на городской манер” они стояли в каждой старожильческой семье. Будущей хозяйке еще надо было присовокупить к приданому и постельные принадлежности. При вступлении в новую семью молодуха должна была украсить дом, т. е. развесить полотенца, закрыть столы своими скатертями — настольниками. Даже квашни первое время закрывали наквашенниками молодушечьей работы.
Все это висело и лежало год, а если приходила другая молодуха в дом, то она снимала старое и убирала дом уже своим рукоделием. Заботой любой женщины, молодой или пожилой, было наткать достаточное количество простого полотна, хранившегося в свернутом состоянии, в “трубах”. За зиму опытная ткачиха могла изготовить до 70–100 м холста. Молодые женщины таким образом располагали запасами материала, так необходимого в первые годы замужества при появлении детей. Вот почему умелая ткачиха ценилась всеми, и ее всегда с желанием принимали в новой семье. Не случайно женихи дарили кросна своим невестам. Ткацкий станок, наряду с прялкой, считался весьма ценным свадебным подарком.
При тканье соблюдалась та же система оберегов, что уже указывалась при прочих женских рукоделиях. Когда кто-либо посторонний заходил в избу и видел, что хозяйка ткет, то произносил известную фразу: “Бог в помощь, зев в кросна”. После такого пожелания ткачиха была уверена, что ей не “испортят” работу. Сама же она начинала ткать, благословившись, а заканчивала произнесением слов благодарности: “Слава тебе, Господи!” У старообрядцев-двоеданов увидевший работу ткачихи обычно говорил: “Господь тебя распростал, как ты управилась”. На что старообрядка отвечала: “Слава тебе, Господи, что помог мне!” Вообще же, по утверждению сторонников древнеотеческого обряда, у них не было в обычае бояться дурного глаза, “порчи”.
Но часто можно было услышать такие слова: “Человек заходит, чё, он портит чё ли? Я етова дела не знаю, глупости”.
К апрелю, когда светило яркое, весеннее солнце, в приобских селах начинали отбеливать холсты. Предварительно их “золили” в большом котле или глиняной “корчаге” с золой, залитой горячей водой, и раскаленными камнями. Далее их полоскали в воде, расстилали по снегу. До десяти раз только смачивали в реке, колотя деревянными лопатками —вальками. Ближе к лету расстилали тканину на траве. И тут самые маленькие из ребят оказывали неоценимую помощь — караулили новины, защищая их от гусей и других непрошеных пришельцев.
Часть холстов окрашивали красителями, такие ткани называли крашенинами. Делали в селах и узорные набивные материи — набойки. Набойки представляли собой холсты с рисунками самого простого вида. Узоры набивались масляными красками голубого и коричневого цветов посредством деревянных досок с рельефно вырезанным рисунком. Этим делом занимались особые мастерицы, разъезжающие по селениям. Из крашенины и набойки крестьянки шили рабочую, повседневную одежду, а также школьную форму для детей.
Большинство женщин занимались льноделием, обеспечивая потребности своей семьи. Лишь в некоторых районах, например, в Николаевской волости Барнаульского уезда, и тех селах и деревнях, которые были ближе к городам, лен или готовую ткань вывозили на рынки продавать.

Семья

Четвертое занятие мы посвятили семейному укладу наших предков. На этом занятии мы рассказываем о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейном укладе и традициях. Семья — это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться нашим успехам, и разделят с нами любые испытания.
Большая многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. “Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын”, — говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во‑первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев. Во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не погибнут и не прервутся. В-третьих, если один уйдет служить князю, а второй Богу (согласно русской пословице), то один-то все равно останется.
Человек без семьи считался обиженным Богом, его называли бобылем, бродягой, шатуном. Иметь семью и детей считалось такой же необходимостью, как каждодневный труд.
В традиционной семье обычно существовал глава, который пользовался большим авторитетом. Именно к главе семейства шли за советом, просили помощи. Иногда таким авторитетом наделялся или дед, или один из его сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине.
Всё это и многое другое мы рассказываем своим гостям каждую субботу. В ближайшее время, а именно 7 и 8 июля в нашем музее проходят мероприятия, которые мы назвали “Русалочья неделя”.
В программу “Русалочьей недели” включены:
плетение венка из полевых трав, их толкование;
гадание на чае, рунах, свече, наперстках и даже пуговицах;
мастер-класс по плетению разнообразных кос;
угощение овсяным киселём и капорским чаем за самоваром;
шуточный обряд бракосочетания;
мудрые советы предков на тематической лекции “Семейный уклад”;
магические номера в исполнении талантливого иллюзиониста.
Знакомство с традициями предков не только увлекательное занятие, оно помогает понять историю родного края, страны, историю своей семьи и себя.
Фотографии с интерактивных занятий любезно предоставлены сотрудниками Музея истории Томска.
Ирина Лугачёва

 
По теме
Томской межрайонной природоохранной прокуратурой 27 марта 2024 года в преддверии начала пожароопасного сезона проведено совещание с крупнейшими лесопользователями региона и представителями Департамента лесного хозяйства
Кировский районный суд г. Томска вынес приговор по уголовному делу в отношении 42-летней томички.
Верхнекетский районный суд Томской области вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее судимой 41-летней местной жительницы.
Опасный водитель попал за решетку. Кроме того, он может лишиться своего автомобиля.
В октябре 2023 года он был освобождён по УДО Источник: kp.ru Фото: Сиб.фм По данным оперативников, утром 15 марта 2024 года неизвестный, находясь в личном авто, напал на проходящую мимо девушку.
Нехватка медиков сложилась в Стрежевом. Часть пациентов направляют в Томск и ХМАО - News.VTomske.Ru Дмитрий Кандинский / vtomske.ru В Стрежевом на севере Томской области не хватает медиков — приоритетная потребность во врачах в городской больнице составляет 13 специалистов, медицинских сестер и фельдшеров недостает 32,
News.VTomske.Ru