Три струны, покоряющие сердца

На томской сцене
Паганини русской балалайки
Превращения балалайки…
Азарт и удаль
Представление чудо-инструмента зрителю
Автографы томским поклонникам — тоже с душой!
Фото: tomskw.ru
В прошедшую субботу в Томске состоялось музыкальное представление уникального балалаечника Алексея Архиповского

На томской сцене

Обычно выступление музыканта именуют концертом. Однако это выступление мне бы хотелось назвать именно представлением. Неразрывная связь Алексея с залом чувствуется на уровне невольных эмоций, одновременно проступающих во время концерта — как на лице исполнителя, так и на лицах зрителей. С публикой Архиповский общается не переставая. Причем, не с помощью слов, а исключительно подбором музыкальных тем, игрой, жестами и мимикой. Такое ощущение, что в итоге задействованными в возникновении музыки оказываются все без исключения. И вот так, посредством неразрывной связи сцены и зала, и происходит волшебство — рождение звука.
Томск Архиповский посещает не впервые. На концерте, как и в прошлый раз, было два отделения. Первое отделение условно можно было бы назвать знакомством с балалайкой и показом всех ее возможностей и граней — смешных и серьезных. Второе отделение — более сокровенное. Оно меньше касается непосредственно балалайки, а больше лично исполнителя, и это непременно находит живой отклик у зрителей. При этом двухчасовой концерт прошел под нескончаемые овации и “браво” благодарных томичей. Сам же музыкант за все это время со сцены произнес лишь одно слово: “Спасибо”.

Паганини русской балалайки

Паганини русской балалайки

— Я человек морской — родился в Туапсе, меня воспитало Черное море и закалило черноморское солнце. И поэтому мне более близка природа южных городов, скорее итальянская, чем русская. Первым моим музыкальным переживанием, наверное, был звук моря. Черноморское побережье просто уносило меня куда-то, во сне какие-то хоры чудились. Потом отец, игравший на аккордеоне по праздникам “Дунайские волны” или какие-нибудь вальсы, пробудил во мне желание попробовать самому. Но когда я пошел в музыкальную школу, оказалось, что я маловат для такого большого инструмента, как баян. Тогда и возник интерес к миру струнных.
За плечами у Алексея Архиповского училище имени Гнесиных, работа в Смоленском русском народном оркестре и Государственном академическом русском народном ансамбле “Россия” под руководством Людмилы Зыкиной. Но наибольшую известность Алексей получил именно как сольный исполнитель. С головой окунувшись в омут концертной жизни в 2002 году, музыкант сразу привлек к себе внимание публики на фестивале “Мамакабо”. Дальнейшее было делом времени. Как в калейдоскопе, замелькали многочисленные концерты и фестивали в России и за рубежом. И вскоре с легкой руки музыкальной прессы за Алексеем Архиповским прочно закрепилась репутация “Паганини русской балалайки”. И, надо сказать, вполне заслуженно: то, что музыкант творит с балалайкой — просто непостижимо.

Неисчерпаемые возможности

Превращения балалайки…

Увиденное и услышанное заставляет по-новому взглянуть на возможности этого инструмента. Оказывается, балалайке подвластно не только фольклорное исполнение, но и самые разнообразные стили: от фольклора до классики, от блюза до фламенко, от джаза до рока.
В руках маэстро такой, на первый взгляд, казалось бы, незамысловатый инструмент, как балалайка, совершает поистине чудеса. Три струны то жалобно стонут, то задорно смеются, то звучат громко и бравурно. Порою же в погруженном в созерцательную тишину зале балалайку Архиповского едва слышно, и зрители невольно задерживают дыхание, чтобы не упустить ни звука… При этом музыкант умудряется играть то одной рукой, то держа инструмент у себя за спиной. Восторг слушателей вполне объясним.

И лезгинка, и “Полет шмеля”

Азарт и удаль

Слушаешь Архиповского, и просто не верится, что в инструменте, на котором он играет, всего три струны. Как же ему удается вместить всю мировую музыку в этот, казалось бы, простой инструмент, ассоциирующийся у большинства лишь с незатейливыми русскими народными мелодиями?! В руках Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо. Да и вообще, для этих двоих нет границ: с помощью балалайки Архиповский может “изобразить” абсолютно все струнные инструменты всех времен и народов.
Музыка, которую исполняет Алексей, не является чисто русской народной. Похоже, она вообще не имеет каких-либо границ между государствами и национальностями. В беседах с представителями масс-медиа музыкант не раз признавался, что смотрит на балалайку по-своему, в некотором преломлении.


— Считаю, что балалайка не только русский этнический инструмент, — признается Архиповский. — Это интересный музыкальный инструмент, которому многое подвластно. Им можно выразить самые различные чувства, целую гамму настроений.

Балалайку ждут и любят по всему миру

Представление чудо-инструмента зрителю

И действительно, со своей балалайкой Алексей активно гастролирует по городам России, солировал на фестивалях США, Китая, Германии, Франции, Испании. И во всех странах, куда приезжает с концертами, он чувствует к себе лишь позитивное отношение. В большей степени за рубеж Архиповского приглашают профессиональные продюсеры, например, джазовые. В меньшей степени приглашают русские эмигранты, у которых сложился привычный стереотип балалайки, как чисто народного инструмента.
Архиповский не делит любовь к музыке на конкретную любовь к русской народной музыке или к какой-то иной. Он считает, что есть то, что входит в душу, рождает какие-то ощущения, чувства, эмоции. А какой формат у этой музыки, кто ее играет и какими способами он добивается отклика у слушателей — уже не так существенно.
Здесь хотелось бы заметить, что без особой рекламы, без вложения денег и даже без эфиров на телевидении получается так, что в огромном количестве городов России, куда приезжает Алексей, залы всегда полны.
— Это дает надежду, что люди знают, чего хотят, — говорит музыкант.

Желание быть искренним

Автографы томским поклонникам — тоже с душой!

Сколько же нужно посвятить времени, чтобы добиться такой легкости в пальцах? В моей предыдущей беседе с музыкантом, когда он приезжал в Томск лет пять назад, Архиповский признался, что профессионализм для него — вовсе не самоцель. Может, раньше, когда он еще был “небольшого творческого роста”, это и было важно. Когда Алексей еще принимал участие во всевозможных конкурсах, то в этом присутствовала некая толика спорта, азарта, и ему хотелось сыграть как-то необыкновенно, быстро и технично. Но потом эта тема перестала его трогать, потому что возникли темы более интересные. Например, сама музыка и ощущения, которые она дает.
— Я просто играю и жду, пока балалайка подскажет мне интересную тему, — рассуждает Алексей. — Когда я поставил на инструмент звукосниматель, он фактически стал полуакустическим — это изменило его возможности, изменило его мир. Я удивлен, почему до сих пор нет балалаечников, которые пошли бы за мной. Путь отрыт.

Хочется многое сделать

Все, что играет на своих концертах-представлениях Алексей Архиповский (помимо тех коротких музыкальных цитат, которые узнаваемы всеми слушателями без исключения) — его собственные сочинения. Это его музыка, которую он даже не записывает на ноты. Все то, что играет Алексей, носит характер импровизации.
— Конечно, я записываю музыку по мере созревания. Но вот писать ноты для меня слишком трудоемкий процесс. Я ведь человек играющий, а не записывающий. Да и вообще, то, что я играю, трудно выразить нотами. Кроме того, у меня есть много “долгов” перед самим собой. Хочется многое сделать, еще больше сочинять, играть и развиваться.
Концерт для томской публики, состоявшийся 3 декабря, явился настоящим театром виртуозной игры и головокружительных исполнительских приемов. Погружение слушателей в самих себя состоялось — это было ясно по замершим, словно задумавшимся о чем-то важном, людям, внимавшим сложным и тонким переходам от одного полутона к другому… Не устаю удивляться тому, как легко этот музыкант, смело взяв на вооружение самые разнообразные достижения музыкальной культуры современности, смог создать что-то изначально славянское, но при этом без сложившихся штампов и стереотипов о национальном. “Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский”, — говорил некогда Рерих. Исконно русское звучит и во всем, что играет Архиповский.
Софья Вольская

 
По теме
Все сладко спали, не ожидая беды - МЧС России 29 марта в 4:54 утра на центральный пункт пожарной связи поступил звонок о возгорании входа в тамбур второго подъезда 2-хэтажного брусового жилого дома по адресу: г. Томск, ул.
МЧС России
ПСС спасла 7-летнего ребенка, вытащив его из ямы на Мичурина в Томске - РИА Томск Голубев Михаил Валерьевич © телеграм-канал "Спасатели Томска" Семилетний ребенок упал в земляную яму на улице Мичурина в Томске накануне вечером; после того как очевидцы не смогли вытащить пострадавшего,
РИА Томск
1 апреля с 17:00 до 19:00 и. о. главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Светлана Сергеевна Станкевич проведет очный прием граждан в рамках реализации в Томской области проекта «Открытый прием».
Томский ЦМП
Томская область присоединится к всероссийской акции «Верни герою имя» - Департамент общего образования Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» запустило всероссийскую акцию «Верни герою имя», посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Департамент общего образования