Томский государственный университет при поддержке Дальневосточного федерального университета и Университета НТИ «20.35» организовал круглый стол по инновациям в образовании на интенсиве для технологических лидеров «Остров 10-21». Ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал о вызовах, с которыми сталкивается современное образование, и как университет меняется в соответствии с запросами цифровой экономики. Также вузы решили организовать консорциум, чтобы разработать новые инструменты для улучшения качества образования поколения Z.
«Остров 10-21» – это первая в России ускоренная образовательная программа по подготовке кадров для цифровой экономики и НТИ. Она проходит с 10 июля на острове Русском во Владивостоке. Мероприятие рассчитано на 1000 участников – лидеров технологического развития России, прошедших онлайн-отбор. В нем участвуют технологические предприниматели, талантливые школьники, стартаперы, региональные и федеральные чиновники, специалисты в области Big Data и цифровых дисциплин.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский уже неоднократно отмечал, что сейчас нужны новые образовательные технологии, которые соотносятся с особенностями поколения Z. Исследования показывают, что молодые люди, выросшие в цифровой среде, к примеру, не могут долго удерживать внимание, иначе воспринимают и усваивают информацию. Это необходимо учитывать и формировать у поколения Z необходимые жизненные, профессиональные, личностные качества, используя технологии передового обучения и цифровые инструменты. Это поможет молодым людям учиться быстрее, качественнее, продуктивнее.
Для решения этой задачи на круглом столе было решено создать консорциум, куда войдут столичные и региональные вузы. Инициативу уже поддержали ТГУ, МИСиС, ВШЭ, Университет НТИ «20.35», ДВФУ, УРФУ, СВФУ.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ: «Я рад, что сегодня значительное количество университетов готово присоединиться к этому консорциуму, что университеты, реализующие разные образовательные модели, сегодня договариваются об открытом обмене данных, выработке протоколов, совместных исследовательских программ и инструментов. Это, на мой взгляд, прорывной шаг в создании нового типа инфраструктуры для улучшения качества образования».
Модератором круглого стола по инновациям в образовании выступил научный руководитель лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ и профессор университета штата Орегон (США) Михаил Мягков. Эксперты обсудили неизбежность disrupt-проектов, какие вызовы они ставят перед вузами и как должно меняться образование в соответствии с требованиями цифровой экономики.
Disrupt-проекты – это инициативы, следствием которых является разрушение старых форматов и создание чего-то принципиально нового. При реализации дорожной карты ТГУ в рамках Проекта 5-100 именно disrupt-проекты определяют развитие университета за границей 2020 года, в частности, в сфере образования. Так, на базе ТГУ был создан Институт передового обучения. Его задача – развивать направления, связанные с цифровизацией образования, его персонализацией и формированием предпринимательского мышления, необходимыми для перехода страны к цифровой экономике.
Кроме того, сейчас ТГУ является одним из лидеров онлайн-образования в России. Сегодня создано почти пятьдесят онлайн-курсов, и студенты с их помощью получают зачеты по основным образовательным программам. Уже сейчас ученые разрабатывают уникальную для России программу для сбора и анализа больших данных в соцсетях, она помогает найти «своего» абитуриента. Еще один disrupt-проект ориентирован на разработку технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности для обучения студентов.
Добавим, на интенсиве для технологических лидеров Университета НТИ «20.35» работают сотрудники САЕ «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ. Они проведут серию мастер-классов и расскажут слушателям, как применять анализ больших данных, полученных из соцсетей, для решения актуальных задач в разных областях. Например, для поиска талантливых абитуриентов или творческих, интеллектуальных и высоко мотивированных людей для работы в сфере предпринимательства, управления и креативных технологий.