Медицинская карта для людей — это “история болезней”, для медицинских организаций — юридический и финансовый документ. Записи в карте для пациентов — информация об их физическом здоровье, для медиков — “врачебная тайна”. Каждая из сторон считает медкарту своей собственностью, поэтому из-за нее случается так много конфликтов. Кто же прав в этом противостоянии?
Где моя медицинская карточка?Образец Медицинской карты амбулаторного больного (форма № 025/у–04)
На прием к терапевту во 2-е отделение своей поликлиники Марина пришла с “Медицинской картой амбулаторного больного” из регистратуры и справкой от узкого специалиста, что “требуется дообследование” для уточнения диагноза. Направления на лабораторное и инструментальное обследования ей выписали, а медкарту забрали. Затем женщине нужно было записаться на физиолечение. В кабинете физиотерапии опять потребовали медкарту. Пришлось Марине вернуться к терапевту за учетным документом. Медсестра отдала карточку, оставив у себя в кабинете вкладыш с заключением терапевта о первичном приеме и копией справки узкого специалиста.
Врач-физиотерапевт сделал свою запись в карте и хотел оставить ее у себя, но медкарта пациентке нужна была для очередной медицинской процедуры. В пятницу она отправилась в рентген-кабинет. Там тоже требуется медкарта. На направлении было указано: “результат выдать на руки”. За снимками и заключением сказали прийти в понедельник после 10 ч. В конце недели Марине позвонили из поликлиники: оказывается, терапевт заболел, поэтому на повторный прием ее записали к другому врачу, на понедельник.
В понедельник в 8:15 она пришла на прием к терапевту, но ее медкарты у доктора не было (вернее — вкладыша). Врач сказал, что он забрал все, что было на столе у медсестры. После приема терапевт распечатал заключение о первичном приеме, прикрепил к нему справку от узкого специалиста и просил это вклеить в медкарту, мол, пусть ищут ее в регистратуре. Марине пришлось самой бегать по кабинетам, где она была на приеме за эти три недели.
В результате после очередного обращения в регистратуру там нашли ее вкладыш, с этим документом и направлениями от терапевта женщина пошла к заведующей терапевтическим отделением, чтобы подписать направление на медицинскую услугу, которую в данной поликлинике не оказывают. Только через час удалось попасть в кабинет заведующей. Но она изъяла направление, выданное терапевтом — сочла, что нет основания для обследования желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). А также забрала у пациентки вкладыш, заключение врача и справку узкого специалиста о дообследовании.
На просьбу Марины сделать копию этих документов заведующая отказала, мол, идите к терапевту, он распечатает заключение. С пустыми руками больная вернулась к доктору, рассказала, что направление на обследование у нее забрали, попросила сделать копию первичного приема. Но врач отказался распечатать заключение, дескать, он не обязан это делать, а копию с первичного приема пациентка сможет получить только по заявлению на имя главного врача поликлиники. Потребовал покинуть кабинет со словами: “Не задерживайте очередь! Жалуйтесь, куда хотите!”.
Возможно, что такое нервное поведение терапевта было вызвано тем, что в графе “объективный статус” им была сделана запись о проведении полного физикального обследования пациентки (осмотр, пальпация, измерение температуры и артериального давления, аускультация и проч.) На самом деле ни одной обязательной манипуляции первичного приема с пациенткой он не делал! Он к ней даже пальцем не прикоснулся, все время приема было потрачено на просмотр стандартов медицинской помощи в компьютере. Неужели доктору стало стыдно?
Марина вернулась к завтерапией, рассказала ей, что произошло в кабинете терапевта. Тогда заведующая сама распечатала копию заключения врача с первичного приема, отдала справку от узкого специалиста.
Результаты рентгена нужно было забрать в главном отделении поликлиники. Женщина получила снимки и заключение врача-рентгенолога на руки, а про карточку сказали, что отдали ее в регистратуру. В регистратуре в журнале было отмечено, что карточку отвезли во 2-е отделение, терапевту. Но Марина утром была у него на приеме, карточки не было!
Медрегистратор позвонил водителю, который подтвердил, что утром отвез коробку с карточками и отдал в регистратуру 2-го отделения. Пришлось Марине возвращаться в свою поликлинику и вновь обращаться в регистратуру, чтобы нашли ее карту, которую привезли утром из главного отделения. На адресе карточки не оказалось, транспортная коробка была пуста, в сопроводительном бланке было указано, что карточка выдана на руки. Круг замкнулся. Это была уже не первая медкарта Марины, которая затерялась в очередном лечебном учреждении. Может быть, она когда-нибудь и “всплывет” в регистратуре, но этот учетный медицинский документ нужен был “здесь и сейчас”. “Дайте мою медкарту!”
В настоящее время не существует ни одного нормативного акта, который бы прямо предусматривал выдачу медкарты самому гражданину. Согласно 31.4 Основ законодательства РФ (ОЗ РФ) “Об охране здоровья граждан”, пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, в том числе и указанной карты.
Но реально многие пациенты, как и Марина, сталкиваются с отказом в выдаче даже копии медицинской карты или записи с приема врача. Причем за этот отказ ответственности никто не несет. Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2005 “О порядке хранения амбулаторной карты”, выдача медицинских карт на руки пациенту возможна вообще только с разрешения главного врача учреждения и только лично тому человеку, чье имя указано на карте.
С введением электронных медицинских карт получить медкарту на руки стало еще сложнее. Электронную медицинскую карту забрать технически не представляется возможным, а можно получить лишь ее копию. Порядок же ведения и хранения медицинских карт в электронном виде определяется самой медицинской организацией. Вероятность отказа многократно возрастает, если у гражданина есть обоснованные предположения считать действия врачебного персонала незаконными. Случай Марины — тому подтверждение, терапевт отказался распечатать заключение первичного приема.
Возникает вопрос: как же правильно действовать, если вам не выдают медицинскую карту на руки? Как получить полный доступ к медицинской документации, чтобы оценить качество оказания медицинской помощи?
Во-первых, все необходимые выписки из медкарты больного должен делать участковый или лечащий врач-терапевт бесплатно, даже если вы обслуживаетесь по полису добровольного медстрахования (ДМС). Если вам отказываются давать выписку (копию), ссылайтесь на ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (от 21 ноября 2011 г. N 323—ФЗ). Согласно документу, каждый имеет право получать информацию о состоянии своего здоровья. В любой момент вам обязаны бесплатно выдать карту на руки, чтобы вы могли на месте ознакомиться с документом и самостоятельно сделать необходимые выписки.
Во-вторых, 27 ноября 2016 года вступил в силу приказ Минздрава РФ, по которому врачи по просьбе больного должны показывать ему записи, которые сделали во время приема.
Следует учитывать, что в соответствии с федеральным законом вынос медицинской документации за пределы медицинской организации не допускается, Вас могут привлечь к административной ответственности с наложением штрафа до 500 рублей!
В-третьих, следует обратиться в контролирующие органы — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор) по месту нахождения клиники. По вопросу правильности назначений врача, объема исследований, сбора анамнеза напишите обращение в управление здравоохранения города Томска или Министерство здравоохранения. Эти органы обязаны принимать меры по устранению недостатков. Если же вы настроены серьезно, то подайте заявление в прокуратуру: “Прошу проверить порядок хранения и учета амбулаторных карт, так как моя карта утеряна” и т. д.
Людмила Артемьева