С 2006 г. и по настоящее время Юлия Викторовна Астафурова занимается монументальной церковной живописью. Ее росписью украшены нижний предел Воскресенского храма в Томске, часть Петропавловского Собора на ул. Алтайской, а также храмы в Кемерово, Абакане (Хакассия), Ханты-Мансийске, Сатпаеве (Казахстан).
Юлия Астафурова за работой
С 2010 г. Юлия Астафурова является членом союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО. На протяжении всей своей творческой деятельности томская художница активно принимает участие в городских, областных, региональных выставках.
Юлия Астафурова: Интерес к рисованию проснулся во мне еще в детстве. Я занималась в изостудии во Дворце пионеров, потом училась в художественной школе №1. После окончания общеобразовательной и художественной школ поступила учиться в Кемеровское художественное училище. Там училась на художника-оформителя, на данный момент работаю по профессии. Но так было не всегда, сразу после учебы три года я работала педагогом в художественной школе, был период, когда я работала во Дворце пионеров, сейчас он называется Домом творчества детей и молодежи, преподавала детям дошкольного возраста. А уже позже вместе с супругом погрузилась роспись храмов.
Храмовая роспись
Роспись храмов Роспись храмов — процесс трудоемкий, требующий полной концентрации и изучения тематики. В Томске мы расписали нижний предел Воскресенской церкви и часть Петропавловского собора на ул. Алтайской. Также работали в других городах. Например, в Казахстане, расписывая храм, мы жили два года. Особенно приятно писать на тему библейских сюжетов, к примеру, недавно я закончила «Тайную вечерю», очень благостное и теплое чувство испытываешь после окончания подобной работы.Если говорить о работе помимо храмовой росписи, то это не заказные вещи, а те, которые мне интересны. Мне близки быстрые в своем исполнении техники: пастель, кофейная графика, при работе с которыми за день или два получается готовая работа.
Кофейные сныКофе — один из моих любимых напитков. Выпивая чашку натурального кофе, некоторые ее переворачивают, гадают, кто-то просто всматривается в рисунок, оставшийся на дне. Мне стало интересно, а можно ли кофейную гущу использовать как художественный материал, сохранит ли кофе свое свойство причудливо разливаться на бумаге, оставляя при этом замысловатые образы. Это был чистый эксперимент, который вылился в целую серию кофейных работ. Я знаю, что в Краснодаре живет художник, который пишет кофейной гущей, но на момент, когда я начала экспериментировать с кофейной графикой, ничего о нем не знала. У меня это был порыв, проба нового для себя материала. Вообще, я бы сказала, что все мое творчество помимо церковной росписи — эксперименты.
Создание графических работ предполагает наличие задуманной идеи, запланированной композиции, работая же с кофейной гущей, элемент случайности присутствует практически всегда. Кофе вступает в сотворчество со мной, он говорит и даже может диктовать условия создания композиции. У большинства картин сюжет заранее не был мне известен, я разливала кофейную массу на листы бумаги, после высыхания «прислушивалась», вглядывалась, разгадывая кофейные ребусы, так появились коты, всадники, портреты девушек. Процесс можно сравнить с проявлением аналоговой фотографии, как работает проявитель, постепенно проясняет на белой бумаге образы, пойманные фотографом. Таким проявителем у меня работает тушь или краски. Проявляю увиденные образы тоном и цветом, размытые потеки и пятна оживают.
Можно, конечно, четко продумать композицию и написать ее цветом, а потом вторым слоем для создания фактуры и текстуры залить рабочую поверхность кофейной массой, после просыхания снова доработать краской. В данной технике выполнен «Натюрморт с лампой».
На создание работы, например, размером А1 (лист ватмана) уходит примерно три чашки выпитого кофе. Но выпитая мною чашка кофе вовсе не означает, что я тут же выливаю ее на бумагу и сразу же создаю картину. Кофейная гуща копится, сушится, складывается в отведенную для нее коробку, ожидая новых импульсов, живительной влаги, ждет, когда задышит новым ароматом и превратится в картину.
До начала работы с кофе бумагу необходимо подготовить, увлажнить, широкой кистью нанести клеевой раствор на лист. Для чего это нужно — для того, чтобы при высыхании частички кофе хорошо зафиксировались с бумагой. Лист можно полностью залить кофейной гущей, а потом искать изображение. Можно разливать хаотично: пятнами, кляксами, и при этом кофейные силуэты помогут найти интересный образ. Одни из последних таких образов, созданных при помощи кофейной гущи, были медведи. Кстати, их я выставляла на «Медвежьем фестивале» 2018 г. в Перовом музее славянской мифологии, эта выставка продолжается, и читатели газеты «Томская НЕДЕЛЯ» могут их там увидеть. Потом неожиданно появились всадники. Есть также и серия пейзажей, натюрмортов, анималистические работы.
ВдохновениеГулливер. Кукла Юлии Астафуровой
Помимо написания кофейных работ и росписи храмов я шью панно и создаю интерьерных кукол… Хотя, в принципе, ребенок вполне мог бы ими играть. Вдохновляет на работу многое: музыка, литература, природа, люди, жизнь в целом.
Случается, увлекаешься какой-то темой, продумаешь ее до мелочей, наполняешь философией, сделаешь первые наброски, и даже название дашь, но дальше она почему-то не идет. Складывается впечатление, что работа уже состоялась где-то внутри, и, может быть, отчасти поэтому не воплощается. А бывает иначе: тема для работы складывается из каких-то мелочей, обрывков, увиденных вскользь образов, фотографий в Интернете. И без особых усилий, глубокой предварительной работы, длительного ее осмысления рождается что-то интересное.
Если говорить о художниках, на которых я ориентируюсь, и кем восхищаюсь, то этот список может быть бесконечно велик, ведь у каждого есть чему поучиться, но особенно мне близки Мануил Панселин, Пабло Пикассо и мой учитель Юрий Юрасов.
ТомскЖить и работать в Томске мне вполне комфортно, но что касается продаж работ, с этим сложнее. В Москве, например, я продала выставку работ за три дня, в Томске такое, конечно, невозможно. Мой супруг кемеровчанин, но познакомились мы в Томске, в мастерской у иконописца Василия Рубцова. Мыслей покидать Томск у нас нет. Я всегда трепетно относилась к своему родному городу, любила и люблю его архитектуру, уютные дворики. С болью в сердце наблюдаю за тем, что происходит сейчас на проспекте Кирова, безусловно, понятно, что многие из вырубленных деревьев представляли опасность, но, хочется надеяться, что на их месте посадят другие.
Выставка работ
С работами я расстаюсь легко, мне приятно, когда работа находит своего покупателя, почитателя, приятно, когда люди показывают, как они оформили работу, какое место отвели ей в своем доме. Ознакомиться с моими работами можно на выставках, в галереях, в соц. сетях стоит только набрать в поисковике мое имя. Наверное, сейчас нет тех людей, кто бы не пользовался услугами Интернета.
Хочу пожелать томичам чаще бывать на выставках наших томских художников, в галереях, ведь у нас очень много талантливых художников и цены на их работы вполне приемлемые.
Ирина Лугачёва
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!Если вы готовы обсудить с нами эту статью или хотите оставить свой отзыв, то пишите на электронный адрес газеты: red@tomskw.ru или звоните в редакцию по тел. 784-293