Верный друг и отважный защитник

Фото: tomskw.ru
Символ 2018 года

Новый 2018 год, согласно китайскому календарю, объявлен годом Собаки. О собаках мы знаем многое, если не сказать — все. Но взглянув на это удивительное животное с точки зрения культуры, некоторые из нас смогут открыть для себя нечто интересное. Например, почему в фольклорных произведениях некоторых стран ставится знак равенства между собакой и волком? Почему в одних религиях собака считается священным животным, а в других “грязным”? Правда ли то, что в древности собак считали проводниками в тонкие миры? На эти и многие другие вопросы мы побеседовали с Левановой Екатериной Федоровной — культурологом, искусствоведом, преподавателем СибГМУ.

Образ собаки в мировых культурах

Леванова Екатерина Фёдоровна

Собака — знакомое и понятное нам животное, которое за долгую историю культуры стало не только спутником человека, но и объектом обрядово-символической деятельности, богатым и содержательным символом культуры многих народов. Стоит ли напоминать, что собака — это первое животное, прирученное человеком еще 30 тыс. лет назад. Почти во всех культурах собака символизирует верность и преданность, бескорыстную любовь и отвагу, доброту и чистоту помыслов. Во многих европейских культурах собака охраняет границы между миром живых и миром мертвых. Древние кельты считали собаку стражем на границе перехода двух миров. По их представлениям, живых она охраняла, а мертвым прислуживала. Кельты почитали собаку как животное подземного мира, по их представлениям собаке были ведомы тайны живых и тех, кто покинул этот мир.
Но есть и весьма противоречивые символы собаки. Так, у мусульман собака — одно из грязных животных (поскольку может питаться падалью), поэтому собак там редко пускают в дом и содержат как дворовых псов. Именно по этой причине мусульмане называют собаку “наджис” (змей), поскольку считается, что это животное и близкие контакты с ней оскверняют человека. А в индокитайском регионе, напротив, собаку почитают как одно из сакральных животных. В зороастризме она считается чистым животным, спутником и вестником богов, убийство собаки у зороастрийцев считается большим грехом.
В античной культуре образ собаки отражался как спутник и темных, и светлых духов и богов. У Гекаты, богини ночи, водились прислужники — “боевые псы”, а вход в Аид охранял ужасающий цербер — трехголовый пес Аида, символ загробного мира. С другой стороны, собаки были спутницами вечно юной богини охоты и покровительницы домашнего очага Артемиды. В греко-римской культуре собака — спутник врачей, знахарей, целителей, таких, как Эскулап и Дедал, а также всех богинь-охотниц, хранительниц лесов и природы. Считалось, что собака может чувствовать болезни человека, некоторые греческие врачи даже использовали собаку для постановки диагноза.
У северных народов Европы (викингов) предвестник Рагнарёка — пожиратель рода человеческого, часто изображается псом-оборотнем со сворой верных собак, которые, пожирая людей, расчистят место для нового возрождения жизни. За близость к человеку собаку наделяли вполне человеческими качествами, считая ее первопредком и священным животным, ведающим обо всех тайнах мироздания. Викинги верили в то, что, будучи спутником человека в жизни, собака остается им и в загробном мире. Считалось, что собака заступается за мертвых перед богами подземного мира и указывает умершим путь к вечному покою.
У африканских племен собака — демиург, изобретатель огня, и тот, кто даровал его человечеству. Считается также, что собака делится с человеком мудростью богов. Вероятнее всего, почтительное отношение к собаке в Африке связанно с тем, что собака, как первое одомашненное животное, сильно облегчила жизнь первобытного человека, помогала ему в охоте, охраняла дом, предупреждала об опасности.

Собака в славянском фольклоре

Иллюстрация к повести А.П. Чехова “Каштанка”

В русских сказках, песнях, былинах и т. д. собака неизменно положительный персонаж, помогающий главному герою, выручающий его из беды, спасающий жизнь, указывающий верный путь. Очень часто в пословицах и пожеланиях преданность собаки сравнивается с верностью жены: “При верном псе и хозяин спит, а с верной женой и муж у огня сидит”. Собака часто противопоставлялась ворону — символу предательства и хитрого обмана. Это тоже нашло отображение в русских пословицах и поговорках: “Предателя лишь вороны клюют, а собака и предателя, и ворона загрызет”. О верности собаки вообще можно найти много пословиц: “Оружие защитит, но лучшее оружие — собачья верность”. “Для продажной псины — кол из гнилой осины”. “Лишь собака знает настоящую заповедь дружбы — верность”. Кстати, в русском народном фольклоре, как и у скандинавских народов, собаки и волки — частые герои сказках. Особенностью образов этих животных в германо-славянской культуре является то, что граница между собакой и волком очень размыта и практически соединяет их воедино — противоречивое, но весьма устойчивое сочетание. Например, многим из нас знакомая сказка “Иван-царевич и Серый волк” повествует о медиумной сущности волка (собаки), который связан как с живой, так и с мертвой водой. Как известно, в сказке волк — помощник человека, заступник и спаситель от злых сил.
Такое представление о волках и собаках отражало в германо-славянских культурах ключевые моменты в формировании сюжетных линий фольклорных произведений. В мифах народов восточной Европы волк почти неразлучно связан с собакой. Зачастую в повествованиях о волках рассказывается о первопредке людского рода — псе. В фольклоре германских народов упоминается о двух волках — сторожевых “псах” — спутниках Одина — бога войны. Но только для традиции индоевропейских мифологических представлений свойственно “слияние” волка и собаки. В мифологии славянских народов волк и собака так же тесно связаны между собой. Согласно мифам славян, волки находятся под властью лешего, который заботится о них, как о “своих собаках”, ухаживает за ними, кормит. В традициях гуцулов (народ Закарпатья) волки — “собаки мужских и женских лесных духов”. Волчицы — прообразы материнства и покровительницы деторождения. Волки — символы мужества, отваги, охоты, войны. У славянских народов также прослеживается родство былин о волке-оборотне и собаке-оборотне, кроме того, улавливается схожесть оберегов от волков и собак.
В славянской культуре широкое распространение получили представления о периодическом превращении людей — как в волков, так и в собак. Согласно сказочным сюжетам, герой мог быть как сыном собаки, так и волчицы. Не секрет, что славяне, будучи язычниками, пользовались заговорами, обращенными к лешему, к святым — укротителям волков, с тем, чтобы они обуздали “своих псов”, и те прекратили наводить на поселение голод и мор. “Леший-батюшка, хозяин лесов, приветствую тебя поклоном низким и словом добрым, мой подарочек прими да собак своих уйми, все болезни отведи, помоги и исцели”.
У славянских народов “волчьими пастырями” являются разные святые. Так, у восточных и южных славян (болгар, сербов, хорватов, словенцев, босняков, черногорцев) — св. Георгий накануне своего именинного Юрьева дня созывает волков и ездит на них в упряжке. Это своего рода яркий пример двоеверия, когда языческие культы сроднились, переплелись с христианской традицией, что и привело к появлению святых, имеющих явно языческие связи с тотемными животными местных племен.

Собака в русской народной культуре

Собаки-космонавты Белка и Стрелка, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Фото Сергея Преображенского и Николая Ситникова /ИТАР-ТАСС/

Собака настолько крепко вошла в жизнь русской деревни, что со временем появились заговоры на собак. Это были всевозможные обряды о продаже собаки (“Продаю я собаку верную, не кусачую и примерную. Новый хозяин ее погладит, купит, заплатит. Да будет так”. “Щенки здоровы уродились, к продаже честной пригодились. Пусть купит их купец незлой, с любовью приведет домой”). Или это могли быть заговоры на добрую, не кусачую собаку (“Злость с собаки убираю, ее к черту отправляю. На люд рычать не станет, полает и отстанет”). Были даже заговоры на собачью шерсть, которую использовали для вязания и ткачества (“Пусть шерстка пса не осыпается, колтун не прицепляется. Тепло к ней престанет от стужи хранит”).
В древней мифологии славян в крылатую “собаку-птицу” мог воплощаться солнечный бог Семаргл, входивший в число семи главных божеств древнерусского пантеона. Семаргл воплощал в себе Солнце летнего солнцестояния и считался защитником посевов, покровителем плодородия. Славяне считали, что Семаргл наградил собак особым даром. Предки верили в дар собак — предчувствовать события: пожар, смерть, недобрые перемены, а некоторые люди до сих пор верят в приметы, связанные с собачьим воем или апатией.
Образ собаки, олицетворяющий добро и справедливость, любовь и преданность, крепко вошел в детские игры и потешки. Например, существует игра, в которой можно угадать некоторые языческие представления о собаке, как спутнице богини-прародительницы, хоть и в очень измененном виде (Не забывайте, что образ бабы Яги был сильно изменен с принятием христианства). Играющие выбирают “Бабу-ягу” и двух “собак”. На земле проводят черту. С одной стороны у черты становится “Баба-яга” с “собаками”, а с другой — “зайки”. “Бабу-ягу” дразнят:
Баба-яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку
!
Потом дети разбегаются, а “Баба-яга” отправляет своих “собак” на “охоту за зайцами”. Кого “собаки” догонят, приводят к “Бабе-яге”. После этого пойманные дети превращаются в “собак” и также ловят “зайцев”. Как только “собаки” принесут “Бабе-яге” всех детей, игра заканчивается.
Сколько потешек и детских прибауток, а также оберегов и заговоров в русской культуре сохранили образ собаки как домашнего охранника и любимца.

Образ собаки в религии

В христианской же культуре собака часто изображаются как спутница Доброго пастыря (пастуха) и служит его отличительным символом. Выражаясь иносказательно, собака, как хранитель стад своего пастуха, олицетворяет епископа или проповедника. Так, например, черные и белые собаки — символы ордена Доминиканцев. Паства же — это неразумные овцы, которых необходимо оберегать от искушений и греха, выступающих в облике волка. В монотеистических религиях Средиземноморья (иудаизм и христианство) роль пастуха — это роль праведника, а охранять и оберегать стадо без собаки пастух не может. В христианской культуре образ волка и собаки расходится крайне далеко. Здесь их ни в коем случае не воспринимают как единое целое, напротив, это полярные символы и противостоящие друг другу силы.
Интересна семантика слова “собака”. Оно по разным версиям пришло к нам или из тюркских, или из иранских языков и носило сначала уничижительный характер. В противовес ему использовали слово пес. Вообще любое уничижительное отношение к собаке в традиционной культуре направлено не к собаке, а к человеку в образе собаки. Так, например, “песьим языком” именовался язык иноверцев, а “собачьей бранью” — сквернословие. Что же касается самого животного, собака всегда воспринималась как близкий и верный друг человека, готовый защитить в любую минуту, более того, некоторые качества собак открыто ставились в пример и подражание.

Приметы, связанные с собакой

Множество обрядов и примет связано в нашей культуре именно с собакой. Например, узнать о близком поселении, хуторе или ином человеческом жилье заблудший путник мог именно по собачьему лаю. По нему же гадали незамужние девушки на святки: “Гавкни, подскажи, собаченька, с какой стороны ждать мне суженого!”. Огромное количество примет пересекается с хорошо знакомым всякому деревенскому жителю собачьим характером. Так, например, если собака качается из стороны в сторону — вскорости хозяин отправится в дорогу. Если пес, опустив морду, воет, копает ямки — не к добру: быть в доме покойнику. Воет, подняв голову — к скорому пожару; если собака ест траву — жди дождя; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, — к близящемуся несчастью; если пес мало ест, много спит — к ненастной погоде; отказывается доедать пищу после больного — значит, на выздоровление надеяться не приходится.
При гадании на воске в святочную неделю девушке, которой выпадал образ собаки, предсказывали существование верного и преданного друга, внимания которого она не замечает, и советовали искать суженного в своем окружении. А еще одно гадание заключалось в слушании “первого собачьего воя”. Девушки выходили за околицу и громко кричали, после чего затаивались и ждали первого лая в ответ. Если собака лаяла низко, значит, муж будет старый, если звонко, значит веселый. Если собака лаяла долго, значит, и муж будет много браниться. Если собачий лай был очень далек, значит и суженный приедет издалека. Если же в ответ была тишина, быть девушке старой девой.

Самый верный друг

Географический фактор сыграл большую роль в увеличении статуса собаки на Руси. Большие площади труднопроходимых лесов весьма повышали роль верного четвероногого помощника. Потому, быть может, русский человек почитал собаку больше, нежели жители степей и засушливых районов Востока. Если там “собачья работа” ограничивалась пастушьей и караульно-сторожевой службой, то на Руси собака не только охраняла своего хозяина, членов его семьи и дом, ее также брали на охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь). В северных районах нашей страны и на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. Отсюда повышенный интерес к собаке среди народов лесов и холодных и долгих зим. Именно поэтому на Руси собака еще в древности стала одним из популярных домашних животных, помогающих выживать в суровых природных условиях.

Собаки в литературе и истории

Памятник Хатико в Японии

Может быть, не все знают о том, что Антон Павлович Чехов любил собак. Больше всех ему нравились таксы. Его первые таксы носили имена с медицинским уклоном — Бром и Хина. Сам Антон Павлович писал в одном из писем своей супруге Ольге Книппер-Чеховой: “Ты пишешь мне про кота Мартына. Но — брр! — Кошек я боюсь. А вот собак, напротив, уважаю и люблю. Собака очень нужна человеку. Заведи-ка собаку!”
Нужно отметить, что Чехов очень часто упоминал в своих произведениях собак, одно из них посвящено непосредственно собаке, многие читатели газеты “Томская НЕДЕЯ” помнят его с детства — “Каштанка”. Кстати, в произведении Каштанка описывается так: рыжая собака, помесь такса с дворняжкой, с мордой, похожей на лисицу.
Нужно заметить, что собаки часто упоминаются как в русской, так и в мировой литературе. Вот лишь несколько примеров: повесть Гавриила Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, детективная повесть английского писателя Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”, рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Му-му”, трогательный рассказ Михаила Михайловича Пришвина “Первая стойка” и т. д.
Многие знаменитые люди прошлого и настоящего очень любят собак, но мне особо хочется отметить Джорджа Байрона и вспомнить его привязанность к своему псу ньюфаундленду Ботсвену. Английский поэт тяжело переживал уход своего четвероногого друга. На территории своего поместья поэт поставил ему мраморный памятник со словами: “Здесь покоятся останки существа, соединившего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жесткости и все добродетели человека без его пороков, это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека”. Пожалуй, эта самое четкое определение характера и внутренних качеств собак, и, думаю, со мной согласятся многие из тех, у кого они есть.
Мы можем вспомнить таких известных собак, как Белка и Стрелка — первые живые существа в космосе, Хатико — пес породы акита-ину из Токио, знаменитая в Америке собака хаски по кличке Болто (штат Аляска), швейцарский сенбернар Барри из монастыря св. Бернара. А сколько невинных собак пострадало во имя науки и на полях сражений во время Великой Отечественной войны, их имена мы никогда не узнаем … Но, несмотря ни на что, собаки продолжают любить человека, и нам есть чему у них поучиться.

Символ Нового года

Согласно китайскому гороскопу, который делит время на двенадцатилетний цикл, подвластный пяти элементам стихии (вода, воздух огонь, земля и металл) и двум сакральным началам инь и ян, грядущий год — 2018 — это год собаки, отмеченной символом Земли и женского начала, год Желтой Земляной Собаки. Сами китайцы придавали своему календарю важнейшую метафизическую, сакральную и магическую роль. Для современных людей зачастую это просто красивая и старинная традиция, символизирующая приход каких-то событий, связанных с календарным животным в наступающем году. Что же, если верить китайцам, то в буддизме Львиная Собака символизирует подавление страстей через Закон, она выступает стражем Закона, защитником всех, кто ищет справедливости. Будем, наедяться, что новый год привнесет в нашу жизнь немного порядка, возобладавшего над хаосом, подарит нам чувство уверенности и защищенности рядом с верным и надежным стражем миров, охраняющим нас от всех неприятностей, грозящих из мира природы и хаоса.
От всей души поздравляю томичей и гостей нашего города с приближающимся Новым годом и Рождеством! Желаю всем мира и добра, крепкого здоровья, семейного благополучия и счастья!
Ирина Лугачёва

 
По теме
Собакам в «Верном друге» нужно больше пищи в морозы - Tomsk.Ru Волонтеры и сотрудники муниципального приюта при службе отлова безнадзорных животных «Верный друг» в период морозы дают животным, содержащимся в вольерах, больше корма и заводят собак в помещение,
20.01.2018
Как сообщается на сайте облпрокуратуры, в силу закона при отлове и отстреле охотничьих ресурсов запрещено использовать стандартные капканы со стальными дугами для отлова волка, енотовидной собаки, енота-полоскуна, рыси, барсука,
16.01.2018
 
Томские активисты ОНФ проводят мониторинг доступности остановок общест... - ОНФ в Томской области Активисты Общероссийского народного фронта в Томской области совместно с представителями регионального общества инвалидов проводят мониторинг доступности для маломобильных граждан остановок общественного транспорта.
21.06.2018
Томская межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке потребовала устранить нарушения санитарных требований при  эксплуатации полигона токсичных отходов на Кузовлевском тракте в Томске - Прокуратура Томской области Томская межрайонная природоохранная прокуратура совместно с Управлением Росприроднадзора по Томской области и Управлением Роспотребнадзора по  Томской области проверила исполнение законодательства при эксплуатации полигона,
21.06.2018
Томская область выполнила план по посеву лесных культур - Департамент лесного хозяйства В лесных питомниках Томского, Тимирязевского, Чаинского и Первомайского лесничеств посеяно около тысячи (999,25 кг) килограмм семян сосны, ели и кедра, что составляет 100 процентов от годового плана.
21.06.2018
 
От красочного плаката, который закрывал эту безобразную контейнерную площадку по ул. Елизаровых, почти ничего не осталось - Томская неделя Благоустройство, уборка и санитарное состояние города Томска по-прежнему оставляют желать лучшего  Мне стыдно перед гостями за наш молодежный, студенческий, научный город.
20.06.2018
 
Безопасный отдых у воды - МЧС России В летний период даже в прохладную погоду люди стараются организовать свой отдых именно на берегу водоёма.
20.06.2018
 
я» полиэтиленовых пакетов пополняется после каждого шопинга помимо моей воли — продавец вручает покупку в ярком и гладком брендированном мешочке.
20.06.2018
Томская межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке потребовала устранить нарушения санитарных требований при  эксплуатации полигона токсичных отходов на Кузовлевском тракте в Томске - Прокуратура Томской области Томская межрайонная природоохранная прокуратура совместно с Управлением Росприроднадзора по Томской области и Управлением Роспотребнадзора по  Томской области проверила исполнение законодательства при эксплуатации полигона,
21.06.2018 Прокуратура Томской области
От красочного плаката, который закрывал эту безобразную контейнерную площадку по ул. Елизаровых, почти ничего не осталось - Томская неделя Благоустройство, уборка и санитарное состояние города Томска по-прежнему оставляют желать лучшего  Мне стыдно перед гостями за наш молодежный, студенческий, научный город.
20.06.2018 Томская неделя
я» полиэтиленовых пакетов пополняется после каждого шопинга помимо моей воли — продавец вручает покупку в ярком и гладком брендированном мешочке.
20.06.2018 Красное знамя
Традиционную уборку водоема и прибрежной зоны от мусора на Нефтехимовском озере провели дайверы ТПУ (дайв-клуб «Афалина») и ТУСУРа (клуб «Наяда»).
19.06.2018 Красное знамя
В Советском районе г.Томска вынесен обвинительный приговор молодому томичу, тяжело ранившему ножом несовершеннолетнюю девушку - Прокуратура Томской области Советский районный суд г.Томска признал 25-летнего томича виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека,
21.06.2018 Прокуратура Томской области
Презентация выставки "Парфюмер" - Томский областной краеведческий музей Выставка, представляющая уникальное соединение фотографий жанра ню и специально созданных авторских запахов,
21.06.2018 Томский областной краеведческий музей
23 июня на городском пляже «Семейкин остров» состоится награждение победителей конкурса студенческих документальных фильмов. - Администрация г.Томск Награждение победителей конкурса состоится в рамках фестиваля студенческого документального кино «Переправа», который пройдет в Томске с 22 по 24 июня.
21.06.2018 Администрация г.Томск
Астрахань глазами артистов томского Драмтеатра Значительным событием этого сезона для всего театрального Томска стали обменные гастроли Томского и Астраханского драматических театров.
17.06.2018 Томская неделя
Юлия Астафурова: «Все мое творчество помимо церковной росписи – эксперименты» С 2006 г. и по настоящее время Юлия Викторовна Астафурова занимается монументальной церковной живописью.
16.06.2018 Томская неделя
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Целью проекта является развитие добровольческого движения в муниципальных образованиях Томской области.
21.06.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Спортсмены СХК лидеры на Международных спортивных играх трудящихся в Болгарии - Cибирский химический комбинат По итогам XV Международных спортивных игр трудящихся, которые завершились 10 июня 2018 года в г. Албене (Болгария), спортсмены Сибирского химического комбината (АО «СХК»;
21.06.2018 Cибирский химический комбинат
Мастер спорта международного класса, чемпион России, призер чемпионата Европы Сергей Усов завоевал победу на Кубке России по жиму лежа в Гурьевске (Кемеровская область),
18.06.2018 Красное знамя
Работа общественного транспорта в дни открытых трансляций Чемпионата мира по футболу будет продлена.
15.06.2018 Красное знамя
Теперь можно признаться: волнения были большими. Но организаторы сделали все возможное (а местами и невозможное), чтобы Томский международный марафон, посвященный Дню города, прошел на уровне лучших марафонов России и мира.
14.06.2018 Красное знамя
Соглашение о создании в Томске «Нейронет-центра» подписали сегодня СибГМУ, Сколковский институт науки и технологий и отраслевой союз «Нейронет».
21.06.2018 Администрация Томской области
Шесть собственников земель в Томской области заплатят штрафы за лесные пожары - ГТРК Томск В Томской области возбуждены административные производства в отношении 6 собственников и арендаторов земель, огонь с которых перешел на лесной фонд, сообщает пресс-служба областной администрации.
21.06.2018 ГТРК Томск
В Томской области возбуждены административные производства в отношении 6 собственников и арендаторов земель, огонь с которых перешел на лесной фонд, сообщает пресс-служба областной администрации.
21.06.2018 ГТРК Томск
В целях исполнения программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований,
21.06.2018 Россельхознадзор Томской области