За умом - на склад!

Один мальчик из Томска на  каникулы поехал с папой в Забайкалье, и там, гуляя возле реки Чары, нашел кусок чароита. Красивый фрагмент полудрагоценного камня он принес в центр занимательной науки «Склад ума» — просто поделиться находкой. А там подумали, почему бы не провести исследование? Обратились к физикам-ядерщикам Томского политеха, при котором работает этот познавательный музей, те, в свою очередь, предложили отколоть от камня небольшой кусочек, измельчить и через спектроскоп посмотреть на него с точки зрения радиоактивности. Оказалось, что в чароите большое количество химических элементов с разным радиоактивным фоном. Для сравнения проанализировали еще парочку минералов, из которых делают бижутерию, и у шестиклассника получилась интересная исследовательская работа на тему, какие из маминых украшений могут быть опасны для здоровья.     
Но на этом польза от находки не закончилась. Когда школьник получил список химических элементов, входящих в состав чароита, то увидел знакомое название — хлор. «Это то, с чем мама моет полы?» — удивился он. 
— Понятно, что уроки химии у него начнутся с восьмого класса, но подросток к этому моменту придет с пониманием, что химия — это очень интересно, ведь то, с чем мама моет полы, может содержаться в виде частички в том или ином камушке, — говорит руководитель центра занимательной науки «Склад ума» Анастасия Дмитриева. — Такое понимание мира и методов его исследования — это главное, к чему мы хотим приобщить детей.

Сегодня вузы бьют тревогу — выпускники школ не стремятся сдавать ЕГЭ по физике, химии, математике, информатике, необходимые для поступления на технические специальности. Не только потому, что это сложные для усвоения предметы. Проблема в том, что в школьной программе сокращены часы для их преподавания. Кроме того, появился еще ряд ограничений по современным СанПИНам. Если в советское время школьники на уроках труда строгали и паяли, на химии смешивали, подогревали и «взрывали», да и вообще уверенно отличали колбу от пробирки, то сегодня на уроках многие из опытов делать нельзя. В итоге дети просто не успевают понять, что физика и химия — это интересно, а по причине того, что руками они работают мало и механизмы видят лишь на картинках, у них не успевают сформироваться даже зачатки инженерного мышления.
И если бы не встретился на пути мальчика, нашедшего чароит, «Склад ума», где у ребят есть возможность экспериментировать и исследовать, используя для этого ресурсы вуза мирового уровня, поставил бы он камень на полку и забыл о нем.
Именно эта идея — на наглядных примерах объяснить, как устроен мир и зачем нужно знать физику и химию — и лежала изначально в основе создания «Склада ума». Этот необычный музей появился шесть лет назад. В то время Анастасия Дмитриева занималась организацией выставок, связанных с продвижением технических компаний на рынок. Она обратила внимание, что мало кто из посетителей-неспециалистов понимал, как работают экспонаты. «И тогда я подумала, что это очень интересно — открывать людям глаза на то, как устроен мир вокруг нас, как работают в нем законы физики», — признается она. Так родился новый выставочный проект.
Самый старый экспонат «Склада ума» — стул с гвоздями, на котором можно вполне комфортно посидеть благодаря действию акона распределения давления. Садиться на один гвоздь — опасно для здоровья, а если много гвоздей — то ничего, вполне себе. Изготовили экспонат пятиклассники. Сначала они хотели быстро вбить в сиденье все гвозди. Но на десятом стул развалился. Ребята поняли: надо просверлить отверстия под гвозди. Начали хаотично сверлить — поняли, что эксперимент будет неточным. Тогда руководители посоветовали на компьютере создать матрицу, отдали стул в фирму, где с помощью лазера матрицу перенесли на поверхность сиденья, и уже в проделанные лазером отверстия дети вставили гвозди — собрали, как конструктор по схеме.
— На таком простом экспонате ребята решили сразу две инженерные проблемы, — комментирует Анастасия Дмитриева. — И мы поняли, что процесс тоже интересен. Сначала «Склад ума» размещался в Музее деревянного зодчества, мы думали, что будем заниматься только выставками, дети посмотрят все это, заинтересуются и пойдут в кружки технического творчества. И тут оказалось, что детям идти-то некуда — таких кружков просто-напросто нет! На тот момент работал единственный судомодельный кружок в Северске, пять авиамодельных кружков в области, а робототехника тогда только начиналась. И мы поняли, что нужно дать детям возможность не только заинтересоваться техническим творчеством, но и попробовать поработать своими руками, применить научные данные и в итоге реализовать какие-то свои проекты. И когда нас пригласили в политех, тут пазл и сложился.
Сегодня «Склад ума» — это прежде всего хорошо оборудованное рабочее пространство, куда могут прийти школьники. На экскурсию, на мастер-классы, на курсы по физике, химии, математике, конструированию, на кружковую работу, на каникулярные интенсивы. Жизнь здесь кипит круглогодично, но особенно бурно — именно в каникулы. На ближайшие зимние дни отдыха здесь уже готов пакет предложений для желающих пройти мастер-классы по пайке, робототехнике, лазерным технологиям, азам схемотехники.
— Бывает, что дети ходят на кружок по легоробототехнике, потом приходят, и мы их называем «немножко ленивым мозгом», потому что они не понимают, как работает электроника. В конструкторе она скрыта в коробочке, и им непонятно, что там, — продолжает Анастасия Дмитриева. — На курсах по схемотехнике мы открываем эту коробочку и выясняем, как все работает. Нам говорят: ну им же 10-12 лет, они не учили по физике цепи. Так чтобы они их потом учили, они должны их посмотреть, а лучше — собрать своими руками. Тогда и возникает желание все это понимать. Когда теория накладывается на опыт, человек получает устойчивые знания.
Уравновесить рычаг со смещенным центром тяжести, замерить скорость падения предметов — эти и другие опыты проводят юные испытатели. Занятия ведут студенты, они ближе по возрасту, школьник смотрит и думает: «Да это же я через пять лет! Я пока не очень понимаю, что говорит этот парень, но раз для него это легко, значит, и мне тоже доступно». Студенты все время что-нибудь придумывают — например, они могут выйти к детям в образах супергероев и предложить подумать, с помощью каких устройств и материалов можно воссоздать ту или иную суперспособность, чтобы люди могли этим пользоваться. Это и весело, и познавательно, и можно физику с химией повторить.
С какого возраста нужно прививать интерес к технически наукам и творчеству? В 11-м классе уже поздно — ребята, как правило, уже определились с выбором. И в 9-м классе поздно — школьники уже знают, в какой класс какого профиля они пойдут, если продолжат учебу в школе. Поэтому лучше всего начинать говорить о занимательной науке с 5-го класса, а еще лучше — со второго. В ТПУ в прошлом году стартовал совместный с областным департаментом общего образования проект, в котором участвуют 68 томских школ. Ребята с 1 по 11 классы по графику посещают лекции и мастер-классы. Участвуют не только городские школы — приезжают и ребята из области. С отдаленными территориями «Склад ума» занимается по скайпу — под присмотром преподавателя ребята проводят опыты.
— Для тех, кто ходил на экскурсии, знакомился с инженерными специальностями, посещал мастер-классы, заинтересовался и захотел продолжить, есть следующая ступенька — ребята могут выполнить исследовательскую работу на оборудовании Томского политеха вместе со студентами и преподавателями, — продолжает Анастасия Дмитриева. — Это самая сложная, но самая интересная часть. Кроме того, за посещение мероприятий проекта дети смогут получить до 10 баллов к ЕГЭ при поступлении в наш вуз. Конечно, наша задача — выявить и привлечь детей, которым все это интересно. Пришел ребенок на экскурсию, понял, что хочет к нам еще — пожалуйста, есть курсы по субботам. Если ребенок захотел подготовиться к конференции юных исследователей или к инженерному конкурсу — он может в течение недели ходить на кружки или записаться на проектную деятельность. Проект позволит школьникам попробовать, что такое техническое образование.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

 
По теме
Вице-губернатор Наталия Киселева провела заседание координационного совета по культуре - Администрация Томской области В администрации региона состоялось заседание координационного совета по культуре, в котором приняли участие представители молодежных центров, национально-культурных общественных объединений, учреждений культуры, ректоры вузов,
Администрация Томской области
Когда водитель — вредитель - УФССП России Не являясь собственником автомобиля, водитель совершил ДТП. Однако оплачивать ущерб придется владельцу транспортного средства.
УФССП России
Дорожная обстановка 15-17 марта - ГИБДД Город Томск 15 марта около 14 часов на регулируемом перекрестке проспекта Ленина с переулком Сакко, 50-летний мужчина, управляя автомобилем «УАЗ Патриот», выполняя маневр левого поворота,
ГИБДД
Сотрудники института и члены их семей посетили городские масленичные гулянья - Томский ИПКР ФСИН России 17 марта 2024 года в рамках воспитательной работы с постоянным составом и в рамках Года семьи сотрудники Томского ИПКР ФСИН России и члены их семей посетили городские масленичные гулянья.
Томский ИПКР ФСИН России
Тайны северских улиц - ЦГБ г. Северска Модельная библиотека-филиал «Победа» рада сообщить, что в рамках программы по краеведению «Северск на блюдечке» для учащихся младших классов успешно были проведены мультимедийные беседы «Улицы родного города».
ЦГБ г. Северска